Игры и игровые упражнения на формирование навыков самооб- служивания и элементарных трудовых навыков: с игровым модулем
«Дидактическая черепаха» (чехол «Умелые ручки»: «Заплети косички де- вочке», «Посмотри, что в мешочках», «Расстегни (застегни) пуговки на платье», «Собери портфель» и др.),«Наливаем чай в чашки», «Наш люби-
28Музыкальная гимнастика для пальчиков / Сост. М. Ковалевская, худ. А. Весе- лов. — СПб.: Союз художников, 2007; Пак Чжэ Ву. Пальцетерапия. — М.: Су Джок Академия, 2001.
мый Чистомой» (из игрового комплекта» Азбука здоровья и гигие- ны»),«Разложим посуду на подносы», «Ремни с рамками» (материал М. Монтессори»), «Сервируем стол», «Учимся застегивать, завязывать» (упражнения с рамками по типу рамок М. Монтессори),«Чистоплотные де- ти»и др.
Игры для коррекции нарушений движений артикуляторного аппа- рата, нарушений дыхательной и голосовой функции: «Аня поет», «Ба- бочка летит», «Больной пальчик», «В лесу», «Вода кипит», «Вопрос — от- вет», «Воробышки», «Ворона», «Высоко — низко», «Горячий чай»,
«Гром»», «Снежинки», «Сова», «Ступеньки», «Тихо — громко» и т. д.
Настольно-печатные и словесные игры: «Большие и маленькие»,
«Загадай загадку, покажи отгадку», «Как избежать неприятности», «Моя одежда и обувь зимой и летом», «Наши чувства и эмоции», «Подбираю одежду, обувь, посуду, мебель для меня и для моих родителей», «У нас по- рядок», «Учим знаки безопасности», «Я помогаю маме» и т. п.
Театрализованные игры: «Айболит» (по К. Чуковскому), «Бездель- ник светофор» (по С. Михалкову), «Кошкин дом» (по С. Маршаку), «Мой- додыр» (по К. Чуковскому), «Петушок и бобовое зернышко» (по сказке в обр. О. Капицы), «Утренние лучи» (по К. Ушинскому) и др.
Сюжетно-ролевые игры (см. перечень игр в образовательной обла- сти «Социально-коммуникативное развитие» раздел «Игра»).
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ДЕТСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО МАТЕРИАЛА
Малые фольклорные формы: «Ай, ду-ду», «Барашенька», «Бежала лесочком лиса с кузовочком», «Божья коровка», «Буренушка», «Валенки»,
«Волк-волчок, шерстяной бочок», «Горкой, горкой» (белорус.), «Гуси вы, гуси», «Дедушка Егор», «Дождик, дождик, веселей», «Дон! Дон! Дон!»,
«Друзья-помощники», «Едем, едем на лошадке» (шведск.), «Жили у бабу- си», «Заинька», «Заяц Егорка», «Иванушка», «Как без дудки, без дуды»,
«Кукушечка», «Курица» (англ.), «Ласковые песенки» (азерб.), «Ласточка»,
«Лето», «Маленькие пастухи» (шведск. песенка, обр. И. Токмаковой),
«Наши уточки», «Ой, в зеленом бору» (укр.), «Отличные пшеничные» (шведск. песенка в обр. И. Токмаковой), «Пастух», «Перекликание пету- хов», «Пастушок» (болг.),«Песня моряка» (норвежск.), «Под горкой на речке», «Поедем, сыночек, в деревню с тобой», «Скок-скок-поскок», «Со- вушка», «Солнышко-ведрышко!», «Стучит, бренчит», «Тили-бом», «Трав- ка-муравка», «Уж ты, зимушка», «Уж ты, радуга-дуга», «Улита, улита» и др.
