Методы и формы контроля (проверки).
Методы контроля - это способы диагностической деятельности, позволяющее своевременно осуществлять обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об эффективности учебного процесса.
В современной дидактике выделяются следующие методы контроля: методы устного контроля, методы письменного контроля, методы лабораторно-практического контроля, дидактические тесты, наблюдение. Отдельные учёные выделяют также методы графического контроля (Щукина Г.И.), методы программированного контроля (Бабанский Ю.К.).
Методы устного контроля: беседа; рассказ ученика; объяснение; комментированное чтение текста учебника; чтение карты, схемы; сообщение и т.д. Методы устного контроля наиболее распространены в учебном процессе и проводятся как опрос учащихся и собеседование. Так проверяется и выполнение учащимися домашних заданий, и усвоение ими нового материала на уроке, и умение рассуждать, и повторение ранее изученного. Эффективность опроса и собеседования при проверке знаний достигается тем, что учитель предварительно определяет темы и вопросы для устного контроля, намечает конкретных учащихся, с которыми затем проведёт собеседование, предусматривает варианты своих действий на тот случай, если учащиеся затрудняются или не смогут ответить на поставленные вопросы.
На уроках применяются следующие формы устного контроля: индивидуальный (опрос одного ученика), фронтальный (опрос нескольких учеников), комбинированный (один отвечает устно, другой выполняет задание письменно на карточке и т.д.). В школьной практике широко используется комплексная проверка (общая оценка, выводимая по результатам выполнения различных видов работы: ответы на вопросы, дополнения к ответам товарищей, домашнее задание и т.п.).
Индивидуальный опрос учащихся позволяет учителю получить более полные и точные данные об уровне усвоения, однако он оставляет пассивным на уроке других учеников, что вынуждает учителя решать проблему их занятости во время опроса.
Фронтальный опрос занимает всех учащихся сразу, но дает более поверхностные представления об усвоении учебного материала.
Комбинированный (уплотненный) опрос - это самый трудный вид опроса. Положительные черты комбинированного опроса:
· позволяет в течении 20-25 минут, обычно отводимых на опрос, спросить в среднем от 5 до 10 человек;
· позволяет за сравнительно небольшое время проверить знания по большому разделу программы;
· развивает у учащихся способность последовательного изложения, способность к отбору основных положений, охвату темы в целом.
Недостатки:
· сразу вызывается несколько учащихся, а остальные успокаиваются, внутренне выключаются из работы, зная, что их не вызовут;
· учителю приходится одновременно вести наблюдение и за группой и за вызванными учащимися, следить за устным ответом;
· не всегда ответы даются гладкими.
Приходится направлять, уточнять.
Опытные учителя владеют разнообразными технологиями опроса, применяют дидактические карточки, развивающие познавательные игры и т. д.
Методы письменного контроля: домашние письменные работы, изложение, сочинение, диктант, реферат и др. Письменный контроль характеризуется высокой экономичностью и эффективностью, позволяет глубоко и объективно проверить знания учащихся, поскольку требует много времени на проверку. Современная дидактика и технические средства дают возможность автоматизировать: перфокарты, пособия с печатной основой, дидактические карточки, программированный опрос.
Наблюдение т.е. систематическое получение данных о знаниях и развитии ученика, осуществляется учителем в процессе ежедневной работы и дает определенные сведения об уровне знаний. Результаты наблюдения не фиксируются в официальных документах, а учитываются при работе и общей оценке ученика.
Наблюдение за работой учащихся в практике опытных учителей проводится постоянно. Оно позволяет своевременно оказать учащемуся помощь в правильной организации своего рабочего места, налаживании порядка домашней учебной работы и т. д. В конечном итоге этот метод ориентирован на формирование у учащихся таких качеств, как самостоятельность, трудолюбие, работоспособность.
Дидактические тесты являются сравнительно новым методом (средством) проверки результатов обучения. Дидактические тесты возникли на основе психологического тестирования и программированного обучения. Дидактический тест (тест достижений) - набор стандартизованных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. Это серия вопросов, к каждому из которых надо выбрать правильный ответ из предложенных 3-5 ответов; или это утверждение, в которое надо вставить пропущенные слова; или незаконченные предложения, которые следует закончить.
Разработка тестов - дело специалистов, учителя получают готовые. Тест должен отвечать следующим требованиям: надежность, валидность, объективность.
В последние годы особенно широко тесты использовались при определении степени готовности ребенка к школе с целью определения типа учебного заведения, профиля обучения. Некорректное использование тестов нередко приводило к ошибочным выводам и прогнозам. В школе стран Запада тесты традиционно являются основной формой контроля знаний. В США тесты используются в начальной и средней школе.
В Республике Беларусь централизованное тестирование стало проводиться с весны 2001 года.
Лабораторно-практические методы контроля имеют цель проверить практические умения, навыки учеников, способность применять знания при решении конкретных задач. Они представляют собой проведение опытов, эксперимента, решение задач, составление схем, чертежей, карт, создание изделий и т. д. Этот метод контроля важен, поскольку удовлетворяет принципу связи обучения с практикой, с жизнью, ориентирует ученика на применение знаний.