Лекция 1.12 Тема: Методы и средства процесса обучения.
Лекция 1.12 Тема: Методы и средства процесса обучения.
Вопросы:
1. Сущность метода и приема обучения и их функции.
2. Требования к методам обучения.
3. Классификация методов обучения.
4. Характеристика методов обучения.
5. Сущность средств обучения.
6. Классификация и характеристика средств обучения.
7. Требования, предъявляемые к средствам обучения.
Литература:
Основная
1. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. 2-е изд. М., 1988.
2. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник: В 2 кн. Кн. 1. М., 1999.
3. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник. СПб, 2001.
Дополнительная
1. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М., 2001.
2. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса. М., 1989.
3. Ибрагимов Г. Формы организации обучения в педагогике и школе. Казань, 1994.
4. Оконь В. Введение в общую дидактику. М., 1990.
5. Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. М., 1990.
Требования к методам обучения
На современном этапе предъявляются все более глубокие требования к совершенствованию традиционных и поиску новых методов. Проблема методов обучения становится одной из главных.
Требования, предъявляемые к методам обучения:
· Направленность метода на выполнение задач обучения и воспитания школьников.
· Научность метода. Научность метода обеспечивает правильное понимание закономерностей окружающего мира, ведет к правильному научному представлению мира и его сторон.
· Доступность метода, его соответствие психолого-педагогическим возможностям развития школьников. Это требование включает три основных положения: 1) связь нового содержания с известным для ученика материалом; 2) опору на достигнутый уровень развития; 3) создание тенденций для более глубокого понимания учебного материала и более интенсивного умственно развития на основе возникших, но еще не сформировавшихся перспективных форм и этапов мыслительной деятельности.
· Результативность метода обучения, его направленность на прочное овладение учебным материалом.
· Необходимость систематически изучать, заимствовать, использовать в работе передовые методы.
Характеристика методов обучения.
Наглядные методы обучения
Наглядные методы обычно применяются в сочетании со словесными методами. Их основная цель — подкрепление информации, данной учителем. К наглядным методам относятся методы наблюдения, иллюстрации и демонстрации. При их использовании источником информации выступает не слово, а различного рода объекты, явления, наглядные пособия или технические средства. Метод наблюдения представляет собой активную форму чувственного познания. Он применяется как под руководством учителя на уроках (при изучении предметов естественно-научного цикла), во время экскурсий и т. п., так и в ходе самостоятельной работы учащихся по заданию учителя. От учителя и учащихся требуется тщательная подготовка. В частности, эффективное применение данного метода предполагает разработку памяток-схем наблюдения, обучение учащихся приемам фиксирования, обработки данных и использования данных наблюдения.
Метод иллюстрации обеспечивает учащимся показ иллюстрированных материалов и пособий: картин, плакатов, схем, чертежей, графиков, диаграмм, портретов, карт, макетов, атласов и т. п. Повышают эффективность восприятия информации учащимися структурное изображение информации на учебной доске, а также компьютерные презентации.
Метод демонстрации заключается в показе действия реальных приборов или их моделей, различных механизмов, технических установок, в постановке опытов и проведении экспериментов, в демонстрации процессов различного происхождения, особенностей конструкций, свойств материалов, коллекций (минералов, образцов материалов, картин и т. п.). Метод демонстрации обеспечивает восприятие внешних форм и содержания не только в статике, но и в динамике. Этот метод является основным в процессе проведения экскурсий, которые осуществляются для ознакомления с новым учебным материалом, для углубленного его изучения или для закрепления изученного. В ходе экскурсии с помощью метода демонстрации учащиеся изучают предметы, процессы, технологии, существующие в реальной действительности (завод, лаборатория, метеостанция и т. п.), изучают растительный или животный мир и другие явления.
Разделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Многие средства наглядности могут быть отнесены как к иллюстрационным, так и демонстрационным. В последнее время метод демонстрации выделяется в самостоятельный «видеометод». В его основе находятся экранные источники информации (фильмоскопы, кодоскопы, диапроекторы, киноаппараты, телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры, сканеры и т. п.). Использование видеоматериалов помогает за очень короткое время в сжатом, концентрированном виде предъявлять большое количество информации, профессионально подготовленной для восприятия, а также помогает заглянуть в сущность явлений и процессов, недоступных человеческому зрению (ультразвуковое изображение, протекание очень быстрых и медленных процессов и пр.). Видеометод может применяться на всех этапах учебного процесса, повышая его эффективность.
