Индивидуально – групповая форма обучения ( средневековье)
1.Детей обычно немного, разного возраста
2.Учитель работает одновременно со всеми в одном помещении
3.Регламентация времени не четкая, в разное время года, да и в течение дня не одновременно.
Хотя дети и сидят вместе в одном помещении, но учитель работал с каждым отдельно, так как подготовка у детей была разной в силу того, что дети были разновозрастные. Учитель консультировал, давал задание, которое дети выполняли самостоятельно. После этого дети отчитывались индивидуально. Остальные заняты своим делом.
Подобным образом работают и в наши дни в малокомплектных школах, на сельхоз фермах.
Достоинства:
- Возможность своевременного установления обратной связи с учеником.
- индивидуальный темп продвижения в естественном для ребенка темпе
- дети приучаются самостоятельно работать с текстом, выполнять задания и отчитываться.
Недостатки:
- организационная нечеткость
- невозможность массового обучения
Примечание. В малокомплектных школах срезы знаний даже выше, чем в обычной школе.
По мере развития научного знания и расширения доступа к образованию большего круга людей система индивидуального обучения трансформировалась в индивидуально-групповую.При индивидуально-групповом обучении учитель занимался с целой группой детей, однако учебная работа по-прежнему носила индивидуальный характер. Учитель обучал 10—15 детей разного возраста, уровень подготовки которых был различным. Он поочередно спрашивал у каждого ученика пройденный материал, также в отдельности каждому объяснял новый учебный материал, давал индивидуальные задания. Закончив работу с последним учеником, учитель возвращался к первому, проверял выполнение задания, излагал новый материал, давал задание и так до тех пор, пока ученик, по оценке учителя, не освоит науку, ремесло или искусство. Начало и окончание занятий для каждого ученика, а также сроки обучения тоже были индивидуализированы. Это позволяло учащимся приходить в школу вразное время года и в любое время дня.
-групповое обучение, претерпев определенные изменения, сохранилось до наших дней. Существуют сельские школы, как правило начальные, в которых обучается малое количество учащихся. В одном классе может быть 2—3 ученика, занимающихся по программе первого класса, несколько человек — по программе второго класса.
4. Классно урочная система обучения: B средние века по мере актуализации потребности в образованных людях, обусловленной прогрессивным социально-экономическим развитием, образование становится все более массовым. Появилась возможность подбирать в группы детей примерно одного возраста. Это привело к появлению классно-урочной системы обучения.Зародилась эта система в XVI в. в братских школах Белоруссии и Украины, теоретически обоснована в XVII в. Яном Амосом Коменским и описана им в книге «Великая дидактика». Классной эта система называется потому, что учитель проводит занятия с группой учащихся определенного возраста, имеющей твердый состав и называемой классом. Урочной — потому, что учебный процесс проводится в строго определенные отрезки времени — уроки.
Развитие производства и повышение роли духовной жизни в эпоху Возрождения привели к необходимости массового обучения детей. Первые коллективные формы организации обучения возникли в так называемых братских школах Словении, Белоруссии. На их основе в начале 17 века Ян Коменский разработал классно – урочную систему
1.Класс – постоянный состав учащихся одного возраста. Количество детей до 40 человек.
2.В установленном составе все занимаются в одной аудитории.
3. Четкая регламентация времени, отводимого на весь учебный год. Введены 4 четверти, каникулы. Продолжительность урока 45 минут, один академический час. Строго установлено начало учебного года - 1 сентября и конец учебного года - 25 мая.
1. В обязанности учителя входит объяснение опрос, закрепление. Все дети работают по расписанию, одновременно над одним и тем же материалом. Урок посвящен одному учебному предмету.
Постепенно классно-урочная форма обучения оформилась в стройную систему, для которой характерно следующе
• учащиеся примерно одного возраста и уровня образовательной подготовки объединены практически на весь период обучения в группу постоянного состава — класс;
• класс обучается по единому учебному плану и единым учебным программам;
• урок по конкретному учебному предмету, встроенный в расписание занятий, является основной формой организации учебного процесса;
продолжительность урока регламентируется Уставом образовательного учреждения с учетом гигиенических норм;
• работой учащихся на уроке руководит учитель.
Классно-урочная система получила распространение во всех странах
и в своих основных чертах остается неизменной около четырехсот лет.
Однако уже в конце XVIII в. классно-урочная система обучения стала подвергаться критике. Поиски организационных форм обучения, которые заменили бы классно-урочную систему, были связаны преимущественно с проблемами количественного охвата обучающихся и управления учебным процессом.
