Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество
Глава 4. Проблема личности в психологии
Личность и ее психология
Психологический подход к личности
Понятие «личность» используется во многих науках, но значения их схожи. Личиной в древнем театре называли маску, которую актер надевал на лицо (варианты ее можно увидеть сейчас на театральных фронтонах и афишах). Маска была характерной — «герой», «злодей», «несчастный», «любовник» и др. и указывала на ту роль, которую актер играл в представлении. Сейчас, говоря о человеке как о личности, также имеют в виду его роль, но в более широком значении — роль в «театре жизни», в обществе, среди людей.
Что определяет такую роль человека? Ответы разные, но преобладает следующий: личные достоинства человека, определяющие его место, роль в обществе, общественную зрелость. Важно подчеркнуть и другое: личность — социальная характеристика и оценка человека. Не группа крови, не особенности пищеварения, не цвет волос, не борода, не одежда и прочее определяют, что представляет собой человек как личность, а именно его социально значимые особенности. В социологии личность оценивается преимущественно по социально-демографическим данным, социальным ролям. В этике личность — носитель нравственных ценностей, чувства долга и ответственности, обладающий совестью и достоинством. В юриспруденции личность — дееспособный человек, субъект правовых отношений, сознательно принимающий решения и несущий юридическую ответственность за поступки. В педагогике личность — субъект и объект педагогического процесса, творец и участник его целей, задач, содержания, форм и методов и определяющий его эффективность.
Психология, в согласии со своим предметом, связывает достоинства человека как личности с присущими ему психологическими свойствами, качествами.Личность в психологии — системное социальное качество человека, главная целостная характеристика его внутреннего мира, мера его развития как носителя сознания, интеллекта, культуры, морали, защитника и творца человеческих ценностей. В этих ипостасях каждый человек предстает как член цивилизованного общества, как гражданин, представитель определенной социальной группы, как созидатель, но у разных людей эти характеристики индивидуализированы. Стать высокоразвитой личностью — значит качественно развить у себя ее неотъемлемые свойства, занять достойное место в жизни, в обществе, реализовать личные возможности. Известный немецко-американский психолог Э. Фромм писал:
Никогда еще человек не подходил так близко, как сегодня, к осуществлению своих самых заветных надежд. Понадобились тысячелетия, чтобы раскрылись интеллектуальные способности человека, чтобы он научился разумной организации общества и концентрации сил. Человек создал новый мир, со своими законами и своей судьбой. Оглядывая свое творение, он может сказать: воистину это хорошо.
Но что он скажет в отношении самого себя? Приблизился ли он к осуществлению другой мечты человеческого рода — совершенству самого человека? — Человека, любящего ближнего своего, справедливого, правдивого и осуществляющего то, что он есть потенциально...?
Неловко даже задавать этот вопрос — ответ слишком ясен*.
* Фромм Э. Сумерки богов. — М., 1989. — С. 144.
Это в интересах и личности, и общества, ибо общество всегда таково, какой тип личности преобладает у его граждан. Общество и жизнь в нем не могут стать лучше, если люди не станут лучше и в то же время если само общество не создает условия для этого.
Основные психологические сферы личности
Чтобы понять, какие же психологические особенности человека характеризуют его как личность, надо вспомнить, что психика системна и целостна. Попытка описать личность длинным перечнем качеств («коллекционерский подход») не позволяет правильно понять суть психологии личности.
Во внутреннем мире личности существуют и во взаимодействии функционируюттри основные психологические сферы (подсистемы, группировки психологических элементов — рис. 4.1), связанные между собой и находящиеся в определенном соподчинении.
Сфера направленности (ее называют еще мотивационной, потребностно-мотивационной, ценностно-целевой) включает в себя все внутренние побудительные силы личности — ее взгляды, убеждения, идеалы, потребности, интересы, цели, жизненные планы, склонности, установки, мотивы и др. Она определяет избирательную направленность активности и отношений личности, вовлекая в них («канализируя», направляя по избранному «руслу») потоки психических процессов (внимания, восприятий, мышления, возникших в других психологических сферах), влияя на степень, характер и способ использования возможностей, имеющихся у личности. Сфера направленности ответственна за то, «куда живет человек», что его влечет, к чему стремится и прикладывает он силы, чего добивается. Этой сфере принадлежит системообразующая, задающая, приоритетная роль в психической деятельности и она в наибольшей степени характеризует личность.