Сказки: «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Два жадных медве- жонка» (венг. нар.), «Заюшкина избушка», Заяц-хваста» (обр. А. Толстого),
«Заяц-хвастун» (обр. О. Капицы), «Зимовье зверей», «Колобок», «Кот, пе-
тух и лиса», «Красная шапочка» (Ш. Перро, обр. К. Ушинского), «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду» (пер. с англ. О. Образцовой), «Курочка Ря- ба», «Лиса и козел» (обр. О. Капицы), «Лисичка-сестричка и волк», «Ли- сичка со скалочкой», «Маша и медведь», «Петушок и бобовое зернышко» (обр. О. Капицы), «Рукавичка», «Три медведя» (обр. Л. Толстого), «Три поросенка» (пер. с англ. С. Михалкова), «У солнышка в гостях» (словац- кая), «Хаврошечка» (обр. А. Толстого), «Царевна-лягушка» (обр. М. Була- това) и др.
Произведения классической и современной литературы для детей:
Аким Я.«Случай про детей».
Алексин А.«Ледоход».
Андерсен Г.-Х. «Гадкий утенок».
Арбеков В. «Пирожок».
Барто А. «Девочка-ревушка», «Девочка чумазая», «Кто как кричит»,
«Мы с Тамарой».
Баруздин С. «Архитектор», «Каменщик» (отрывки), «Кровельщик» (отрывки), «Кто построил этот дом?», «Маляр», «Плотник» (отрывки).
Берестов В.«Мишка, мишка, лежебока», «Котенок», «О чем поют во- робышки?», «Снегопад».
Бианки В. «Купание медвежат», «Первая охота», «Хвосты».
Благинина Е.«Вот какая мама», «Катя леечку взяла», «Маша обедает»,
«Научу обуваться я братца», «Паровоз, Паровоз…», «Полюбуйтесь-ка, иг- рушки».
Блок А.«Ветхая избушка», «Новый год», «Снег да снег».
Борисов В.«Цыплята», «Ездовая собака».
Габе Д. «Мама».
Галиев Ш.«Дятел».
Гурина И. «Новогодние забавы».
Дисней У. «Приключения маленького щенка» (англ.).
Дрожжин С.«Опять зима на саночках», «Пройдет зима холодная».
Драгунский В.Из книги «Денискины рассказы»: «Арбузный переулок»,
«Зеленчатые леопарды», «Он живой и светится», «Профессор кислых щей», «Тайное становится явным», «Что любит Мишка», «Что я люблю».
Драч И. «Врач».
Есенин С. «Белая береза» (в сокр.).
Житков Б. «Как слон купался», «Что я видел», «Зебра», «Светофор» (отрывки), «Слоны», «Как мы приехали в зоосад».
Забила Н. «Маленькая школьница».
Зайцев Г.«Уроки Айболита», «Уроки Мойдодыра».
Заходер Б. «Переплетчица», «Портниха», «Собачкины огорчения»,
«Сапожник».
Капчинский В.«Верное средство».
Кардашова А.«Дождевой автомобиль», «Наш доктор» (отрывки),
«Семена», «Уборка».
Квитко Л. «Ручеек».
Кириллов Л.«Ничуть не страшно».
Клокова М.«Белые гуси», «Мой конь», «Кукушка».
Кольцов А.«Дуют ветры буйные».
Коваль Т.«Тетерка».
Козлов С. «Доверчивый ежик». КоростылѐвВ. «Королева Зубная щѐтка». Крюкова С. «Паровозик Пых-пых».
Ладонщиков Г.«Зазвонил будильник»,«Медведь проснулся», «По- мощники весны».
Майков А.«Ласточка примчалась».
Маршак С. «Английские баллады» (пер. и обр.), «Багаж», «Весенняя песенка», «Волк и лиса», «Два котенка», «Детки в клетке», «Елка», «Кош- кин дом», «Круглый год», «Кто колечко найдет?», «Милиционер», «Песня о елке», «Перчатки» (пер. с англ.), «Пожар» (отрывки), «Почта» (отрывки),
«Разговор лягушек», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мы- шонке», «Тихая сказка», «Усатый-полосатый».
Маяковский В. «Кем быть?» (в сокр.), «Что такое хорошо и что такое плохо?».
