Игры и упражнения с полифункциональными модульными набора-
ми:
с плоскостным конструктором: «Елка», «Разложи фигуры», «Сериа- ция по цвету или форме», «Собери фигуры по величине», «Собери фигуры по цвету»;
с ковриком «Топ-топ»: «Найди свой домик», «С пенька на пенек», «С фигуры на фигуру», «Строим башню»;
с модулем «Дидактическая черепаха»: игры с чехлом «Укрась полян- ку», «Волшебный круг»;
с игровым модулем «Пирамида»: «Выложи дорожку из колец от само- го большого к самому маленькому», «Собери пирамиду»;
с набором мягких модулей «Гномик», «Радуга»: «Два (три) пенечка для зайчиков», «Собери все кубы и сделай башню»;
с мягкой модульной игровой дорожкой: «Длинная и короткая дорожка из кирпичиков», «Сколько брусков — столько и шариков»;
с сухим бассейном с шариками: «Возьми столько шариков из бассей- на, сколько раз ударит бубен», «Купаемся и собираем шарики»;
с интерактивными панно: «Звездный путь», «Наши ножки идут по волшебной дорожке» (настенный ковер «Млечный путь», напольный ковер
«Млечный путь»), «Поиграем со светом» (светильник «Фонтан света»),
«Посмотри на звездочки на небе», «Солнечные зайчики» («Зеркальный шар») и др.
Дидактические игры: «Бабочки и цветы», «Ванька-Встанька (пира- мидка)», «Волшебные прищепки», «Забивалка — пять стержней», «Заби- валка — восемь шариков», «Игра с матрешками», «Игра с уточками в реч- ке», «Катание шаров через ворота», «Катание шаров», «Ключи к замкам»,
«Когда это бывает?», «Листья и божьи коровки», «Ломтик сыра (шнуров- ка)», «Машины и гаражи», «Найди свою метку», «Подберем куклам одеж- ду», «Подбери картинки к большой картине», «Принесем игрушки», «Пу- говицы по четыре отверстия с катушками разных цветов (шнуровка)»,
«Сосчитайка» (удары в бубен, сопровождение ударов мазками кисточкой, примакиванием кисточкой и т. п.), «Считалка (цилиндры) — пять элемен- тов», «Угадай, что в чудесном мешочке (под салфеткой)», «Цвет и форма»,
«Цветные кубики», «Цветные шары» и др.
Режиссерские игры:
пальчиковый театр из кубиков и шариков для настольного тенниса:
«Волк и козлята», «Волшебные кубики и шары»;
театр на рукавичках: «Веселые рукавички»;
театр кукол бибабо: «Лиса и зайцы», «Репка», «Семейка ежей» и др.
Игры-драматизации: «Бабочки на полянке», «Ежи и грибы», «Зайчи- ки» на полянке, «Кошка и котята», «Курочка и цыплята», «Лягушата и ба- бочки у озера», «Снеговики и солнце», а также разнообразные игры с ис- пользованием народных песенок и потешек, стихотворений, кумулятивных и авторских сказок.
Игры-пантомимы, этюды: «Ветер, ветер», «Земля в разные времена
года», «Падающие листья», «Солнечные зайчики», «Солнце и луна» и др.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«Речевое развитие»
Предметные и ролевые игры на вызывание речевого подражания детей: «Детский сад», «Кормление куклы», «Кто как кричит», «Мамины помощники», «Непослушные игрушки», «Помощники», «Построим дом»,
«Праздник елки», «Прятки», «Угощаем куклу» и др.
Игры-пантомимы, этюды: «Ветер, ветер», «Земля в разные времена года», «Кукла заболела», «Кукла идет», «Падающие листья», «Солнечные зайчики», «Солнце и луна» и др.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«Художественно-эстетическое развитие» Изобразительное творчество
Игры и упражнения на занятиях рисованием: «Дорисуем то, чего здесь нет», «Какого цвета?», «Какой формы?», «На что похоже?», «Нари- суем большой и маленький апельсин» (краской, фломастером), «Нарисуем большой и маленький флажок» (карандашом, фломастером), «Нарисуем высокий и низкий дом» (карандашом), «Наши ладошки», «Подбери по об- разцу», «Придумаем узор», «Скатаем большой и маленький ком», «Чего здесь не хватает?» и др.