Операциональная сфера включает элементы психики, представляющие собой способы и средства, которыми обладает личность и которые она использует для достижения целей, определяемых сферой направленности. Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и как делает, какими способами достигает поставленных целей и удовлетворяет свои потребности.
Модуляционная (психофизиологическая) сфера не определяет ни цели, ни мотивы, ни способы действий, но оказывает динамическое влияние на их проявления. Это обнаруживается в разной степени силы, подвижности, уравновешенности, скорости, согласованности, эмоциональной окрашенности всех психических процессов и состояний. В иерархии сфер эта сфера — низшая, обслуживающая.
Основные свойства и качества личности
Психологические сферы определяютосновные (базовые) свойства личности. К числу их чаще всего относят: направленность личности, характер личности, способности личности, подготовленность (опыт) личности, темперамент.
Направленность личности — ее ведущее психологическое свойство, в котором представлена система ее побуждений к жизни и деятельности, определяющая избирательность отношений, позиций и активности. Ее микроструктура включает ряд качеств.
Мировоззрение (мировосприятие) — совокупность идей, мнений, убеждений, взглядов личности на мир, жизнь и общество. В мировоззрении представлено понимание ею материального и духовного мира, смысла жизни, людей и их поведения, происходящего в обществе и непосредственном окружении, вопросов политики, морали, права, экономики и многих других. Побудительная сила их велика.
Идеи, которые овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения — это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца. Это демоны, которых человек может победить, лишь подчинившись им.*
* Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. — С. 118.
Мировоззрение есть у всякого, но верным ориентиром в жизни оно бывает, когда воплощает в себе достижения человеческой цивилизации, когда оно систематично, научно достоверно и социально прогрессивно.
Потребность — испытываемая человеком устойчивая и сильная нужда в чем-то: в веществах, условиях, предметах, делах, результатах, состояниях, получении удовольствия, достижении чувства удовлетворенности. Человек относится к объектам и явлениям окружающего мира как к предметам и средствам удовлетворения своих потребностей. Потребности побуждают человека к постоянному поиску того, что их удовлетворяет. Они направляют его интересы, мысли, движения. Удовлетворение потребности вызывает чувство удовольствия, неудача — плохое настроение и самочувствие, недовольство и даже гнев, ярость, агрессию. Стремление к удовлетворению потребностей — основа целенаправленной деятельности, а успешные результаты удовлетворения той или иной потребности усиливают ее роль в направленности личности.
Потребности человека делятся на две группы: материальные (социализированные) и духовные.
Материальные — это потребности в пище, тепле, отдыхе, продолжении рода, сохранении жизни, одежде, жилище, предметах быта и др.
Они развиваются на основе биологических, наследственных, но социализируются в онтогенезе (прижизненном развитии), приобретая новые признаки и содержание. Так, утоление голода древним человеком удовлетворялось с удовольствием при поглощении с помощью рук и зубов свежего куска кровоточащего мяса, вырезанного из только что убитого животного. Та же потребность современным культурным человеком удовлетворяется полностью только при еде за чистым и красиво сервированным столом, пользовании столовыми приборами и салфеткой, на удобном стуле, в сопровождении приятной музыки и др. Это иная, преобразованная, социализированная потребность, которую животной назвать уже нельзя. Такие материальные потребности, как потребность в автомобиле, холодильнике, приличной одежде, сотовом телефоне, компьютере и пр., являясь материальными, вообще формируются при определенных социальных условиях и отсутствовали у массы людей даже 5—40 лет назад.
Духовные потребности — потребности в самореализации и самоутверждении, знании, информации, непрерывном образовании, общении, труде, защите Родины, общественно-полезной деятельности, творчестве, уважении прав и свобод других людей, в красоте, чтении, музыке и др. Духовные потребности взрослого человека социальны, сформировались при жизни под влиянием ее условий. По своим механизмам и влияниям они подлинные потребности — «аппетит духа». Лишение человека свободы, возможности общаться с другими, музицировать, заниматься творчеством, любимым делом и др. — если такие духовные потребности у конкретного человека есть, — повергает его в острые переживания, шок, приводит порой даже к суициду.