Михалков С. «А что у вас?», «Бездельник светофор», «Грипп», «Мой щенок», «Моя улица», «От кареты до ракеты»,«Прививки», «Про мимозу»,
«Тридцать шесть и пять», «Фома», «Чудесные таблетки».
Могилевская М.«Наш первый разговор».
Мориц Ю. «Ежик резиновый», «Ручеек».
Мошковская Э. «Веселый магазин», «Мчится поезд…», «Уши».
Муравейка И. «Я сам пахал».
Найденова Н.«Наши полотенца».
Носов Н. «Живая шляпа», «Заплатка», «Лисята» и др.
Осеева В.«Волшебное слово».
Пермяк Ю.«Торопливый ножик».
Пишумов Я.«Машины», «Это моя улица».
Плещеев А.«Дедушка, голубчик, сделай мне свисток!..», «Осень наступила», «Сельская песенка», «Травка зеленеет», «Уж тает снег».
Подлесова Н.«Трусливый огурчик».
Полякова Н.«Доброе лето.
Потапова Т.«Продавец», «Пожарный»» «Врач» и др.29
Пришвин М.«Журка», «Золотой луг», «Разговор деревьев», «Ребята и утята».
Пушкин А. «Зимнее утро».
29Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4−7 лет. — М.: ТЦ «Сфера», 2008.
Руссу В.«Моя мама».
Саконская Н. «Иголка, иголка».
Сапгир Г.Цыферов Г. «Песенка паровозика».
Сегун А. «Пыхтит паровозик…». Сенчищева Т. «Дом и все, что в нем».
Серова Е.«Волчонок» (в сокр.), «Колокольчик», «Одуванчик», «Лан- дыш».
Скребицкий Г.«На лесной полянке», «Снеговики».
Соколов-Микитов И.«Весна красна» (в сокр.), «Зима вьюжная» (в сокр.), «Золотая осень» (в сокр.), «Красное лето» (в сокр.).
Степанов В.«Лисичкины грибы», «Тук-тук», «Учим цифры».
Суриков И. «Детство», «Первый снег пушистый».
Сутеев В. «Кораблик», «Кто сказал мяу?», «Мешок яблок», «Петух и краски», «Под грибом», «Три котенка», «Цыпленок и утенок».
Теплоухова Н. «Барабанщик».
Титова Т.«Пропал Петя-петушок».
ТокмаковаИ. «Весна», «Где спит рыбка», «Глубоко ли, мелко», «Го- луби», «Как на горке снег, снег».
Толстой А. «Грибы».
Толстой А. К. «Осень».
Толстой Л.«Акула», «Воробей на часах», «Как волки учат своих де- тей», «Котенок», «Лев и собачка», «Мыши», «Нашли дети ежа», «Пожар- ные собаки», «Сел дед пить чай».
Трутнева Е. «Без нужды и без тревоги», «Дед Мороз», «Елка», «Ско- ком-скоком».
Тютчев Ф. «Весенние воды», «В небе тают облака», «Зима недаром злится».
Тувим Ю. (обр. С. Михалкова)«Овощи.
Ушинский К.«Бодливая корова», «Еж и заяц», «Как строят дома»,
«Как человек ездит по воде», «Кончил дело, гуляй смело», «Лекарство»,
«Лиса Патрикеевна», «Спор зверей», «Стол и стул», «Уточки», «Утренние лучи» и др.
Фет А. «Чудная картина», «Ласточки пропали».
Хармс Д.«Храбрый ежик».
Чарушин Е. «Белка», «Волк», «Волчишко» (в сокр.), «Воробей», «За- яц», «Как Томка научился плавать», «Кошка», «Курочка», «Лиса», «Мед- вежонок», «Собака», «Утка с утятами», «Что за зверь».
Чуковский К. «Айболит», «Телефон», «Федорино горе», «Таракани- ще», «Путаница» и др.
Чайников П.«Мой сын».
Цыферов Г. «Жил на свете слоненок».
Усачев А. «Мы играли в паровоз».
Фетисова Т. «Куда спешат красные машины» и др.
