Определение и смысл понятия «воспитание». Виды воспитания

Проблема воспитания – активно дискутируемая в отечественной педагогике. В Волгограде школа- (В. С. Ильин, А. М. Саранов, Н. Н. Сергеев, В. В. Сериков, Н.М. Борытко)

Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. Воспитание, возможно, наиболее традиционная и наиболее спорная область педагогики. Один из наиболее спорных вопросов — содержание воспитания.

Прежде всего, различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией.

Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

Как в этой связи соотносятся понятия «воспитание» и «социализация»? Вос­питание, по существу, представляет собой регулируемый и целенаправленный процесс социализации. Однако неверным будет представление о том, что в офи­циальных социальных институтах (например, в школе) социализация всегда имеет целенаправленный характер, а в неформальных объединениях — наоборот.

Социализация подразделяется на первичную и вторичную. Принято считать, что первичная социализация представляет собой нечто гораздо большее, чем просто обучение, и связана с формированием обобщенного образа действитель­ности. Характер же вторичной социализации определяется разделением труда и соответствующего ему социального распределения знания. Иначе говоря, вто­ричная социализация представляет собой приобретение специфическо-ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда. Суще­ствует и несколько иное представление, в рамках которого социализация рас­сматривается как двунаправленный процесс, означающий становление челове­ка как личности и как субъекта деятельности. Конечной целью подобной социа­лизации является формирование индивидуальности.

Социализация — не противоположность индивидуализации, процесс социа­лизации не ведет к нивелированию личности, индивидуальности человека. Скорее, наоборот, в процессе социализации и социальной адаптации человек обрета­ет свою индивидуальность, но чаще всего сложным и противоречивым образом. Мы уже говорили, что усвоение социального опыта всегда глубоко индивидуально. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются и по-разному переживаются различными личностями. Соответственно, и соци­альный опыт, который выносится из объективно одинаковых ситуаций, может быть существенно различным. Таким образом, социальный опыт, лежащий в ос­нове процесса социализации, не только субъективно усваивается, но и активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности.

Виды воспитания классифицируются по разным основаниям.

Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание.

В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют

1) гражданское, 2) политическое, 3) нравственное, 4) эстетическое, 5) трудовое, 6) физическое, 7) правовое, 8) экологическое, 9) экономическое воспитание.

По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях

В зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое.

Гуманистическое воспитание отличается от авторитарного главным аспектом – отношением к воспитаннику. Гуманистическое воспитание исходит их того, что природа человека добра – и это нужно развивать. Авторитарное – люди по природе злы, и это нужно исправлять. Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин «гуманное воспитание».

Задачи воспитания зависят от вида воспитания

- формирование мировоззрения и убеждений воспитанников

- воспитание патриотизма и культуры межнационального общения

- формирование нравственной культуры личности

- воспитание гуманности

- воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения

- содействие физическому развитию воспитанников, укрепление их здоровья.

Наши рекомендации