Идеалы — образы желаемого будущего, обладающего для данной личности признаками совершенства и привлекательности.
Жизненные цели — долгосрочные и среднесрочные результаты, намеченные личностью для реализации в планах жизни и деятельности.
Интересы — избирательное, эмоционально окрашенное внимание к определенным предметам, деятельности, результатам, условиям, связанным с возможностями удовлетворения потребностей и достижения жизненных целей.
Социальные установки — сложившееся на основе опыта устойчивое предрасположение, готовность человека к определенной форме реагирования (восприятию, оценке, действию, поведению) при контакте с определенными социальными объектами, факторами, условиями, событиями, информацией.
Склонности — положительное отношение, влечение, тяга к какому-либо занятию.
Мотивы — осознаваемые личностью побудительные силы конкретных выборов, решений и действий*. Цель — то, к чему стремится человек, мотив — ради чего, для чего это ему нужно. Мотивы характеризуют типичные для личности, преобладающие внутренние причины выборов ею целей, способов, поступков и действий**. Одни и те же проявления активности могут порождаться разными мотивами. Например, за поступлением в вуз у разных студентов могут стоять мотивы: «хочу стать образованным человеком», «хочу быть высококвалифицированным профессионалом», «родители настаивали», «нужен диплом», «чтобы не служить в армии», «пожить несколько лет веселой студенческой жизнью» и др.
* В психологии понятие «мотив» употребляется в двух значениях. В широком значении мотивами называют все силы человека, побуждающие его к постановке целей, действиям и поступкам по их достижению и другим проявлениям активности. В этом смысле все компоненты направленности являются мотивами, а сама она — системой мотивации. В узком смысле мотив — личностный смысл той или иной активности, показатель того, ради чего он ее проявляет.
** Поступок — социально оцениваемый акт поведения, побуждаемый осознанными мотивами. Поступок всегда имеет моральную, правовую, культурную и т.п. оценки. Самооценка поступка человеком и оценка его другими людьми могут не совпадать. Свой поступок человек может считать проявлением культурности, а другие — бескультурья.
Действие же — элемент деятельности. Бывают сенсорные, двигательные, умственные, волевые, учебные, профессиональные и другие действия.
Свойство направленности — важнейшее свойство, оказывающее доминирующее влияние на другие. Человек может отдать всего себя для достижения значимых для него результатов и не ударить палец о палец, чтобы получить другие, остаться глухим к самым правильным призывам. Зависит это от особенностей его направленности.
Характер личности (свойство, относящееся к ее операциональной сфере) — сложившаяся у личности система устойчивых отношений к труду, к другим людям и самому себе. Эти отношения во многом зависят от направленности, но связаны и со специальными знаниями, регулирующими отношения, ценностными ориентациями, умениями и навыками в реализации отношений, а •также с соответствующими привычками и качествами. Основополагающее значение имеют ценностные ориентации — внутренне понятые, одобренные и принятые личностью к реализации социальные ценности.
Отношения к труду выражены в знаниях личности, соответствующих трудовых ценностных ориентациях, навыках, умениях, привычках и качествах целеустремленности, деловитости, предприимчивости, трудолюбия, ответственности, добросовестности, настойчивости, активности, самостоятельности, инициативности, организованности.
Отношения к людям выражены в уважительности личности, гуманности, человечности, доброжелательности, вежливости, демократичности, справедливости, доброте, альтруистичности, терпимости, сочувственности, корпоративности, коллективизме, сотрудничестве, общительности, коммуникабельности, агрессивности, конфликтности и др.