Яковлев Ю. «Умка» (сценарий мультфильма) и др.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА
Художественные картины: Айвазовский И.«Ночь. Голубая волна»; Аргунов И.«Портрет крестьянки в русском костюме»; Венецианов А. «Гум- но»; Волосов В. «Натюрморт»; Гилазов Р. «Леночка»; Головин А. «Купав- ки»; Грабарь И.«Натюрморт с грушами»; Кончаловский П.«Клубника. Натюрморт»; Кузнецов П.«Цветы»; Куинджи А.«Ладожское озеро»; Ку- стодиев Б. «Дети в маскарадных костюмах»; Левитан И.«Золотая осень»,
«Белая сирень», «Одуванчики», «Васильки»; Лучишкин С. «Лыжники»; Маковский В. «Варка варенья»; Мане Э. «Персики»; Машков И.«Синие сливы»; Репин И.«Яблоки. Стрекоза»; Серов В. «Портрет Микки Морозо- ва»; Шаманов Б. «Ужин в деревне. Семья»; Шишкин И. «Зима», «Мухомо- ры», «Береза и рябина», «Утро в сосновом лесу» и другие произведения художников.
Учебно-наглядные пособия для детей: Грибовская А. А. Детям о народном искусстве: Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста (М., 2001); Доронова Т. Н. Дошкольникам об искусстве: Учебно- наглядное пособие для детей дошкольного (среднего) возраста. (М., 2000); Знакомство с натюрмортом / Авт.-сост. Н. А. Курочкина (СПб., 2005); Зна- комим с пейзажной живописью / Авт.-сост. Н. А. Курочкина (СПб., 2005) и др.
Книжные иллюстрации:
Арбеков В. — иллюстрации к сказке Т. Титовой «Пропал Петя- петушок», к сказке В. Арбекова «Пирожок».
Белоусов В.— иллюстрации к серии «Большая поэзия для маленьких детей»: «Осенние стихи», «Зимние стихи», «Весенние стихи», «Летние стихи».
Белоусов В. И, Белоусова М. — иллюстрации к книге М. Пришвина
«Рассказы о животных».
Блохина И. — иллюстрации к стихотворению Е. В. Серовой «Веселая лужайка.
Булатов Э., Васильев О. — иллюстрации к стихам В. Берестова в
«Книге для чтения в детском саду».
Васнецов Ю. — иллюстрации к сказкам «Три медведя» (рус. сказка, обр. Л. Толстого), «Кошкин дом» (С. Маршака) и др.
Дехтерев Б. — иллюстрации к сказке «Красная шапочка» из серии
«Сказки на ночь».
Горбушин О. — иллюстрации к сказке С. Козлова «Я на солнышке лежу…».
Елисеев А.— иллюстрации к сказке К. Чуковского «Мойдодыр».
Ермакова Е. — иллюстрации к загадкам «Загадки о цветах».
ка».
Калмыкова Д. — иллюстрации к стихам В. Борисова «Ездовая соба-
Кобзарев Р., Савина О. — иллюстрации к словацкой сказке «У сол-
нышка в гостях.
Карпенко Л.—иллюстрации к книге В. Степанова «Лисичкино лукош-
ко».
Перфилова М.— иллюстрации к сказке С. Маршака «Кошкин дом».
Попова И. — иллюстрации к стихам Т. Сенчищевой «Дом и все, что в
нем».
Приходкин И. — иллюстрации к стихам И. Гуриной «Новогодние за- бавы».
Рачев Е. — иллюстрации в книгах «Лесичка-сестричка», «Маша и медведь» (русские народные сказки) из серии «Сказки на ночь».
Рудаченко М. — иллюстрации к сказке Л. Кириллова«Ничуть не страшно».
Сазонова Т., Прытков Ю. — иллюстрации к сказке В. Капчинского
«Верное средство».
Сутеев В. — иллюстрации к сказкам «Под грибом», «Разные колеса»,
«Кто сказал мяу»?, к сказке К. Чуковского Тараканище» (М.: «Изд-во Аст- рель», 2010) и др.
