Подготовительный этап логопедической работы на третьей ступени обучения
Основное содержание
Формирование произвольного слухового и зрительного восприя- тия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представле- ний.Закрепление усвоенных объемных и плоскостных геометрических форм. Освоение новых объемных и плоскостных форм (ромб, пятиуголь- ник, трапеция, куб, пирамида). Обучение зрительному распознаванию и преобразованию геометрических фигур, воссозданию их по представлению и описанию. Совершенствование навыка стереогноза. Обозначение формы геометрических фигур и предметов словом.
Закрепление усвоенных величин предметов. Обучение упорядочению групп предметов (до 10) по возрастанию и убыванию величин. Обозначе- ние величины предметов (ее параметров) словом.
Закрепление усвоенных цветов. Освоение новых цветов (фиолетовый, серый) и цветовых оттенков (темно-коричневый, светло-коричневый). Обучение различению предметов по цвету и цветовым оттенкам. Обозна- чение цвета и цветовых оттенков словом.
Обучение классификации предметов и их объединению во множество по трем-четырем признакам.
Совершенствование навыка определения пространственных отноше- ний (вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади), расположения предмета по отношению к себе. Обучение определению пространственного распо- ложения между предметами. Обозначение пространственного расположе- ния предметов словом. Обучение узнаванию контурных, перечеркнутых, наложенных друг на друга изображений. Обучение восприятию и узнава- нию предметов, картинок по их наименованию (организация восприятия по слову).
Расширение объема зрительной, слуховой и слухоречевой памяти. Со- вершенствование процессов запоминания и воспроизведения (с использо- ванием предметов, семи-восьми предметных картинок, геометрических фигур, пяти-семи неречевых звуков и слов).
Формирование кинестетической и кинетической основы движе- ний в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики.Дальнейшее совершенствование двигательной сферы детей. Обучение их выполнению сложных двигательных программ, включающих последова- тельно и одновременно организованные движения (при определении со- держания работы по развитию общей моторики на логопедических заняти- ях логопед исходит из программных требований образовательной области
«Физическое развитие»).
Совершенствование кинестетической основы движений пальцев рук по словесной инструкции.
Развитие кинетической основы движений пальцев рук в процессе вы- полнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса. Формирование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения одновременно организованных движений, составля- ющих единый двигательный навык.
Совершенствование кинестетической основы артикуляторных движе- ний и формирование нормативных артикуляторных укладов звуков.
Развитие кинетической основы артикуляторных движений. Совершенствование движений мимической мускулатуры по словес-
ной инструкции.
Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляторной му- скулатуры путем проведения дифференцированного логопедического мас- сажа (преимущественно в работе с детьми, страдающими дизартрией, с учетом локализации поражения, характера и распределения нарушений мышечного тонуса).
Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, срав- нения, обобщения, классификации.Совершенствование основных ком- понентов мыслительной деятельности. Формирование логического мыш- ления. Обучение умению рассуждать логически на основе обогащения дет- ского опыта и развития представлений об окружающей действительности, а также умению представлять индуктивно-дедуктивные доказательства. Обучение планированию деятельности и контролю ее при участии речи.
Развитие анализа, сравнения, способности выделять существенные признаки и мысленно обобщать их по принципу аналогии. Обучение детей активной поисковой деятельности. Обучение самостоятельному определе- нию существенного признака для классификации на его основе. Формиро- вание конкретных, родовых, видовых понятий и общих представлений различной степени обобщенности. Учить детей обобщать конкретные по- нятия с помощью родовых понятий, обобщать понятия через абстрактное родовое понятие, обобщать понятия через выделение признаков различия и сходства «Назови, какие бывают», («Назови одним словом», «Разложи кар- тинки», «Сравни предметы» и т. п.). Обучение мысленному установлению связей, объединению предметов, их частей или признаков («Дополни до целого», «Сложи картинку»). Формирование умения устанавливать при- чинно-следственные зависимости.
Обучение детей пониманию иносказательного смысла загадок без ис- пользования наглядной опоры (на основе игрового и житейского опыта).
Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодей- ствия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических струк- тур.Обучение восприятию, оценке ритмов (до шести ритмических сигна- лов) и их воспроизведению по речевой инструкции (без опоры на зритель- ное восприятие).
Формирование понятий «длинное» и «короткое», «громкое звучание» и «тихое звучание» с использованием музыкальных инструментов. Обуче- ние детей обозначению различных по длительности и громкости звучаний графическими знаками.
Обучение детей восприятию, оценке неакцентированных и акценти- рованных ритмических структур и их воспроизведению по образцу и по речевой инструкции: /// ///; // ///; /–; –/; //– –; — –//; –/–/ (где / — громкий
удар,—— тихий звук);
. — короткое звучание).
. ; … ; .
._
(где
— длинное звучание,
Формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия (в ра- боте с детьми, страдающими дизартрией).Совершенствование распо- знавания звуков, направленного восприятия звучания речи. Обучение де- тей умению правильно слушать и слышать речевой материал. Формирова- ние четкого слухового образа звука.