Отношение к себе характеризуется самовосприятием и самооценкой личностью себя и своих особенностей, ее совестливостью, отношением к необходимости стать культурным, образованным и цивилизованным человеком, требовательностью к себе, самокритичностью, владением собой, отношением к самосовершенствованию, личностному росту, самореализации и самоутверждению, к достойному образу жизни, к сохранению физического и психического здоровья, личными притязаниями, честолюбием и др. Отношение к себе в психологии связывается с явлением рефлексии — умением и привычкой смотреть на себя со стороны, видеть глазами других людей, считаться с оценкой ими себя. Уровень развитости рефлексии у конкретной личности во многом характеризует уровень ее развития в целом, определяет ее отношение к самосовершенствованию и достойному поведению среди людей. Пренебрежение мнением о себе других — частая причина низкой культуры, личностного примитивизма и застоя в развитии. Рефлексия — существенная часть самосознания. Есть данные исследований, которые показывают, что она — тот индивидуальный показатель, по которому наиболее надежно прогнозируется возможный веер поведения данной личности.
Большинство отношений личности, закрепленных в характере, — моральные. Мораль — система ценностей и норм поведения, воплощающая сложившиеся в обществе представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, честности и порядочности. Характер и воплощает в себеморально-психологические особенности личности. Это не абстрактная, а живущая в личности и действующая мораль, арсенал моральных отношений, порождающих ее поступки с выбором и реализацией свойственным им способов поведения и решения задач. Поступить, например, в институт можно, проявляя добросовестность, усердие, организованность, требовательность к себе, хорошую подготовку к экзаменам. Но некоторые выбирают «обходные» пути и способы: протекцию, знакомства, подарки «нужным людям», взятки, списывание и др. Выбирают не случайно, ибо такова их мораль, воплощенная в ценностных ориентациях и качествах характера. Именно аморальные средства и способы, а не добросовестный труд, высокий профессионализм и иные личностные достоинства, используются также при обуреваемой человеком жажде личного обогащения любой ценой. Неслучайно говорят, что большие богатства нажиты в большинстве случаев не профессионализмом, а нечестным путем.
Очевидно, что оценка особенностей характера человека и его формирование имеют огромное личностное и социальное значение.
Способности личности (относятся тоже к операциональной сфере) — свойство, связанное с особыми качествами личности, которые благоприятствуют быстрому и относительно легкому овладению каким-то делом, эффективному его осуществлению и прогрессирующей успешностью. Различают частные (отдельные, функциональные) способности и способность к определенной профессии, специальности.
К частным способностям относятся: интеллектуальные, творческие, деловые, организаторские, художественные, к наблюдению, к запоминанию, к выносливости, музыкальный слух и др. Они обусловлены, как правило, особым развитием отдельных качеств. Так, творческие способности включают чувство нового, податливость новому, пытливость, склонность «докапываться» до сути сложных проблем, склонность к экспериментированию, уважение к данным и методам науки и др.
Второй вид способностей — способности к определенной профессии, специальности, виду деятельности. Такая способность — всегда личностный комплекс. Она включает отдельные частные способности и качества, относящиеся к другим свойствам — направленности, характеру, психофизиологии. Нельзя, например, оценить абитуриента как обладающего должными способностями к тому, чтобы стать хорошим специалистом по профилю института, если у него есть неплохие умственные данные, задатки организатора, активность, смелость, но он ленив, несамокритичен, непорядочен. Не может быть положительной и оценка, например, способностей человека стать солистом оперы, если претендент дисциплинирован, аккуратен, выдержан, вежлив, неглуп, трудолюбив, доброжелателен, но вот голоса у него нет.
Не всегда совпадают способность к учебе (способность к усвоению учебного материала) и способность к практической работе по специальности.
Найти дело по способностям — одним творцом на земле больше, одним потребителем меньше. Работа не по способностям малопродуктивна, неудачлива, трудна, в тягость. Человек без способностей к делу, которым он занимается, принимает, как правило, не лучшие решения, не очень успешно реализует имеющиеся средства и условия работы, применяет способы и приемы действий не те, что способный, хуже выполняет одинаковые с ним, чаще совершает ошибки и промахи, нередко приносит не пользу, а вред. Если бы большинство граждан занималось делом, к которому у них есть способности, успехи общества утроились бы.
Оценка способностей — дело нужное, тонкое и должно осуществляться при участии специалиста-психолога. Личное желание стать кем-то — обманчивый показатель. Есть такой парадокс: люди часто хотят заниматься тем, к чему у них нет способностей; они сознательно, а чаще подсознательно, чувствуя свою слабость в чем-то, стремятся преодолеть ее.