5.Система индивидуализированного обучения.Маннгеймская система (Европа, начало 20 века) Мангеймская система, названная так по наименованию города Ман-гейм (Европа), где она была впервые применена, характеризуется тем, что при сохранении классно-урочной системы обучения учащиеся в зависимости от способностей, уровня интеллектуального развития и степени подготовки распределялись по разным классам. Возникла в связи с необходимостью индивидуализации обучения детей с различиями в их умственном развитии. Эта форма избирательного обучения. Классно – урочная система сохраняется, но состав класса подбирался в зависимости от способностей детей, уровня их интеллектуального развития. 4 типа классов: для одаренных, средних, слабых( те кто обычно не кончают школу) и для умственно отсталых. Элементы этой системы и сегодня существуют в США. Англии . На этой основе создают специализированные школы с углубленным изучением отдельных предметов.
Исходя из принципа соответствия учебной нагрузки реальным способностям и возможностям детей основатель этой системы Й. Зиккингер предложил создавать четыре типа классов: классы для наиболее способных, основные классы для детей со средними способностями, классы для малоспособных, вспомогательные классы для умственно отсталых. Отбор в такие классы происходил на основе психометрических замеров, характеристик учителей и экзаменов. Учащиеся смогут переходить из одного ряда классов в другой, но на практике это оказалось невозможным из-за значительных различий в программах обучения
Дальтон – план ( США, начало 20 века).
В 1905 г. возникла система индивидуализированного обучения, впервые примененная учительницей Еленой Паркхерст в городе Дальтон (США) и названная Дальтон-план. Цель данной системы состояла в том, чтобы дать ученику возможность учиться с оптимальной для него скоростью и в темпе, соответствующем его способностям. Учащиеся по каждому предмету получали задания на год и отчитывались по ним в установленные сроки. Традиционные занятия в форме уроков отменялись, единого для всех расписания занятий не было. Для успешной работы учащиеся снабжались всеми необходимыми учебными пособиями, инструкциями, в которых содержались методические указания. Коллективная работа велась один час в день, остальное время учащиеся проводили в предметных мастерских и лабораториях, где занимались индивидуально.
Ученик занимается один, самостоятельно
1.Мастерская, кабинет предметный, лаборатории и т.д.
2.Регламент времени точно не установлен, в зависимости от возможностей ученика.
3.Коллективные уроки отменяются. Учитель организует деятельность ученика, консультирует, ученик самостоятельно выполняет задание, обращается за помощью к учителю. Журнал учета знаний для каждого ученика индивидуальный. В журнале оценивается продвижение ученика отдельно по каждому предмету. Учитель не только ставит отметки, но и письменно комментирует успехи и ошибки. Педагогическое кредо Дальтон – плана: Успех учебы зависит от приспособления темпа работы к возможностям каждого ученика. В организации учебы центральной становится самостоятельная работа ученика, функция учителя сводится к организации деятельности детей.
Достоинства:
- приспособление темпа работы к возможностям конкретного ученика
- приучение к самостоятельности
- индивидуальный учет знаний, умений, навыков.
Недостатки:
- Дороговизна обучения
- трудности массового обучения
- сложность управления обучения
План Трампа (США середина 20века)
40% времени отводиться на лекционные занятие в больших аудиториях в больших группах по 100 человек. Лекции читают высококвалифицированные профессора. 20% времени отводят на занятие малых группах, по 10 – 15 человек, обсуждают пройденный темы в виде дискуссий. Преподаватель дополняет лекционный материал. 20% времени уходит на выполнение самостоятельных заданий в кабинете. Классы как таковые отменяются, состав групп не постоянный.
Другие формы обучения организации обучения: лабораторные занятия, предметные кружки, факультативные занятия, тематические конференции, конкурсы, деловые игры, интеллектуальные игры – соревнования, работа в мастерских, экскурсии, лекции, семинары, практические занятия.
Литература:
Основная:
1Педагогика. Под ред. Л. П. Крившенко и др.-М.,2005.-427с.(291-306)
2Харламов И. Ф. Педагогика-М.,1999.-517с.(с.221-228)
3. Волынкин В.И. Педагогика в схемах и таблицах.- М.2008.- 228 с.
Дополнительная:
1Дьяченко В. К. Новая дидактика – М,2001
2Бордовская Н.В., Реан А.А., Педагогика-С-Пб,2000
3Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения – М, 1998
Контрольные вопросы:
1. Что берется за основу при классификации форм обучния
2. Достоинства, недостатки индивидуальной формы обучения.
3. Организация деятельности в индивидуально – групповой форме обучения.
4. Характеристика классно – урочной системы обучения.
5. Достоинства, недостатки классно – урочной системы обучения.
6. Маннгеймская система обучения.
7. Дальтон план
8. План Трампа.
Лекция № 2