Оценка знаний, умений и навыков учащихся.
Важным регулятором учебной деятельности учеников, органической частью учебно-воспитательного процесса является педагогическая оценка. В педагогической литературе, да и в повседневном разговоре термины «оценка» и «отметка» часто употребляются как синонимы. Хотя они взаимосвязанные, но, все-таки, и как термины, и как понятия их необходимо различать.
Оценказнаний, умений и навыков - это процесс сравнения достигнутого учащимися результата в обучении с эталонными представлениями, описанными в учебной программе.
Отметка- условное отражение оценки, которое обычно выражается в баллах. Это результат процесса оценивания, его условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений учащихся в цифрах и баллах.
Применительно к учебно-познавательной деятельности оценить-значит определить степень выполнения (решения) учащимися задач, поставленных перед ними в процессе обучения на основании сопоставления реальных результатов с планируемыми целями, заданными требованиями образовательных стандартов и учебных программ.
Таким образом, оценке подлежат как объем, системность и обобщенность усвоенных знаний, так и уровень развития специальных предметных, общеучебных и интеллектуальных навыков и умений, универсальных компетенций, включая индивидуальные образовательные параметры и личностные компоненты ведущих сфер человека.
Считается, что первая система оценок возникла в средние века в школах Германии. Она была трехбалльной и фактически означала место ученика в классе, его принадлежность по успеваемости к определенной группе (1-й -лучший, 2-й - средний, 3-й - худший). Впоследствии среднюю группу, в которую входили большинство учащихся, разделили и в результате получилась пятибалльная система, получившая широкое распространение в мировой практике образования.
В настоящее время в школах мира существуют разнообразные системы оценки знаний.
Вопрос об оценке знаний учащихся всегда был одним из самых противоречивых и дискуссионных в отечественной педагогике. Автор одного из учебников «Педагогика» советского периода Т.А. Ильина выделила в истории разработки системы оценок в советской школе три поворотных момента:
• 1918 год - декрет об отмене балльной оценки знаний и поведения учащихся,
• 1935 год - введение пятибалльной словесной системы оценок («очень плохо», «плохо», «посредственно», «хорошо», «отлично»),
• 1944 год - введение цифровой пятибалльной системы оценок.
С сентября 2002 года в Республике Беларусь была введена 10-балльная система оценки знаний учащихся средних школ.
Педагогическая оценка осуществляется в разных видах: количественно (в баллах от 0 до 10 - отметка), словесная оценка (неудовлетворительно, почти удовлетворительно, удовлетворительно, весьма удовлетворительно, почти хорошо, хорошо, очень хорошо, почти отлично, отлично, превосходно), в оценочных суждениях, взглядом, жестом, мимикой, эмоциональным отношением к поступкам учеников.
Одним из направлений реформирования общеобразовательной школы является введение с 2002-2003 учебного года десятибалльной системы оценки результатов учебной деятельности учащихся.
На протяжении первого и второго классов оценки в баллах не используются. Система контроля и оценки результатов учебной деятельности учеников в этот период обосновывается на содержательно-оценочной основе. Качественная оценка учебных достижений учеников должна осуществляться на словах. Специальная задача безоценочного периода обучения - формирование адекватной самооценки учеников, овладение детьми действиями контроля и оценки.
Для объективной оценки усвоения всеми учениками программного материала учитель осуществляет текущий, периодический и итоговый контроль, фиксируя его результаты в своих рабочих записях. При оценке знаний, умений и навыков учитель соблюдает следующие правила:
1) оценку сопровождает конкретным разбором положительных сторон и недостатков в знаниях ученика;
2) неравнодушно относится к оценке знаний учащегося;
3) не использует отметку в качестве наказания за какой-то проступок;
4) перед тем, как ставить отметку, узнаёт причину невыполнения учебной работы.
По сей день идут жаркие споры о смысле оценивания. Как и сотни лет назад педагоги спорят, что должна показывать оценка: должна ли она быть индикатором качества - категорическим определителем успеваемости обучаемого или же, наоборот, должна существовать как показатель преимуществ или недостатков методики обучения. Противоречивый характер школьной оценки отметил еще Я.А. Коменский, обратившись к педагогам с призывом разумно и взвешено пользоваться своим правом на оценку. Требование объективности контролирования в сочетании с гуманным отношением педагогов к ребенку пронизывает все дидактические системы.
Строго критиковал современные ему формы контроля К.Д. Ушинский. Характеризуя его недостатки, он подчеркивал, что они подавляют умственную деятельность учащихся. В новой демократической школе не должно быть формального контроля. Демократизация школьной жизни требует отказа не от контролирования и оценивания знаний, умений, а от рутинных форм побуждения к учению с помощью оценок. Оценка должна из нелюбимого в прошлом для многих школьников средства принудительного обучения превратиться в способ рационального определения личного рейтинга -показателя значимости человека в цивилизованном обществе.
Интересный факт. В школах 34-ых штатов США законодательно запрещено обнародовать отметку учеников без согласия родителей. В наших же школах еще можно встретить плакаты, где поименно ругают тех, кто получил неудовлетворительные отметки. И никто не думает о переживаниях этих детей.
Вопрос совершенствования системы оценки знаний учащихся неоднократно понимался в педагогике советского периода. Данной проблеме посвящены десятки работ известных педагогов (Лернер И.Я., Липкина А.И., Перовский В.М. и др.). Многие учителя-практики вводили в традиционную систему отметок нововведения. Широкую известность получил опыт обучения без оценок (Амонашвили Ш.А., Занков Л.В.).