Опыт (подготовленность) личности — еще одно свойство, относящееся к операциональной сфере, — совокупность знаний, действий, приемов, деловых качеств, которые личность приобрела в процессе прижизненного развития и использует на пути к достижению жизненных и профессиональных целей. Без этого свойства личность не может обладать социальной значимостью, достигнуть самоутверждения и желаемого в жизни. В условиях современной России профессионализм личности (подробное в разд. III) — один из видов ее подготовленности — приобрел повышенное значение для нее и для общества.
Темперамент личности* — свойство, характеризующее модуляционную сферу ее психологии, — совокупность динамических особенностей психической деятельности, зависящих от особенностей высшей нервной деятельности данного человека.
* От лат. temperamentum — соотношение частей, смесь.
Выделяется ряд черт (особенностей) темперамента:
• сила — интенсивность, выраженность психических процессов;
• подвижность — быстрота возникновения и прекращения психических процессов;
• скорость протекания психических процессов;
• уравновешенность — сбалансированность активности, побуждений, импульсивных ответов со сдержанностью, торможением;
• ригидность* — пластичность — трудность или легкость приспособляемости к новой обстановке, задачам, коррекции привычек, навыков и др.;
• активность — устойчивый уровень активности, энергичности психической деятельности;
• сензитивность** — повышенная или пониженная чувствительность человека ко всем или некоторым воздействиям на органы чувств. Так, небольшой шум в читальном зале может раздражать одного студента, а другой может не замечать его;
• эмоциональность — эмоциональная реактивность, степень эмоционального реагирования на воздействия;
• психофизиологическая устойчивость — устойчивость к риску и опасности, перегрузкам, перенапряжению, потрясениям (вызванным, возможно, видом крови, трупа, жизненными неудачами и др.);
• работоспособность — запас психофизиологической выносливости.
* От лат. rigidus - оцепенелый, твердый.
** От лат. sensus — чувство, ощущение.
Комплексы различных психофизиологических особенностей служат основанием для выделения типов темперамента. Есть четыре общих типа, обусловленных особенностями нервной системы (их названия даны еще в V в. до н. э. Гиппократом):
• сангвинический. Наиболее распространенный среди людей тип. Человек, обладающий им, — сангвиник — отличается активностью, выраженностью и силой всех процессов, эмоциональностью, легкой переключаемостью, гибкостью, склонностью к разнообразию видов активности, устойчивостью, работоспособностью. Он уравновешен, оптимистичен, обладает веселостью и отходчивостью. Оборотная сторона этих особенностей — заниженная усидчивость, нелюбовь к монотонной работе, порой склонность к переменам там, где надо быть постоянным;
• холерический. Человек, обладающий им, — холерик — тоже отличается высокой активностью, повышенной эмоциональностью, легкой переключаемостью, работоспособностью, подвижностью, скоростью реакций, их силой, интенсивностью, быстрой адаптацией к новым условиям. Обладает быстрой речью, выразительной мимикой, жестикуляцией. Недостатки — неуравновешенность, быстрые смены настроения, раздражительность, импульсивность. В целом же, по оценке И.П. Павлова, это боевой тип;
• флегматический. В основе его — сильный, уравновешенный, но малоподвижный тип нервной системы. Флегматик работоспособен, обычно спокоен, сдержан, упорен, усидчив, устойчив, но медлителен, вяловат, а поэтому избегает перемен и ситуаций, где надо быстро реагировать, осторожен, долго обдумывает предстоящие действия, бывает нерешителен, склонен к консерватизму;
• меланхолический (примерно у 2% людей). Наиболее характерная для меланхолика природная предпосылка — слабость нервных процессов. Поэтому он повышенно сензитивен, эмоционален и из-за этого недостаточно уравновешен, малоустойчив, психологически раним. Склонен к отрицательным настроениям, грустным переживаниям, восприятию явлений «сквозь черные очки», пессимистичен, подвержен растерянности, бывает плаксив. Работоспособность понижена. Меланхолик, как тонкая струна, звучит от малейших прикосновений, но может порваться от грубых. Эти особенности имеют другой стороной плюсы: хорошая наблюдательность, внимание к бедам других и отзывчивость, повышенная самокритичность.
