Воспитание — определение понятия, цели и задачи воспитания. Основные идеи и противоречия современного воспитания

Взаимосвязь обучения и воспитания

Воспитательная работа должна восприниматься как самостоятельная категория, связанная с учебным процессом. Воспитание и обучение имеют общую цель, но воспитание своим содержанием, методами и организационными формами реализовывает собственную цель — со­действие духовному и физическому развитию обучаемых.

И. А. Зимняя выделяет следующие четыре типа взаимосвязи между обучением и воспитанием:

1. Воспитание неотрывно от обучения, в процессе которого оно осуществляется (через содержарше, формы, средства обучения). Это именно тот тип отношения между двумя процессами, в котором они как бы сливаются воедино. В такой форме воспитание входит в учебный процесс, который определяется как воспитывающее обучение.

2. Воспитание осуществляется в образовательном процессе определенной системы или учреждения и вне обучения, параллельно ему (кружки, общественная работа, трудовое воспитание).

3. Воспитание осуществляется вне образовательного процесса (но в соответствии с его общими целями) семьей, трудовым коллективом, группой, где происходит и стихийное обучение и, соответственно, научение.

4. Воспитание осуществляется и другими (не образовательными) учреждениями, общностями (клубы, дискотеки, компании), сопровождаясь стихийным, а иногда целенаправленным обучениеми научением.

Р. С. Немов описывает сходства и различия в процессах обучения и воспитания. Воспитание и обучение — разные, но взаимосвязанные стороны педагогической деятельности. Воспитывая, учитель всегда обучает, а обучая, воспитывает.

Вместе с тем, можно выделить и несколько различий.

Критерии Обучение Воспитание
Направле­но на становление познаватель­ных процессов, способнос­тей, приобретение знаний, умений и навыков; преиму­щественно на когнитивное развитие формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям; пре­имущественно на личностное развитие
Осуществля­ется через различные виды предмет­ной и практической де­ятельности межличностное общение людей
Используют­ся методы основанные на восприятии и понимании человеком предметного мира, матери­альной культуры основанные на понимании че­ловека человеком, человечес­кой морали и духовной куль­туры
Результаты знания, умения, навыки свойства и качества личности, формы ее социального поведе­ния

Стадии развития моральных суждений по Л. Кольбергу

Воспитание — определение понятия, цели и задачи воспитания. Основные идеи и противоречия современного воспитания - student2.ru

Воспитание — определение понятия, цели и задачи воспитания. Основные идеи и противоречия современного воспитания - student2.ru Таким образом,осознание себя как личности, отличной от других людей, порождает особый интерес ребенка к своим нравственно-пси­хологическим особенностям и потребность в оценке собственных личностныхкачеств и качеств других людей.

Воспитание — определение понятия, цели и задачи воспитания. Основные идеи и противоречия современного воспитания

На протяжении всей своей жизни человек испытывает на себе множес­тво влияний — как стихийных, так и целенаправленных. Воспитание— особый процесс, специально организуемый с помощью педагогических средств. Мы встречаем на своем пути множество воспитателей. Это родители, работники детского сада, коллектив учителей, общественные организации, сверстники, случайные взрослые люди и т. д. Множество воспитательных влияний интегрируются в единый воспитательный процесс, способный вызвать целенаправленные изменения на уровне личности.

Изменения и преобразования в социальной жизни России карди­нально сказались и на тенденциях развития системы образования. Но если основные аспекты теории и методики обучения изучены достаточно полно, то теория и методика воспитания продолжает разрабатываться и в настоящее время. Значительные общественные и политические изменения привели к тому, что ответы на вопросы:

• что воспитывать?

• кому воспитывать?

• как воспитывать?

остаются открытыми.

Весьма затруднительно дать четкое определение того, что такое вос­питание. Разные авторы по-разному пытались ответить на этот вопрос. Приведем несколько определений.

Воспитание— целенаправленное управление процессом социаль­ного развития личности через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятель­ности (Рожков М. И.).

Воспитание— целенаправленная содержательная профессиональ­ная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной куль­туры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека (Пидкасистый П. И.).

