Социальная педагогика — педагогика среды
Предмет социальной педагогики
Педагогика долгое время изучала только деятельность специальных педагогических учреждений — дошкольных и школьных, хотя влияние внешкольных условий и факторов понималось давно. Ныне значительно обогатились социальные факторы, институты и условия общества, которые усилили образовательное, воспитательное, обучающее, развивающее воздействие на людей. Изучением педагогических влияний окружающей среды на человека, возможностей принятия их во внимание и путей усовершенствования при целенаправленном решении педагогических задач занимается особая отрасль педагогической науки, именуемая социальной педагогикой.
К важнейшим реальностям, образующим среду и оказывающим социально-педагогическое влияниена людей, относятся:
• государственное устройство общества, его экономическая система и их состояние;
• деятельность органов государственного и муниципального управления и их работников;
• уровень культуры, нравственности, образованности, общественного сознания, жизни населения и отдельных граждан, социального обеспечения и защиты;
• жизнь, деятельность, история, социально-демографические, национально-этнические и социально-психологические особенности, социальные ожидания различных социальных групп населения, их взаимоотношения, народные обычаи («обычай старше закона») и традиции (в совокупности — «народная педагогика»);
• состояние законности, правопорядка и правовая культура населения;
• особенности и деятельность различных общностей: официальных (трудовые, воинские и служебные коллективы, общественные организации, партии и пр.) и неофициальных (бытовые, молодежные, по интересам, криминальные и др.);
• труд, стиль и методы управления в учреждениях, организациях и на производстве;
• деятельность средств массовой коммуникации, субъектов культуры и искусства;
• семья, быт, досуг;
• события и уроки жизни и др.
Классификация социально-педагогических факторов
Социально-педагогическая реальность предстает прежде всего в качестве совокупности социально-педагогических факторов.
По педагогической природе различают факторы:
• собственно-педагогические: состояние системы образования в городе, районе, области, где проживают данные юноша, девушка, постановка воспитательной работы, уровень проведения занятий, личные качества и мастерство учителей, пример родителей и применяемые ими методы работы с детьми/обеспеченность учебной литературой и т.п.;
• педагогически значимые: экономические, материальные, жилищные, бытовые, управленческие, информационные, географические, социальные, политические, этнические и другие, характерные для окружения, атмосферы, условий жизни, учебы, труда, досуга людей. Не педагогические по своей природе, они, тем не менее, сказываются на их взглядах, убеждениях, отношениях, устремлениях, навыках, привычках, качествах и др.
По источнику происхождения и масштабу влияния факторы делятся на:
• федеральные, порожденные особенностями, присущими в целом российской жизни: это государственное устройство и деятельность государственных органов, тип и состояние экономических отношений, меры, предпринимаемые государством по вопросам образования, воспитания, работы с молодежью, деятельность основных телевизионных каналов и др.;
• региональные, связанные с особенностями действия аналогичных федеральным факторов, а также иных, но присущих отдельным регионам России (областям, республикам, районам, городам, селам): деятельность местных органов власти, экономическое положение в регионе, состояние системы образования в нем, уровень культуры населения, его национальный состав и особенности образа жизни и др.;
• групповые, присущие группам людей, среди которых живет, с которыми учится, трудится, проводит досуг данный человек;
• межличностные — факторы, действующие в паре: учитель — ученик, отец — сын, два друга и др.
Ныне можно говорить и о международных социально-педагогических факторах, которые стали весьма ощутимы в жизни российских граждан, и можно ожидать дальнейшего повышения их роли. Это, в частности, обусловлено и принципом интеграции нашего образования в мировую систему образования, законодательно признанным для отечественного образования, наличием международных правовых документов, подписанных и Россией (Всеобщая декларация прав человека 1948 г.. Декларация прав ребенка 1959 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.. Конвенция о правах ребенка 1989 г. и др.), укрепление международных связей, развитие международных средств связи, информации, туризма, взаимного обмена, торговли, культуры, образования и др.
Иногда по признаку близости—отдаленности к конкретному человеку, группе социально-педагогические факторы делятся на:
• факторы микросреды — непосредственного, ближайшего окружения. Ближайший коллектив называется первичным коллективом (например, студенческая группа, бригада, экипаж);
• мeзocpeды* — более отдаленной, находящейся за пределами непосредственного окружения, среды, которой часто бывает вторичный коллектив (например, коллектив образовательного учреждения, завода, эскадрильи);
• макросреды** — условия жизни в обществе, государстве, большом регионе.
* От греч. mesos - средний, промежуточный.
** Or греч. makros - большой, длинный.
Наиболее действенно педагогическое влияние непосредственного окружения человека и кроме того оно больше поддается целенаправленным педагогическим усовершенствованиям силами самой личности и педагога, а поэтому требует особого внимания.
Характеристика социально-педагогических влияний
Социально-педагогические влияния объективны, сильны и избежать их влияний невозможно. Основной механизм их —механизм научения, т. е. непроизвольного появления педагогических результатов в опыте жизни человека под влиянием окружающей среды. Выше уже отмечена широта образовательных, воспитательных, обучающих и развивающих влияний среды на него. Особенно податлива социально-педагогическим влияниям воспитанность человека.
Сила социально-педагогических влияний определяется их:
• постоянством, непрерывностью,
• непосредственностью, близостью к каждому человеку,
• значимостью непосредственных обстоятельств жизни и деятельности,
• действенностью убеждения на опыте,
• превращением хотя бы части их в управляемые воздействия, целенаправленно используемые в педагогических целях.
Педагогическая слабость социально-педагогических влияний — в их стихийности, неуправляемости, частом несовпадении с целенаправленно организуемыми педагогическими воздействиями, нередко — в их антипедагогическом характере. Развитие средств массовой коммуникации, связи, информации, телевидения, видеотехники, музыкальной продукции, Интернета, переезды людей на большие расстояния, выезды за рубеж приблизили социально-педагогические факторы федерального и даже международного уровня к каждому человеку. Произошло вторжение напрямую этих новаций в макросреде в микросреду, в жизнь практически каждого человека с малого возраста, в каждые дом, квартиру, быт, досуг. Мы столкнулись с отчетливо выраженной исторической тенденцией, имеющей огромное социально-педагогическое значение, которая чуть ли не решающим образом, как эпидемия, сказывается на воспитании и развитии целых поколений. Это новый педагогический феномен, требующий радикальных решений, но пока еще должным образом не оцененный не только у нас, но и в мире.
Задача общества, всех его структур, граждан с активной жизненной позицией — взять под контроль максимум до сих пор не управляемых или мало управляемых социально-педагогических влияний, совершенствовать социально-педагогические факторы, особенно в непосредственном окружении молодого поколения, идущего на смену старшему, прежде всего максимально устранить или ослабить антипедагогические влияния.