Токмакова Л. — иллюстрации к книге В. Драгунского «Денискины рассказы» из серии «Сказки на ночь».
Чарушин Е. — иллюстрации к произведениям «Утка с утятами»,
«Волк», «Белка».
И другие.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Произведения декоративно-прикладного искусства: глиняные иг- рушки (дымковская, каргопольская, тверская и др.); предметы, в том числе игрушки, из дерева (матрешки, грибки, бочонки, курочки на подносе, рас- писные деревянные яйца, подставки к ним), из соломы (куколки, картин- ки); предметы быта (вышитая и украшенная аппликацией одежда, распис- ная посуда и др.).
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА
Русские народные песни, прибаутки и попевки, мелодии: «А я по лугу» (обр. С. Бодренкова), «Ах вы, сени», «Ах ты, береза» (обр. М. Раух- вергера), «Во поле береза стояла», «Во саду ли, в огороде» (обр. Н. Рим- ского-Корсакова), «Ворон», «Воротики» (обр. Р. Рустамова), «Горелки»,
«Гуси, вы гуси» (обр. С. Разоренова), «Догонялка», «Дождик» (обр. Т. По-
патенко), «Заинька» (обр. Н. Римского-Корсакова), «Каблучки» (обр. Е. Адлера), «Как на тоненький ледок», «Калинка», «Каравай», «Котя-коток»,
«Ладушки» (обр. Г. Фрида), «Пальчики и ручки», «Петушок» (обр. М. Кра- сева), «По улице мостовой», «Пойду ль я, выйду ль я», «Посеяли девки лен» (обр. Е. Туманян), «Приглашение» (обр. Ю. Слонова), «Приседания» (обр. М. Раухвергера), «Пружинки» (обр. Е. Туманян), «Скок-скок-поскок»,
«Тень-Тень», «Теремок», «Ходит Ваня».
Песни, пляски и мелодии народов мира: «Аннушка» (чешск. полька),
«Веснянка» (укр.), «Воробушки» (венг.), «Гопак» (укр., обр. Н. Метлова),
«Гусята» (нем.), «Игра с платочком» (укр.), «Пляска с султанчиками» (укр.), «Мой конек» (чешск., обр. И. Гойны), «Парная пляска» (карельск.),
«Погремушки» (укр., обр. М. Раухвергера), «Приседай» (эст., сл. Ю. Эн- тина, обр. А. Роомере), «Стукалка» (укр., обр. Р. Леденева), «Три синички» (чешск.), «Хлоп-хлоп-хлоп» (эст., обр. А. Роомере), «Янка» (белорус.).
Классические и современные музыкальные произведения:
муз. и сл. Абелян Л.«По грибы»;
муз.Александрова А. «К нам гости пришли»;
муз. Александрова А., сл. Френкель Н.«Кошка», «Осенняя песенка»;
муз. Арсеева И., сл. Френкель Н.«Петрушка»; муз. Бекман Л. «Елочка»;
муз. Бетховена Л.«Лендлер»;
муз. Бирнова Л., сл. Семернина В.«Часы»; муз. Благ В. «Танец»;
муз. Брамса И.«Петрушка»;
муз. и сл. Быстровой М. «Осенняя пора»;
муз. Варламова А. «Красный сарафан»;
муз. и сл. Вересокиной Н.«Шел веселый Дед Мороз», «Мы в снежки играем смело»;
муз. и сл. Вихаревой Г.«Собираем урожай», «В золоте березонька»,
«Елочка любимая», «Маленькая елочка», «Зайцы и лиса», «Звери на елке»;
муз. Витлина В.«Всадники и упряжки», «Игра»;
муз. Витлина, В. перевод Найденовой Н.«Мишка с Куклой пляшут по- лечку»;
муз. Витлина В., сл. Пассовой А.«Паровозик»; муз. Ветлугиной Н.«Ау»;
муз. Волкова В.«Ласковая песенка»;
муз. Вольфензона С., сл. Благининой Е. «Речка-ручеек»;
