Воспитание как ведущий компонент социализации личности.
Воспитаниев широком социальном смысле – совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение социально-культурного опыта, норм и ценностей. В этом определении они ближе к понятию социализации.
В широком социальном смысле воспитание отождествляют с социализацией. Логику их отношений можно охарактеризовать как отношение целого к частному. Воспитание – это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание). Воспитание своеобразный механизм управления процессами социализации.
Термин воспитание имеет и узкое педагогическое значение – специально организованная деятельность, направленная на формирование определенных качеств человека, осуществляемая педагогами в рамках определенной воспитательной системы.
Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития. На протяжении всей истории развития человечества средоточием воспитания были и остаются семья, церковь, общество ( община ) и государство
Социализация –процесс социального развития человека под влиянием всех социальных факторов, это процесс освоения человеком социальных ролей, норм поведения в обществе, тогда воспитание рассматривается как один из факторов социализации личности, развития личности и тогда воспитание – целенаправленный процесс формирования личности в рамках организованной воспитательной системы (в семье, в системе образования…). Воспитание – это организованный процесс, направленный на формирование личности.
Воспитание позволяет преодолеть или ослабить последствия отрицательных влияний на социализацию, придать ей гуманистическую ориентацию. Социальная среда может воздействовать стихийно. Воспитатель же целенаправленно руководит развитием. В ходе воспитания в сознании личности закрепляются общественно одобренные нормы и правила поведения, моральные и нравственные ценности, отношения, существующие в обществе. Пример несоциализированной личности - художественный образ Маугли.
Десоциализация– это утрата человеком какого-либо социального опыта. Десоциализация может быть в виде легкой социальной дезориентации вследствие стресса, либо сильной десоциализацией по причине попадания в экстремальные ситуации (война, концентрационный лагерь, тюрьма, форс-мажорные обстоятельства по вине стихийных бедствий). Таким уровнем десоциализации уже занимаются не психологи, а психиатры. Вторичная социализация (или ресоциализация). Процесс замещения ранее сложившихся методов поведения на новые, характерные для взрослого человека. Вторичный этап часто означает разрыв старых шаблонов, и усвоение новых. Помните, как в университете вам говорили: «Забудьте все, что вы учили в школе»? Вторичный этап длится всю жизнь человека.
Наиболее распространенными формами, описывающими характер взаимодействия индивида и социальной среды, являются адаптация и интеграция. Адаптация означает пассивное приспособление человека к социальной среде. Хотя данная форма характерна для общественных систем с тоталитарным государственным строем, адаптивный характер взаимодействия с обществом может быть обусловлен и самой личностью, ее биологическими, психологическими или социальными ограничениями, в частности, неразвитыми волевыми качествами человека, низким уровнем интеллекта и т.п.
Интеграция предполагает активное взаимодействие индивида со средой, в которой человек делает сознательный выбор и которую в случае необходимости и целесообразности способен изменять. Данная форма взаимодействия характерна для общества с демократическим строем государства, однако она также присуща «открытому» типу личности, ориентированному на соотношение индивидуальных и общесоциальных ценностей в сознании и поведении. В этом случае определяющую роль во взаимодействии с социальной средой играет индивид
Первичная (до 6 лет), происходящая преимущественно в семье, Вторичная социализация (до 23-25 лет), происходящая в системе образования, направлена насовершенствование возникшего сознания, ценностных ориентаций, ролевых моделей в более сложные, профессиональные, взаимосвязанные ориентации действий, а также роли и действия: юноши и девушки, студента и спортсмена, любящего и любимого и т. п. Третичная социализация — это социализация взрослого, образованного, получившего профессию человека. В это время формируется ментальность и ценностные ориентации, статусы и роли, навыки поведения мужчины и женщины, мужа или жены, отца и матери, работника и гражданина, патриота и интернационалиста и т. п.