Игры и упражнения на занятиях лепкой: «Выбери на ощупь пред- меты, похожие на шар», «Потрогай и скажи, что это», «Расскажем сказку» и др.
Игры и упражнения на занятиях аппликацией: «Найди такой же предмет», «Подбери кукле такую же одежду и одень ее на прогулку», «По- сади на клумбе вот такие цветы», «Составь узор», «У моей дочки красные туфельки. Подбери такие же перчатки, сумку, шляпку и бусы» и др.
Музыка
Музыкально-ритмические игры: «Ветерок-ветер», «Зайка скачет, чешет ушко» (умывается), «Кошка удаляется», «Кошка умывается, гуляет, царапается», «Мишки бегают», «Мишки и мышки», «Мишки ходят»,
«Мышки», «Петушок веселится», «Петушок ходит, клюет, машет крылья- ми», «Птичка летает», «Снежинки танцуют», а также хороводные игры, основанные на потешках, пестушках и закличках;
Музыкально-дидактические игры: «Громко и тихо», «Догадайся, кто поет», «Звуки шумовые и музыкальные», «Колобок», «Подбери инстру-
мент к картинке» «Угадай, чьи шаги» и др.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«Физическое развитие» Физическая культура
Игры и игровые упражнения с незначительной, умеренной и тонизирующей нагрузкой
Упражнения в построении, перестроении: «Делай так: круг- квадрат», «Какой мяч больше», «Кто как передвигается», «Найди свой цвет», «Передача мяча», «Пройди по ребристой доске», «Прячем мишку»,
«Увидели флажок», «Упражнения в ходьбе», «Ходьба по наклонному мо- стику», «Ходьба по прямому мостику», «Цветные автомобили».
Упражнения в ходьбе: на носках, пятках, прямыми и боковыми при- ставными шагами (по шнуру, обручу, палке, рейкам), высоко поднимая ко- лени (перешагивая через предметы), в колонне, по кругу, не держась за ру- ки, парами друг за другом и в разном направлении (врассыпную); с выпол- нением заданий: с остановкой, с приседанием, с поворотами, обходя и пе- решагивая предметы, «змейкой», по скамье; по низкой рейке гимнастиче- ской лестницы, приставным шагом, прижимаясь грудью к рейкам, хватом сверху на уровне плеч; по сенсорной дорожке: обычным шагом, с высоким подниманием коленей и др.
Упражнения в беге: «Мыши в кладовой», «Мяч с горки», «Погладь мишку» и др.
Упражнения в прыжках, подпрыгивании: «Зайка серый умывается»,
«Лягушки», «Подпрыгни до ладошки» и др.
Упражнения в лазании, ползании, перелезании, подлезании: «Мы- ши в кладовой», «Мяч в ворота», ползание на четвереньках между расстав- ленными предметами, вокруг них, по прямой не менее 6 м; проползание на четвереньках по скамье (не выше 30 см), подтягиваясь на животе; подлеза- ние под предметы (высотой 40 см), не касаясь руками пола; перелезание через лежащие на полу предметы с опорой и без опоры на руки; лазание по лестнице-стремянке, гимнастической стенке и др.
Упражнения в метании, катании, бросании, ловле и передаче предметов, мяча: «Все дальше и выше», «Катание мячей», «Кто попадет»,
«Купание в сухом бассейне», «Мяч в ворота», «Мяч с горки», «Передача мяча», «Поезд с арбузами»; катание друг другу мячей, шариков, колечек; прокатывание их между предметами, по прямой, по скамье, с попаданием в цель (расстояние 1,5 м); подбрасывание мячей вверх (невысоко) и ловля их; то же после броска о землю и отскока (два-три раза подряд); бросание предметов в горизонтальную цель (расстояние 1,5–2 м) правой и левой ру-
кой, двумя руками снизу, от груди, через шнур (на уровне глаз, постепенно поднимая на расстояние вытянутой руки), из-за головы; бросание предме- тов вдаль правой и левой рукой (к концу года на расстояние не менее 2,5–5 м); бросание предметов в вертикальную цель (высота центра мишени 1–1,5 м) и др.