муз Герчика В. «Хорошо у нас в саду», «Елочная»;
муз. Глинки М. «Детская полька», «Мелодичный вальс»;
муз. Горянина В., сл. Барто А. «Что ты хочешь, кошечка», «Мячик»,
«Бычок», «Мишка», «Слон»;
муз. Горянина В., сл. Кучеренко Л.«Колыбельная»;
муз. и сл. Гомоновой Е. «Танец с осенними листочками», «Осень»,
«Осень в гости к нам идет», «Танец озорных петушков», «Подарки маме»,
«Мамочке любимой»;
муз. Гомоновой Е., сл. Ануфриевой А., Митюковой О. «Игра в снеж-
ки»;
муз. Затеплинского С. «Поскоки»;
муз. Золотарева В. «Тарантелла» (отрывок);
муз. Иванникова В., сл. Александровой З. «Кто как кричит»;
муз. Иорданского М.«Голубые санки»;
муз. Кабалевского Д. «Походный марш», «Вальс», «Птичий дом»,
«Барабанщики»;
муз. Каменоградского Е. «Медведь»;
муз. Кишко И., сл. Кукловской Н.«Игра с лошадкой»;
муз. Компанейц З.«Паровоз»;
муз. Красева М. «Зимняя песенка», «Конь», «Медвежата», «Воробыш- ки», «Санки», «Барабанщик», «Игра со звоночками», «Игра с бубном»;
муз. Красева М., сл. Френкель Н.«Медвежата»;
муз. Красева М., сл. Чарной М., Найденовой Н.«Барабанщик»; муз. Красева М., сл. Френкель Н. «Веселая дудочка»;
муз. Кузнецова А., сл. Найденовой Н. «Листья золотые»;
муз. Леви Н.«Вальс», «Мы в зеленые луга пойдем»;
муз. Левиной З., сл. Петровой З. «Неваляшки»;
муз. Ломовой Т. «Кот и мыши», «Кошечка», «Передача платочка»,
«Упражнения с мячами»;
муз. Мейербера Д. «Галоп» (отрывок);
муз. Метлова Н.«Зима прошла»;
муз. Можжевелова Б. «Огородная хороводная»;
муз. и сл. Насауленко С. «Весной», «У березки», «Солнышко»;
муз. Павленко В.«Капельки»;
муз. Паулса Р., сл. Мазнина И. «Выйди, солнышко»;
муз. Петрова А.«Игра с мячами», «Скакалки»;
муз. Попатенко Т., сл. Найденовой Н. «Машина»; муз. Попатенко Т. «Зайцы и медведь», «По грибы»; муз. Прокофьева С. «Марш»;
муз. Разоренова В. «Мы дружные ребята»;
муз. Раухвергера М.«Летчики», «Комическая пляска» (отрывок),
«Грибок», «Не опоздай», «Автомобили»;
муз. Раухвергера М., сл. Барто А. «Солнышко»;
муз. Римского-Корсакова Н. «Колыбельная»;
муз. Рустамова Р., сл. Мироновой Л. «Песня собачки»;
муз. Слонова Ю.«Петрушки», «Снежинки», «Приглашение», «Стукол- ка», «Матрешки», «Полька»;
муз. Слонова Ю., сл. Некрасовой Л. «Веселые матрешки»;
муз. Старокадомского М. «Вальс», «Зайчик», «На зарядку», «Поезд»;
муз. и сл. Старокадомского М. «Мы погреемся немножко»;
муз. Тиличеевой Е. «Заинька», «Качели», «Летние цветы», «Мамин праздник», «Наша мама», «Пляска» (отрывок), «Поезд», «Птички клюют»,
«Строим дом», «Чудо», «Эхо» (распевка), «Яблонька»;
муз. Тиличеевой Е., сл. Найденовой Н. «Самолет», «Колыбельная»; муз. Тиличеевой Е.,сл. Некрасовой Л. «Что нам нравится зимой»; муз. Тиличеевой Е., сл. Долинова М.«Песенка котят»;
муз. Тиличеевой Е., сл. Кравчука М.«Спите куклы»;
муз. Тиличеевой Е., сл. Островского Ю. «Угадай, на чем играю»;
муз. Филиппенко А.«Детский сад», «Зайцы и медведь», «Мы на луг хо- дили», «Урожайная»;
муз. Филиппенко А., сл. Волгиной Т. «Цыплята»,«Паровоз»;