Исследования И.П. Павлова послужили основанием для выделения еще трех типов темперамента по особенностям соотношения двух сигнальных систем в высшей нервной деятельности:
• художественный тип. Отличается склонностью к непосредственному, живому, яркому восприятию, впечатлительностью, эмоциональностью, образностью мышления, повышенной ролью представлений в решении практических задач, яркостью воображения;
• мыслительный тип. Люди с этим типом рассудительны, вдумчивы, склонны к анализу, логическим построениям, аргументированным доказательствам, обоснованным выводам, продумыванию своих поступков, самоотчету и самоконтролю;
• художественно-мыслительный (средний) тип сочетаете себе в равных пропорциях особенности полярных типов.
Получила распространение в психологии и классификация типов личностей, основанная на психофизиологической особенности, именуемой экстравертированностъ—интровертированность, которая была предложена швейцарцем К. Юнгом. Людям экстравертированного типа свойственны преобладающая направленность психической деятельности во вне, в окружающий мир, открытость и сильная подверженность внешним воздействиям, стремление к утверждению себя в поступках и мнении других, речевая и двигательная активность, хорошая приспособляемость к внешним условиям. Для интровертированного типа, напротив, характерны направленность на внутренний мир, выраженное развитие воображения, повышенное внимание к собственным ощущениям, переживаниям, мыслям, некоторая замкнутость, затрудненность адаптации к внешним условиям.
Всякая типология дискретна. Относя человека к определенному типу, руководствуются преобладающими особенностями темперамента.
Психофизиологические особенности обычно маскируются другими личностными качествами. Так, невыдержанность отнюдь не обязательно свидетельствует о холерическом темпераменте, а может быть продуктом невоспитанности, бескультурья, неуважения к другим людям. И напротив, неуравновешенность, импульсивность, «взрывчатость» холерика может не обнаруживаться в результате сформированной привычки контролировать себя, управлять своими реакциями и др.
Индивидуальное, общее и особенное в личности
Все психологические свойства имеются у каждого человека. Важно другое: каково качество каждого компонента, его «наполнение» содержанием, в чем именно состоят особенности взглядов, убеждений, интересов, мотивов, отношений, способностей, подготовленности, психофизиологии и др. Трудно найти двух человек, у которых они были бы одинаковы, что делает личность каждого человека неповторимо своеобразной, составляет ееиндивидуальность. Каждый человек поэтому уникален.
Подчеркивая индивидуальность, ошибочно все же сводить личность к ней. Как и во всех явлениях окружающего мира, в каждом из нас индивидуальное (единичное) сочетается с общим и особенным. Общие у нас психологические свойства, мышление каждого — человеческое мышление, функционирующее на единых значениях слов и логических правилах. Получая образование, мы приобретаем знания из арсенала человеческой культуры, причем более или менее одинаковые, предусмотренные Государственным образовательным стандартом, проверяемые на экзаменах, а затем используемые в жизни. Мы загружаем свою память сведениями, получаемыми из единых учебников. Обмениваясь информацией, используем сигналы единого кода — словесного и т.д. Особенное же — это то, что делает нас психологически похожими на людей определенной группы — граждан своего государства, представителей профессиональной группы (врачей, учителей, военных, юристов и пр.), национальности, пола и др.
Необходимо различать в личности индивидуальность и индивидуализм. Индивидуализм как особая философия — тип мировоззрения, ставящего безоговорочно интересы отдельного индивида превыше всего. Отличительная особенность психологии индивидуалиста — эгоизм, самовлюбленность, преувеличенное мнение о себе, о своих достоинствах и значении, убежденность в необходимости жить только для себя, игнорируя интересы других людей и общества. Индивидуальность ценна, а индивидуализм аморален, паразитичен, ибо связан с присвоением права жить за счет других.
Описанная психологическая структура личности составляет основу программы изучения личности каждого человека (включающую все свойства и его компоненты), позволяет развернуто, шаг за шагом оценивать его особенности, а также решать, на что надо обращать внимание, что совершенствовать и развивать.