Основными агентами (институтами) социализации являются:
- семья;
- сверстники;
- образовательные учреждения;
- религия;
- правовая система;
Одна из существенных проблем социализации — совместимость разных ценностей культуры, предлагаемых разными факторами — системами социализации (семьей, улицей, школой, тюрьмой и т. п.). Она решается использованием вышеназванных механизмов социализации. То же происходит в результате разности статусов и ролей человека: ребенка, отдыхающего, школьника, заключенного и т. п. Поэтому для социализации характерен компромисс между разными традициями, нормами, ценностями, идеалами и т. п.: только в этом случае характер и ментальность человека устойчивы. Подобный компромисс предполагает также компромисс индивида с другими людьми
В детстве закладываются основы ментальности,формируются ценности, нормы и роли, типичные для данной социальной группы. Данная ментальность получили у социологов название «базовой личности», социализирующейся уже в детстве. Она образуется преимущественно через механизм идентификации. Такая личность является одновременно характеристикой типа общества. Составценностей базовой личности сказывается на новых ролевых ожиданиях социализирующейся далее личности.
На разнообразие типов личности (базовой) влияет ряд факторов. Во-первых, это возможность идентификации социализируемого сальтернативными ценностями и ролями, которые всегда существуют, особенно «на улице», «на телевидении» и т. п. Во-вторых, действует иерархия регрессивных возможностей (замещение), которую представляет богатая предметами и образованием ситуация. В-третьих, новая ролевая ориентация воспитуемого встречает у него сопротивление, связанное как с прежними ролями, так и с трудностью усвоения новых ролей. Чтобы социализация была «нормальной», соответствовала ментальности и ролями в обществе, существуют механизмы социального контроля, вознаграждения — наказания.
Социализация отлична в разныхобщественных формациях (строях В них возникают разные типы базовых личностей. Вазиатских формациях базисом общества является деспотическое государство; там образуются преимущественно коллективисты. Таковым был советский строй и человек. Вэкономических формациях базисом является рыночная экономика; в них формируются преимущественно индивидуалисты. Таковым является капитализм. Всмешанных (эконом и ко-политических) формациях формируются солидаристы. Таковы все современные (западные) общества.
В результате многообразия факторов социализации в рамках одного и того же типа общества возникают разные типы личностей: помировоззрению, ментальности, характеру, образу жизни.Одни из них -конформисты (консерваторы) — приспосабливаются к существующему обществу. Другие становятсяреформаторами, т. е. умеренно несогласными с тем обществом, которое «досталось» им «в наследство». Третьи превращаются вреволюционеров, стремящихся разрушить общество, в котором они живут, а на его месте построить новое. Реформаторы и революционеры вступают в социальный и межличностный конфликты, которые служат источником развития обществ
Коллективисты, индивидуалисты и солидаристы по-разному связаны с консерваторами, реформаторами и революционерами. Коллективисты по своей природе являются консерваторами, они не способны на реформы. Это типично для России.Индивидуалисты - реформаторы и революционеры. Они образуют движущую силу феодального и буржуазного общества, в том числе в России.Солидаристы - типичные реформаторы, которые, с одной стороны, неплохо устаиваются в обществе, где социализировались, а с другой стороны, понимают необходимость его постоянного реформирования.
Современное индустриальное и постиндустриальное общество требует формированияуниверсальных ценностей и норм при одновременнойаффективной нейтральности к ситуации. С одной стороны, в силу многообразия и сложности жизненных ситуаций человек должен опираться на универсальные ценности и нормы, которые должен уметь интерпретировать в каждой конкретной ситуации (особенно в предпринимательстве). С другой стороны, чтобы их реализовать он должен аффективно-нейтрально оценивать ситуацию, образовавшуюся из других людей и вещей.