муз. Филиппенко А., сл. Кукловской Н. «Веселая девочка Алена»;
муз. Флотова Ф. «Жмурки»;
муз. Фрида Г. «Курочка и петушок»;
муз. Фрида Г., сл. Френкель И.«Песенка о весне»;
муз. Чайковского П. вальс «Игрушка», «Камаринская», «Марш дере- вянных солдатиков»;
муз. Хромушина О., сл. Домнина А. «Колыбельная»;
муз. Шитте Л.«Этюд»;
муз. Шварца Л.«Кто скорее»;
муз. Шостаковича Д. «Вальс», «Марш», «Шарманка»;
муз. Штрауса И. «Полька»;
муз. Шуберта Ф. «Упражнения с флажками», «Экосез»;
муз. Шумана Р.«Смелый наездник», «Солдатский марш» (соч. № 68
№ 2);
муз. Юровского В., сл. Сапгира Г., Цыферова Г. «Песенка паровозика» из м/ф «Паровозик из Ромашково»;
муз. Эрнесакса Г., сл. Эрнесакса С. «Едет, едет паровоз»; и другие.
ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ
(СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Логопедическая работа
Подготовительный этап
Игры и игровые упражнения на формирование слухового и зри- тельного восприятия, внимания, памяти, зрительно- пространственных представлений: «Времена года», «Где такие?», «За- помни и найди», «Зверюшки на дорожках», «Ищи и находи», «Какого цве- та нет?», «Картина», «Картинка», «Колокол-колокольчик», «Кто внима- тельный», «Кто где стоит», «Кто за кем пришел», «Лото», «Мастерская форм», «Найди и назови», «Найди клад», «О чем говорит улица?», «Обед для матрешек», «Позвони на том же месте», «Поймай меня», «Положи верно», «Построй ворота», «Прятки с игрушками», «Расставь по местам»,
«Собери букет», «Спрячь игрушку», «Телефон», «У кого такое?», «Уга- дайка», «Цвет и форма», «Цветик-семицветик», «Цветные дома», «Чего не стало?», «Что бывает такого цвета?», «Что досталось тебе, дружок?», «Что за чем звучало?», «Что изменилось?», «Что нарисовано?», «Чья это кону- ра?» и др.
Игры и игровые упражнения на формирование общей, ручной и ар- тикуляторной моторики: «Бочонок с водой», «В гости», «Волк», «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», «Двое разговаривают»,
«Домик», «Дружба», «Ежик», «Зайцы», «Замок», «Колокол», «Кот»,
«Кошки-мышки», «Кулак — кольцо», «Курочка — петушок», «Ладони на столе», «Лакомка», «Ловкие пальцы», «Лодочка», «Лошадки», «На одной ножке вдоль дорожки», «Ножницы», «Пальчики здороваются», «Пассажи- ры в автобусе», «Паук», «По узенькой дорожке», «Подбрось-поймай»,
«Пожарники», «Птичка летит», «Птички», «Пчела», «Пять человечков»,
«Серсо», «Скакалка», «Солнечные лучи», «Спичечные коробки», «Топ- хлоп», «Флажок», «Часы», «Человечек» и др., а также специальные игро- вые комплексы артикуляторной гимнастики (для различных фонетических групп звуков).
Игры и игровые упражнения на формирование мыслительных опе- раций: «Заборчик», «Исключи неподходящую картинку (слово)», «Назови одним словом», «Назови, какие бывают…», «Отгадай загадки, найди от-
гадку», «Подбери слова (простые аналогии)», «Последовательные картин- ки», «Путаница», «Разложи и назови», «Составь картинку», «Составь фи- гуру», «Сравни», «Что здесь должно быть нарисовано» и др.