Таким образом, наглядные методы обеспечивают комплексное (объемное) многоаспектное восприятие информации, способствуют развитию у учащихся всех систем восприятия, особенно наглядно-чувственного, приобретению практических умений и навыков, развивают познавательную активность и мотивацию учебной деятельности.
Методы иллюстрации и демонстрации целесообразно применять в тех случаях, когда демонстрируемые объекты, явления, процессы, наглядные пособия и т. п.: а) являются непосредственными объектами изучения; б) служат иллюстрацией, подтверждением словесного объяснения учителя; в) являются основой для рассказа о явлениях и связях, неизвестных учащимся или недоступных для их непосредственного восприятия.
Технология применения наглядных методов требует соблюдения следующих условий:
· Продуманный отбор средств наглядности, согласование их с содержанием урока, объемом учебного материала, количеством демонстрируемых единиц и т. п.
· Соответствие наглядных методов и средств возрастным и другим особенностям учащихся.
· Психологическая готовность учащихся к усвоению демонстрируемого материала.
· Вводная беседа с учащимися до восприятия объектов и явлений.
· Демонстрация средств наглядности с четким выделением главного, существенного, в умеренном темпе, в соответствующий момент урока.
· Привлечение самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
· Собеседование с учащимися по поводу воспринятого.
· Формирование у школьников умения отбирать необходимые средства наглядности в процессе самостоятельной, в том числе домашней, работы.
Практические методы являются способами организации практической деятельности учащихся в процессе обучения и воспитания. К ним относятся упражнения, изготовление рисунков, чертежей, таблиц, схем, фронтальные опыты, лабораторные работы, практические работы, выполнение трудовых заданий в мастерских, на уроках трудового обучения и др.
Наиболее распространенным является метод упражнений. Он заключается в систематической отработке умения или навыка путем ритмично повторяющихся умственных действий, практических операций в процессе взаимодействия учащихся с учителем или в их самостоятельной деятельности. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного учебного материала, а также от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Все виды упражнений условно разделяют на три группы: подготовительные, тренировочные и творческие. Кроме того, различают устные и письменные упражнения, воспроизводящие упражнения (правописание, грамматические и лексические правила, решение задач, упражнения по закреплению ранее изученного, по приобретению навыков работы с приборами и т. п.), упражнения в применении знаний в новых условиях (с нарастающей степенью трудности), комментированные упражнения (сопровождаются объяснениями), алгоритмические упражнения, упражнения по составлению учащимися задач и примеров (упражнения по образцу), проблемно-поисковые упражнения (формируют творческое мышление), творческие устные и письменные работы (развивают творческое мышление и практические действия), устные и письменные сочинения, доклады, графические работы, игровые упражнения, упражнения на обучающих машинах, компьютерах, упражнения по выработке навыков работы с приборами и оборудованием. Практические работы учащихся, имеющие производственно -трудовую направленность, относятся к учебно-трудовым упражнениям. Их целью является применение учащимися теоретических знаний в трудовой деятельности.
Эффективность метода упражнений зависит от выполнения ряда требований. Наиболее важные из них: прочное усвоение теоретического материала учащимися, осознание ими задач и последовательности выполнения упражнения, демонстрация учителем образца правильного подхода к упражнениям, разнообразие упражнений по содержанию, форме, степени сложности, дифференциация предлагаемых упражнений с учетом индивидуальных особенностей учащихся, выполнение упражнений межпредметного характера, обсуждение, анализ и коррекция выполненных упражнений и пр. Необходимо также соблюдать дидактическую последовательность в выполнении упражнений:
сначала предлагаются упражнения, обеспечивающие прочное усвоение учебного материала, затем — упражнения на его воспроизведение и применение (выработка умений и навыков), а после этого — упражнения творческого характера, требующие самостоятельного применения знаний в новых условиях.
