Психология и педагогика в научном подходе к решению проблем человека
Современность и наука
Человек живет и действует, решая возникающие перед ним проблемы и задачи, встречаясь с кризисами и преодолевая их, испытывая влияние окружающей природной и социальной среды. Противостоять этим силам трудно, но втройне трудно, когда они человеку непонятны, когда он не в состоянии их прогнозировать и успешно преодолевать. Действия «на глазок», самоуверенное пользование интуитивными и построенными только на личном опыте соображениями, слепое подражание каким-то понравившимся зарубежным образцам, упование на силу волевого нажима, действия по методу проб и ошибок — глубокие причины пробуксовок и неудач в любом деле. Никакими некомпетентными движениями не улучшить дело и жизнь. Анахронизм необразованности, пренебрежения наукой особенно нетерпим на фоне достижений мировой цивилизации. Все в руках человека — умного, образованного, нравственного, вооруженного научными знаниями.
Человечество в своей истории выработалотри основных способа совершенствования любого дела. Первый заключался в выявлении и устранении недостатков. Суть его — возврат положения дел к желательной норме, выравнивание успешности. Пользу это приносило, но развитие, подъем «кривой достижений» вверх, движение к более высокому уровню технологий, количества и качества продукции происходил медленно. Это не отвечало возросшему динамизму жизни, конкуренции в рыночной экономике и потребностям общества. Поэтому от него как главного способа отказались на рубеже 30-х годов. На ведущее место выдвинулся второй способ — использование передового, дающего более высокие результаты опыта других. Широкие масштабы приобрело выявление носителей такого опыта, изучение, копирование его в своей работе. Возник так называемый «промышленный шпионаж». Но после Второй мировой войны на передовые позиции вышел третий способ — использование возможностей и достижений науки, разработанных ею новых, более интенсивных технологий. В широких масштабах его стали применять японцы, скупая по всему миру патенты на научные открытия и разработки. В начале над ними посмеивались: «наука у них слабовата, своего ума не хватает». Скоро, однако, скепсис сменился удивлением: развитие Японии пошло семимильными шагами, являя пример всему миру. С тех порразвитие фундаментальной и прикладной науки, полное использование на практике их рекомендаций и достижений стало основным способом достижения быстрого прогресса и успехов в любой области человеческой жизни и деятельности. Великий создатель теории относительности Альберт Эйнштейн (1879—1955) как-то высказался в том смысле, что наука еще слаба, чтобы эффективно влиять на реалии жизни, но «все же это самая ценная вещь, которую мы имеем».
В нашей стране, к сожалению, вплоть до 90-х годов главное внимание уделялось способу выявления и устранения недостатков. Многочисленные комиссии, инспекции, проверки, составление разгромных актов, разносы, взыскания, снятия с должностей породили своеобразную игру «проверяющие ищут, а проверяемые прячут», массовое очковтирательство, приписки, «победные» реляции, в которых, в конечном счете, стали заинтересованными все. Предпринимались попытки «внедрять передовой опыт», но силовые методы, сопровождавшие в условиях административно-командной системы применение этого способа, свели его возможности практически на нет. Спад дел в стране и в организациях в 80-х годах стал катастрофическим.
Известный русский хирург, педагог и общественный деятель Н.И. Пирогов (1810— 1 1881) писал: «Где господствует дух науки, там творится великое и малыми средствами», а физику-атомщику Ф. Жолио-Кюри (1900—1958) принадлежат слова:
«Наука необходима народу. Страна, которая ее не развивает, неизбежно превращается в колонию.»
Можно дополнить: и та, которая не использует в широкой практике имеющиеся достижения науки. Такое в России допустить нельзя.
Психология и педагогика — науки о человеке
Нет более сложных проблем, чем человеческие, нет более трудного дела, чем воспитывать человека, работать с ним. Действовать здесь некомпетентно недопустимо, опасно. Где отсутствует точное знание, там всегда действуют догадки, а из десяти психологических и педагогических догадок девять — ошибочны. Подходить так к решению проблем человека равносильно знахарству в медицине.
Человечество издавна пыталось обобщать и использовать успешный опыт подготовки молодого поколения. Со временем эти усилия воплотились в возникновении психологической и педагогической наук. Первая изучает и объясняет внутренний, духовный мир человека, способы регулирующих влияний на него, вторая разрабатывает системы и методы целенаправленного обучения, воспитания, образования, развития*. И. Кант (1747—1804) в свое время писал:
Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та ... из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком.
* Слова «психология» и «педагогика» употребляются в речи в трех значениях: 1) как обозначающие качественно своеобразные явления в жизни общества и человека, 2) как названия соответствующих наук, 3) как названия учебных дисциплин. Это обычная разговорная практика, которая относится и к таким словам, как «химия», «физика», «биология» и др.
Раньше незнание или игнорирование их выводов и рекомендаций не всегда порождало тяжелые последствия. Но ныне жизнь резко изменилась и усложнилась, расширились и возросли требования к людям, многие из них принципиально новы и нужны научные технологии их психологического и педагогического удовлетворения. Можно построить шалаш из палок и ветвей, руководствуясь здравым смыслом и действуя по методу проб и ошибок, но построить небоскреб, поступая так же, нельзя. Так и в решении современных человеческих проблем. Психологические и педагогические вопросы работы с людьми, работы человека над собой, достижения жизненного успеха во все времена считались сложными, о теперешних и говорить нечего. И вообще их никогда нельзя недооценивать: человек всегда остается не столько отгадкой, сколько загадкой.
То, чем располагают уже много лет и рекомендуют науки о человеке — психология и педагогика, — это уже эффективные технологии в сравнении с эмпирическими, житейскими. Новые же, современные достижения этих наук, теории, рекомендации и так называемые интенсивные технологии — это уже высокие технологии, «высший пилотаж». Их знание и применение раньше нужно было только учителям, а сейчас — каждому образованному человеку, а тем более — молодому специалисту, выходящему на стезю самостоятельной жизни и жаждущему успеха в ней. Дело за «немногим» — изучить психологию и педагогику и повседневно пользоваться их рекомендациями.