Игры и упражнения на сохранение равновесия: ходьба по прямой узкой дорожке (ширина 15–20 см, длина 2–2,5 м), приставляя пятку одной ноги к носку другой; то же по доске, лежащей на полу, по гимнастической скамейке; ходьба по ребристой доске; ходьба, наступая на мягкие предме- ты (цилиндры от коврика «Топ-топ», напольная дорожка «Гусеница», иг- ровая дорожка, сенсорная дорожка, мешочки с ватой, мешочки с песком), балансируя несколько секунд на носках; перешагивание через предметы, лежащие на полу или скамье (высота до 10 см); ходьба и бег с остановкой, приседанием и другими действиями (по сигналу); выполнение «ласточки»; кружение в обе стороны, помахивая платочками, ленточками и т. д.
Игры и упражнения на развитие координации движений в крупных мышечных группах: «Веселая гимнастика», «Купание в сухом бассейне»,
«Филин», «Шарик» и др.
Игры и упражнения на развитие координации движений в мелких мышечных группах: «Бульканье», «Найди мишку в сухом бассейне»,
«Пальчик о пальчик», «Пирамида», «Поймай бабочку сидя (стоя) в сухом бассейне (сначала двумя руками, затем одной рукой)», «Цветные грибоч- ки», «Чья лошадка быстрее» и др.
Игры и упражнения на формирование сводов стоп и укрепление их связочно-мышечного аппарата: «Кач-кач», «Пройди по дорожке ―Гофр‖ со следочками (по ребристой дорожке)», «Сенсорная дорожка», «Сидячий футбол» и др.
Подвижные игры: «Бегите ко мне», «Воробышки и автомобиль»,
«Воробьи и машина», «Дети и колокольчик», «Добрый зонтик», «Догони меня», «Дождик, дождик — кап-кап-кап!», «Зайка беленький сидит», «Зай- ка на полянке», «Зайка серый умывается», «Зайцы и волк», «Кто тише?»,
«Курочка-хохлатка», «Лошаки», «Мой веселый звонкий мяч», «Найди свой домик», «Пoeзд», «Птички в гнездышках», «Птички летают», «Пузырь»,
«Самолеты», «Солнышко и дождик», «Шар», «Купание» в сухом бас- сейне» и др.
Подвижные игры с использованием полифункционального модуль- ного оборудования:
сенсорные тропы: «Гуси», «Мы проснулись», «Слушай и делай»,
«Цапля» и др.;
сухой бассейн с шариками: «Брось шарики», «Кто дальше бросит ша- рик», «Найди мишку в море шариков», «Погреем ножки», «Поймай бабоч- ку», «Поплаваем — поползаем», «Посчитаем шарики», «Сильные ножки»,
«Спрячем ручки», «Спрячь зайку от волка», «Схвати шарик» и др.;
коврик «Топ-топ»: «Догони колесико», «Найди свой домик», «По кочкам», «Строим башню» и др.;
мягкая модульная игровая дорожка: «Запрыгни ― спрыгни», «Змей- ка», «По ступенькам», «Прыжки с бруска», «Ходьба с препятствиями» и др.;
дорожка со следочками: «Гуси», «Кошечки», «На носочках — на ко- ленках», «Необычная прогулка» и др.;
фигуры из набора «Веселый зоопарк»: «Веселый поезд», «Кто вперед»,
«Поскакали, побежали», «Смелые наездники» и др.;
шнур «Перейди дорогу»: «Друг за другом», «Нам весело шагать»,
«Идем по тропинке, дружно держась за веревочку», «Переходим дорожку друг за другом», «Поезд мчится: чу-чу-чу» и др.;
игровой модуль «Пирамида»: «Догони колесико», «Прокатим колеси- ки», «Соберем пирамиду» и др.;
игровой набор «Набрось кольцо»: «Брось колечко», «Добеги до стойки и надень колечко», «Раз колечко, два колечко» и др.;
сенсорные (набивные)мячи: «Катим мячи вперед», «Кто быстрей»,
«Толкни ногами» и др.