Воспитание— процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной системы, обеспечивающей вза­имодействие воспитателя и воспитуемых (Смирнов В. И.).

Воспитание— деятельность по передаче новым поколениям об­щественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования конкретных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих нужные условия для его развития, подготовки к об­щественной жизни и производительному труду (Гамезо М. В. и др.).

Воспитание — определение понятия, цели и задачи воспитания. Основные идеи и противоречия современного воспитания - student2.ru Воспитание— целенаправленное развитие каждого растущего че­ловека как неповторимой человеческой личности, обеспечение роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека (Демидова И. Ф.).

Вместе с тем, многие авторы сходятся в том, что предмет воспита­ния— человек, испытывающий соответствующее воздействие, а вос­питание — один из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей.

По мнению И. П. Иванова, существуют два подхода к воспитанию: односторонний и комплексный.

Односторонний подход, в котором проявляется неполнота и дроб­ность воспитательного процесса, можно назвать «педагогикой передачи и усвоения»: дело воспитателей — учить воспитанников; дело воспи­танников — учиться у воспитателей.

Комплексный подход характеризуется особым характером вза­имодействия воспитателей и воспитанников: воспитатели вместе с воспитанниками и во главе их творчески решают общие жизненно практические и учебно-воспитательные задачи по улучшению своей и окружающей жизни на радость друг другу и окружающим людям — близким и далеким.

Комплексный подход в воспитании реализуется через следующие идеи современного воспитания.

• идея индивидуальности— направленность на развитие личности каждого воспитанника, опора на его индивидуальные особенности, а не на заданный образец;

• идея диалога— ориентация на взаимодействие с личностью воспитанника, а не на прямое воздействие на него;

• идея субъектности— активизация внутренних ресурсов самого воспитанника;

• идея научно обоснованного психологического обеспеченияпедагогической деятельности.

Воспитание — процесс, полный противоречий. Часть из них порож­дается отношениями между обществом в целом и конкретной лично­стью, а часть — отношениями между воспитателями и воспитанниками.

Перечислим основные противоречия,возникающие по линии вза­имодействия «воспитатели—воспитанники».

Современные исследования показывают, что 1. иерархии целей воспи­танияу взрослых и детей различны в силу значительного несовпадения системы ценностей. Те качества, которые особенно ценятся детьми, для взрослых зачастую малозначимы.

Возникают противоречия и на уровне определения 2. содержания воспитания.Так, в понятие «успешность» разные воспитатели могут вкладывать разный смысл (например, «успешный человек успешен во всем», «успешность должна быть социально одобрена» и т. д.).

Противоречивыми могут быть 3. средства достижениявоспитатель­ной цели (например, ребенок может искренне не понимать, зачем взрослые накладывают некоторые ограничения на его активность).

Очень часто рассогласование происходит на уровне 4. организацион­ных формвоспитания. Те формы, которые прочно вошли в практику современной школы, чужды интересам и характеру многих современ­ных школьников (например, классные часы и т. д.).

Очень часто 5. результат воспитанияоценивается взрослым и ребен­ком по-разному. Например, редко кто из подростков признается в том, что ему не хватает в характере многих качеств.

Также стоит отметить противоречия:

• между возникающими новыми потребностями личности и возможностями их удовлетворения;

• между требованиями школы и семьи;

• между словом и делом;

• между внешними влияниями и внутренними стремлениями личности;

• между требованиями взрослых и уровнем подготовленности воспитанников.

Воспитание является многофакторным процессом, к основным из которых можно отнести (по Н. В. Бордовской, А. А. Реану):

• к группе объективных факторов:

• наследственность и состояние здоровья человека;

• социальная и культурная принадлежность семьи;

• обстоятельства биографии;

• культурная традиция, профессиональный и социальный статус;

• особенности страны и исторической эпохи:

к группе субъективных факторов:

• психические особенности;

• мировоззрение, ценностные ориентации, потребности и интересы как воспитателя, так и воспитуемых;

• система отношений с социумом;

• организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений и всего сообщества (Бордовская Н. В., Реан А. А., 2001).

Наши рекомендации