Воспитание — определение понятия, цели и задачи воспитания. Основные идеи и противоречия современного воспитания
Взаимосвязь обучения и воспитания
Воспитательная работа должна восприниматься как самостоятельная категория, связанная с учебным процессом. Воспитание и обучение имеют общую цель, но воспитание своим содержанием, методами и организационными формами реализовывает собственную цель — содействие духовному и физическому развитию обучаемых.
И. А. Зимняя выделяет следующие четыре типа взаимосвязи между обучением и воспитанием:
1. Воспитание неотрывно от обучения, в процессе которого оно осуществляется (через содержарше, формы, средства обучения). Это именно тот тип отношения между двумя процессами, в котором они как бы сливаются воедино. В такой форме воспитание входит в учебный процесс, который определяется как воспитывающее обучение.
2. Воспитание осуществляется в образовательном процессе определенной системы или учреждения и вне обучения, параллельно ему (кружки, общественная работа, трудовое воспитание).
3. Воспитание осуществляется вне образовательного процесса (но в соответствии с его общими целями) семьей, трудовым коллективом, группой, где происходит и стихийное обучение и, соответственно, научение.
4. Воспитание осуществляется и другими (не образовательными) учреждениями, общностями (клубы, дискотеки, компании), сопровождаясь стихийным, а иногда целенаправленным обучениеми научением.
Р. С. Немов описывает сходства и различия в процессах обучения и воспитания. Воспитание и обучение — разные, но взаимосвязанные стороны педагогической деятельности. Воспитывая, учитель всегда обучает, а обучая, воспитывает.
Вместе с тем, можно выделить и несколько различий.
Критерии | Обучение | Воспитание |
Направлено на | становление познавательных процессов, способностей, приобретение знаний, умений и навыков; преимущественно на когнитивное развитие | формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям; преимущественно на личностное развитие |
Осуществляется через | различные виды предметной и практической деятельности | межличностное общение людей |
Используются методы | основанные на восприятии и понимании человеком предметного мира, материальной культуры | основанные на понимании человека человеком, человеческой морали и духовной культуры |
Результаты | знания, умения, навыки | свойства и качества личности, формы ее социального поведения |
Стадии развития моральных суждений по Л. Кольбергу
Таким образом,осознание себя как личности, отличной от других людей, порождает особый интерес ребенка к своим нравственно-психологическим особенностям и потребность в оценке собственных личностныхкачеств и качеств других людей.
Воспитание — определение понятия, цели и задачи воспитания. Основные идеи и противоречия современного воспитания
На протяжении всей своей жизни человек испытывает на себе множество влияний — как стихийных, так и целенаправленных. Воспитание— особый процесс, специально организуемый с помощью педагогических средств. Мы встречаем на своем пути множество воспитателей. Это родители, работники детского сада, коллектив учителей, общественные организации, сверстники, случайные взрослые люди и т. д. Множество воспитательных влияний интегрируются в единый воспитательный процесс, способный вызвать целенаправленные изменения на уровне личности.
Изменения и преобразования в социальной жизни России кардинально сказались и на тенденциях развития системы образования. Но если основные аспекты теории и методики обучения изучены достаточно полно, то теория и методика воспитания продолжает разрабатываться и в настоящее время. Значительные общественные и политические изменения привели к тому, что ответы на вопросы:
• что воспитывать?
• кому воспитывать?
• как воспитывать?
остаются открытыми.
Весьма затруднительно дать четкое определение того, что такое воспитание. Разные авторы по-разному пытались ответить на этот вопрос. Приведем несколько определений.
Воспитание— целенаправленное управление процессом социального развития личности через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности (Рожков М. И.).
Воспитание— целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека (Пидкасистый П. И.).
Воспитание— процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателя и воспитуемых (Смирнов В. И.).
Воспитание— деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования конкретных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих нужные условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду (Гамезо М. В. и др.).
Воспитание— целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой личности, обеспечение роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека (Демидова И. Ф.).
Вместе с тем, многие авторы сходятся в том, что предмет воспитания— человек, испытывающий соответствующее воздействие, а воспитание — один из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей.
По мнению И. П. Иванова, существуют два подхода к воспитанию: односторонний и комплексный.
Односторонний подход, в котором проявляется неполнота и дробность воспитательного процесса, можно назвать «педагогикой передачи и усвоения»: дело воспитателей — учить воспитанников; дело воспитанников — учиться у воспитателей.
Комплексный подход характеризуется особым характером взаимодействия воспитателей и воспитанников: воспитатели вместе с воспитанниками и во главе их творчески решают общие жизненно практические и учебно-воспитательные задачи по улучшению своей и окружающей жизни на радость друг другу и окружающим людям — близким и далеким.
Комплексный подход в воспитании реализуется через следующие идеи современного воспитания.
• идея индивидуальности— направленность на развитие личности каждого воспитанника, опора на его индивидуальные особенности, а не на заданный образец;
• идея диалога— ориентация на взаимодействие с личностью воспитанника, а не на прямое воздействие на него;
• идея субъектности— активизация внутренних ресурсов самого воспитанника;
• идея научно обоснованного психологического обеспеченияпедагогической деятельности.
Воспитание — процесс, полный противоречий. Часть из них порождается отношениями между обществом в целом и конкретной личностью, а часть — отношениями между воспитателями и воспитанниками.
Перечислим основные противоречия,возникающие по линии взаимодействия «воспитатели—воспитанники».
Современные исследования показывают, что 1. иерархии целей воспитанияу взрослых и детей различны в силу значительного несовпадения системы ценностей. Те качества, которые особенно ценятся детьми, для взрослых зачастую малозначимы.
Возникают противоречия и на уровне определения 2. содержания воспитания.Так, в понятие «успешность» разные воспитатели могут вкладывать разный смысл (например, «успешный человек успешен во всем», «успешность должна быть социально одобрена» и т. д.).
Противоречивыми могут быть 3. средства достижениявоспитательной цели (например, ребенок может искренне не понимать, зачем взрослые накладывают некоторые ограничения на его активность).
Очень часто рассогласование происходит на уровне 4. организационных формвоспитания. Те формы, которые прочно вошли в практику современной школы, чужды интересам и характеру многих современных школьников (например, классные часы и т. д.).
Очень часто 5. результат воспитанияоценивается взрослым и ребенком по-разному. Например, редко кто из подростков признается в том, что ему не хватает в характере многих качеств.
Также стоит отметить противоречия:
• между возникающими новыми потребностями личности и возможностями их удовлетворения;
• между требованиями школы и семьи;
• между словом и делом;
• между внешними влияниями и внутренними стремлениями личности;
• между требованиями взрослых и уровнем подготовленности воспитанников.
Воспитание является многофакторным процессом, к основным из которых можно отнести (по Н. В. Бордовской, А. А. Реану):
• к группе объективных факторов:
• наследственность и состояние здоровья человека;
• социальная и культурная принадлежность семьи;
• обстоятельства биографии;
• культурная традиция, профессиональный и социальный статус;
• особенности страны и исторической эпохи:
к группе субъективных факторов:
• психические особенности;
• мировоззрение, ценностные ориентации, потребности и интересы как воспитателя, так и воспитуемых;
• система отношений с социумом;
• организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений и всего сообщества (Бордовская Н. В., Реан А. А., 2001).