Факторы развития личности
Основные виды деятельности детей и подростков - учение, труд, игра По направленности различают познавательную, общественную, спортивную, художественную, техническую, ремесленную, Гедоническая (направленную на удовлетворение) деятельность Особый вид деятельности - общение
Деятельность может быть активной и пассивной Даже маленький ребенок уже проявляет себя как активное существо Она предъявляет требования к взрослым, сверстник, выражает свое отношение к людям, предметов В дальнейшей м под влиянием среды и воспитания активность может как повышаться, так и снижаться Хороший развитие обеспечивается только активной, эмоционально окрашенной деятельностью, в которую человек вкладывает всю душ в, в которой полностью реализует свои возможности, выражает себя как личность Вот почему важна не столько деятельность вообще, сколько активность личности, что проявляется в этой деятельностиності
Человек познает себя и совершенствуется только в общении с другими людьми. В психологии и педагогике общение людей чаще всего определяется как обмен мыслями, чувствами, переживаниями человека. Общение характеризуется следующими основными признаками: взаимопонимание людей друг с другом, под которым подразумевается как проникновение в суть получаемой информации одним человеком от другого, так и ответная реакция на содержание этой информации. Взаимопонимание в этом отношении может рассматриваться как фактор организации поведения индивида, как выбор тактики действий в отношениях его с другими индивидами [4]. Общение — это взаимовлияние людей друг на друга, воздействие с целью изменить поведение другого в желаемом направлении. Взаимовлияние в обязательном порядке предусматривает ответную реакцию индивида и носит социальный характер, т. е. отражает субъективные цели и мотивы действующих лиц. В общении всегда проявляются отношения людей друг к другу. Индивидуальные связи людей имеют чисто человеческие черты: желание, цель, мотив, эмоциональный настрой, т. е. личностное отношение одного индивида к другому.
Соотношение социализации и воспитания. Воспитание представляет собой часть процесса социализации и рассматривается как целенаправленная и сознательно контролируемая социализация (семейное, религиозное, школьное воспитание). Воспитание выступает своеобразным механизмом ускорения процесса социализации.
С помощью воспитания преодолеваются или ослабляются отрицательные последствия социализации, ей придается гуманистическая ориентация
В отличие от социализации, которая происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, воспитание является процессом целенаправленного воздействия на человека и, значит, может рассматриваться как механизм управления процессом социализации личности. Следовательно, основными функциями воспитания являются: регуляция влияния социума на личность; создание условий для оптимальной социализации личности.
Субъектами современной (гуманистической) воспитательной системы являются не только педагоги, но и сами дети. В этом одно из главных ее отличий от системы авторитарной, где ребенок выступает преимущественно в качестве объекта воспитания. И педагоги, и дети конкретизируют стоящие перед ними цели, переводят их в ранг практических задач и реализуют в процессе совместной деятельности. В силу этого важнейшим условием эффективности системы является объединение детей и взрослых в коллектив, выступающий ядром гуманистической воспитательной системы.
Литература:
Основная:
1.Педагогика Под ред. Л.П. Крившенко. М, 2005- 427с.
2.Харламов И.Ф. Педагогика. М. 1999 с 14-19. с.-516 с.
Дополнительная
1.Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике-М.,1996г, - 630с
2. Белухин Д.А. Основы личностно - ориентационной педагогики. М,1996, -364с
3. Никандров Н.Д. Социализация и воспитание на рубеже веков - М, 2000, -282с
Контрольные вопросы:
1.Воспитание в широком социальномпонимании.
2.Воспитание в узком педагогическом значении.
3.Понятие социализации личности.
4.Воспитание как один из факторов социализации.
5. Понятие индивидуализации личности
6. традиционный и институциональный механизмы социализации
7. стилизованный и межличностный механизмы социализации
Лекция 5
Тема: Сущность, задачи, функции и виды воспитания
Цель: Выявить сущность процесса воспитания. Раскрыть функции и задачи воспитания
План лекции:
1. Понятие воспитания
2. Функция, цель и задачи воспитания.
3. Когнитивные, эмоцинальные и поведенческие воспитательные воздействия
4. Виды воспитания по разным критериям
5. Исторически сложившиеся системы воспитания
1. Понятие воспитания. Независимо от уровня своего развития люди постоянно находятся во власти воспитательных воздействий и воздействуют сами.О воспитанности человека можно судить по многочисленным показателям: по облику, речи, манере поведения в целом и характерным отдельным поступкам, по ценностным ориентациям, по отношению к деятельности и стилю общения. Воспитаниекак процесс направлено на формирование личности. Воспитание -это организованное, и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечная цель — формирование личности, нужной и полезной себе и обществу. В учебных пособиях по педагогике прежних лет была распространена формулировка, согласно которой процесс воспитания - это организованное, целенаправленное руководство воспитанием школьников в соответствии с целями, поставленными обществом. Разницу в определениях можно обнаружить, сопоставляя значения понятий «взаимодействие» и «руководство». Первое отражает отношения воспитателей и воспитуемых, отводя последним активную роль, а второе представляет их как пассивный объект руководства. В современном понимании процесс воспитания - это именно эффективное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.