Методы лабораторных и практических работ способствуют углублению, закреплению и конкретизации приобретенных теоретических знаний, формированию практических умений и навыков, необходимых как для учебной, исследовательской деятельности, так и для выполнения трудовых заданий в учебных мастерских, ученических бригадах, производственной деятельности.
Лабораторная работакак метод основана на самостоятельном проведении опытов, экспериментов и наблюдений учащимися. Опыты могут проводиться индивидуально или в группах. От детей требуется активность и самостоятельность.
Лабораторный метод дает возможность для формирования важных практических умений: измерять и вычислять, обрабатывать результаты и сравнивать их с уже имеющимися, проверять известные и выбирать новые пути работы.
Практическая работа –выполняет функцию углубления знаний, умений, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулирования познавательной деятельности.
Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могутпроводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке).
Познавательные игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых ученикам предлагается найти выход. Главное назначение данного метода – стимулировать познавательный процесс. Среди таких игр разнообразные математические, лингвистические игры, игры-путешествия, игры интеллектуальных викторин, игры с тематическими наборами.
Видеометод – служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации и т.д. выполняет все дидактические функции.
Интенсивное проникновение в практику работы учебных заведений новых источников электронного преподнесения информации (кодоскопов, проекторов, киноаппаратов, компьютеров с дисплейным отражением информации) позволяет выделять и рассматривать видеометод, в качестве отдельного метода обучения.
Работа с книгой.
Учебные книги успешно выполняют все функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную.
В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя. Целью работы с книгой может быть ознакомление с учебным материалом, его беглый просмотр, чтение отдельных частей, поиск ответов на определенные вопросы, обстоятельное изучение материала, решение примеров и задач, выполнение контрольных тестов, заучивание материала на память.
Наибольшее распространение получили два вида работы с книгой: на уроке под руководством педагога и дома самостоятельно с целью закрепления и расширения полученных на уроке знаний.
Самостоятельная работаучеников подразумевается во всех классификациях методов. Это та часть любого метода, которая содержит к нему необходимое дополнение – обучение, выполнение учебных заданий без учителя.
В дидактике самостоятельная работа учащихся – это индивидуальная или коллективная учебная деятельность по заданиям, но без непосредственного участия педагога.
Самостоятельная работа может быть классной и домашней. Главная функция классных работ – контролирующая, а домашних – закрепляющая, обобщающая, контрольно-корректирующая.
Сущность средств обучения.
В широком смысле средства педагогического процесса — это все то, что способствует достижению целей обучения и воспитания. Относят все виды деятельности детей, которые организуются в процессе обучения и воспитания, микросреду (семья, группы учащихся и т. п.); содержание, методы, формы педагогического процесса; предметы и приспособления для осуществления деятельности педагогов и воспитанников и др.
В узком смысле средства педагогического процесса — совокупность материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначенных для организации и осуществления пед. процесса.
П. И. Пидкасистый понимает под средствами обученияматериальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимся для усвоения знаний.
Педагогические средства– это материальные объекты, предназначенные для организации и осуществления педагогического процесса.
К средствам обучения относятся: наглядные пособия, слово педагога, учебники, дидактические материалы, технические средства (ТСО), оборудование, станки, учебные кабинеты, лаборатории, ЭВМ, ТВ, средства массовой коммуникации. В качестве средств обучения могут выступать реальные объекты, производство, сооружения.
Лекция 1.12 Тема: Методы и средства процесса обучения.
Вопросы:
1. Сущность метода и приема обучения и их функции.
2. Требования к методам обучения.
3. Классификация методов обучения.
4. Характеристика методов обучения.
5. Сущность средств обучения.
6. Классификация и характеристика средств обучения.
7. Требования, предъявляемые к средствам обучения.
Литература:
Основная
1. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. 2-е изд. М., 1988.
2. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник: В 2 кн. Кн. 1. М., 1999.
3. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник. СПб, 2001.
Дополнительная
1. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М., 2001.
2. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса. М., 1989.
3. Ибрагимов Г. Формы организации обучения в педагогике и школе. Казань, 1994.
4. Оконь В. Введение в общую дидактику. М., 1990.
5. Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. М., 1990.