Цель воспитания – сформировать личность в соответствии с социальном заказом общества, сформировать социально востребованные качества личности, готовую готовые к выполнению определенных социальных функции.
Задачи воспитания: 1. Дать сумму необходимых знаний, умений, навыков
2.Закрепить определенные социальные, ценностные ориентации и установки.
3. Помочь овладеть трудовыми навыками, нормами поведения и т.д.
2.Функция воспитания заключается в обеспечении жизненной социализации личности , в усвоении индивидом социального опыта, то есть в передаче опыта с целью подготовить к жизни.
Функции воспитания в формировании личности:
• организационная - организация деятельности, в которой развивается и формируется личность;
• ценностно-ориентационная - определение жизненных ценностей, установок, содержания для развития и саморазвития личности воспитанника;
• профилактическая - профилактика негативных влияний на развитие и формирование личности;
• превентивная (предупредительная) - изолирование личности от неблагоприятных условий ее развития.
3. Воспитательные воздействияПо характеру того, на что в самом объекте воспитания направлены воспитательные воздействия, его средства можно разделить на эмоциональные, когнитивные и поведенческие. Когнитивные воспитательные воздействия нацелены на систему знаний человека. Большинство ученых склоняются к мысли о том, что знания человека о мире не только определяют его как личность, но и оказывают решающее влияние на его поведение. Эмоциональные воспитательные воздействия призваны вызывать и поддерживать у воспитуемого определенные состояния. Положительные эмоции делают воспитуемого открытым по отношению к субъекту воспитательных воздействий. Отрицательные эмоции, напротив, отгораживают воспитателя от воспитуемого, блокируют оказание на него воспитательного воздействия. Поведенческие воспитательные влияния вынуждают воспитанника действовать определенным образом и обеспечивают соответствующие, положительные или отрицательные подкрепления совершаемым поступкам. Такие влияния косвенно воздействуют и на личность. В данном случае воспитуемый сначала совершает определенный поступок и только затем осознает его полезность или вредность., в то время как во всех предыдущих случаях изменения вначале происходят во внутреннем мире личности, а уже потом проецируется на поведение.Воспитательные воздействия будут полноценными лишь тогда, когда они проводятся комплексно и затрачивают все сферы личности.
4. По содержанию развиваемых сторон личности выделяют следующие виды воспитания: 1. Нравственное воспитание - усвоение воспитанниками норм и правил поведения и выработка навыков правильного поведения в обществе. 2. Умственное воспитание - специальная деятельность, направленная на развитие мышления воспитанников, их умственных сил и способностей. 3. Физическое воспитание - целенаправленная деятельность по привитию потребности в укреплении здоровья, развитию их физических сил и способностей. В основе физического воспитания - обеспечение рационального питания, организация правильного режима жизни и деятельности, усвоение знаний основ гигиены и реализация их во всех сферах жизнедеятельности, выполнение специальных гимнастических упражнений и участие в спорте. 4. Эстетическое воспитание - целенаправленное развитие способностей воспитанников воспринимать, понимать и создавать прекрасное в природе, жизни и искусстве. 5. Трудовое воспитание - целенаправленное формирование у воспитанников трудолюбия, уважение к людям труда, выработка трудовых умений и навыков. 6. Экономическое воспитание - это введение воспитанников в мир экономических, хозяйственно-бытовых отношений, бюджета, финансовых расчетов. Одной из важнейших социально-политических линий образования является обеспечение высокой конкурентоспособности человека на рынке труда. Чтобы выжить в условиях рынка, сегодня не обойтись без глубоких профессиональных знаний, широкого кругозора, высокой культуры, гражданской активности, предприимчивости. Рынок может и должен стать мощным стимулом для развития чувства хозяина, самостоятельности и самодеятельности каждого человека. Поэтому сегодня очень важно выдвижение на первый план задачи побуждения каждого человека к самовоспитанию и повышение индивидуальной ответственности за его результаты
7. правовое
8. экологическое
9. половое и полоролевое .Половое воспитание — это система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодёжи правильного отношения к вопросам пола.
По институциональному признаку выделяются следующие виды воспитания
Семейное, религиозное, социальное, асоциальное, коррекционное.
По доминирующим отношениям выделяются следующие виды воспитания: авторитарное
свободное, демократическое. В истории педагогики наблюдалась смена господствующих в разные периоды теорий воспитания. Выделяют 3 теории:
1) - теория авторитарного воспитания - Рассматривает ребенка как объект, которым следует управлять, определяя его поведение исходя из жестко заданных социальных норм. Авторитарное воспитание- тип воспитания, когда определенная идеология (взгляды) принимается в качестве единственно бесспорной истины, когда принуждают вести себя согласно этой идеологии. Воспитание осуществляется как оперирование и манипулирование действиями человека. Методы воспитания: требование ( прямое предъявление нормы должного поведения), принуждение (основной путь передачи опыта). Доминирует догма всеобщей опеки, безошибочности всезнайства. Инициатива не поощряется, только в определенных рамках.
приказания, запреты. Воспитательные приемы: угроза, наказание и т.п.
2) - теория свободного (стихийного) воспитания - предполагает уважение к личности ребенка, стремление не ограничивать, а стимулировать в процессе воспитания естественный ход личностного развития. 3) - гуманистическая концепция воспитания - развитие личности рассматривается как процесс изменений в двух планах: внутреннем (направленность «на себя») и внешнем (направленность «на других»). Внутренний план проявляется в саморегуляции, самоорганизации и самопознании; внешний план определяется глубиной и темпами приобщения личности к социальным ценностям. Сочетание внутреннего и внешнего планов составляет личностную гармонию, которая является целью гуманистического воспитания.
5) Исторически сложившиеся системы воспитания.Периоду «до нового времени» известны: 1)педагогическое наследие древних цивилизаций; 2)спартанская система воспитания , продемонстрировавшая миру образец общественного и военно-физического воспитания. 3)афинская система воспитания, предполагающая всестороннее, гармоничное развитие человека 4)у всех народов древности воспитание семейно-сословное , семейно-общинное. Половозрастное воспитание на миру основано на приобщении к религии , предполагает культивирование добродетелей ( уважение старших, почитание родителей). А так же определенные требования предъявляются ко всем возрастным группам, даже к старикам, особенно к ним « Старость должно быть мудрой. Мудрость и болтливость несовместимы. Старику – болтуну пришили губам пластину». Воспитание носило не единоличный характер, а общинный «қызға 40 жерден тыйым». 5)религиозная система воспитания (монастыри); Религиозное , конфессиональное, воспитание реализуется посредством : религиозных традиций и обрядов, приобщения к религиозным ценностям, вера в божественное происхождение человека. Верующие составляют около 90 % человечества. 6)сословная система воспитания (рыцарское, джентльменское, крестьянское домостроевское (купцы, мещане), дворянское); Последние 3 вида воспитания характерны для России. 7)коммунистическое воспитание (в коллективе и через коллектив). Крупская , Макаренко, Сухомлинский проповедали воспитание человека –коллективиста , для которого общественные интересы выше личных. Каждая воспитательная система несет на себя отпечаток времени, социально-политического строя, характера общественных отношений. В целях и задачах просматриваются идеалы данной эпохи
Литература:
Основная:
1.Педагогика Под ред. Л.П. Крившенко. М, 2005.-427с
2.Харламов И.Ф. Педагогика. М. 1999 с 14-19. с
3. Волынкин В.И. Педагогика в схемах и таблицах.- М.2008.- 228 с.
Дополнительная
1.Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике-М.,1996г, - 630с
2. Белухин Д.А. Основы личностно- ориентационной педагогики. М,1996, -364с
3. Никандров Н.Д. Социализация и воспитание на рубеже веков- М, 2000, -282с
Контрольные вопросы:
1. Понятие воспитания
2. В чем заключается функция воспитания
3.Цель и задачи воспитания
4. Когнитивные, эмоциональные и поведенческие воспитательные воздействия
5. Классификация видов воспитания.
6. Виды воспитания по содержанию развиваемых сторон личности
7. Виды воспитания по институциональному признаку
8. Виды воспитания по доминирующим отношениям
9. Исторически сложившиеся системы воспитания.
Кредит № 2
Лекция № 1.