I. Проверка теоретических знаний.
1. Урок как целостная система.
2. Типология и структура уроков.
3. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке.
4. Требования к современному уроку.
5. Подготовка учителя к уроку.
6. Нетрадиционные уроки, их характеристика.
Самостоятельная работа:
1) Составить тезисы по статье Саранцев Г.И. Дидактические аспекты исследования урока в школе // Педагогика. - 2006. - № 1. - С. 32-39.
2) Разработать урок истории в рамках системно-деятельностного подхода с использование активных методов обучения.
II. Анализ, разработанных уроков истории.
Схема педагогического анализа урока (по материалам: Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособ. для вузов. – 2-е изд., испр.- М.: «Академия», 2004. - С. 168-169.
Дата, школа, класс, ФИО учителя.
Тема урока. Его место в системе уроков.
Образовательные цели урока (какие новые знания, навыки и умения должны приобрести учащиеся, какие – расширить, углубить, закрепить).
Развивающие цели урока (какие способности учащихся развиваются средствами урока).
Воспитывающие цели урока (формирование мировоззрения, нравственных понятий и отношений, идеалов и интересов).
1. Тип, структура урока, её целесообразность.
2. Методы учебной работы:
3. Методы и приёмы формирования навыков учебной деятельности.
4. Характеристика воспитательных отношений учителя с классом по содержанию, форме и стилю, отношение учащихся к учителю.
5. Психолого-педагогический анализ урока.
5.1. Общие сведения об уроке.
5.2. Тип и структура урока.
5.3. Содержание и структура урока.
5.4. Качество знаний учащихся.
5.5. Методы и приёмы проведения урока.
5.6. Деятельность учащихся на уроке.
5.7. Деятельность учителя на уроке.
5.8. Выводы и предложения по совершенствованию урока.
III. Подведение итогов занятия.
Литература:
1. Грицевский, И.М. От учебника к творческому замыслу урока [Текст] / И.М. Грицевский, С.А. Грицевская. – М., 1990.
2. Конаржевский, Ю.А. Анализ урока [Текст] / Ю.А. Конаржевский. – М., 2000.
3. Кукушин, В.С. Дидактика (Теория обучения) [Текст]: учебное пособие / В.С. Кукушин. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003.
4. Махмутов, М.М. Современный урок [Текст] / М.М. Махмутов. – М., 1985.
5. Онищук, В.А. Урок в современной школе [Текст] / В.А. Онищук. – М., 1981.
6. Педагогика [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2004.
7. Подласый, И.П. Педагогика [Текст] / И.П. Подласый. – М., 2004.
8. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М., 2002.
9. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии [Текст] / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 2001.
10. Саранцев, Г.И. Дидактические аспекты исследования урока в школе [Текст] / Г.И. Саранцев // Педагогика. - 2006. - № 1. - С. 32-39.
Практическое занятие 11.
Тема: Самостоятельная работа учащихся на уроке и дома
План:
I. Проверка теоретических знаний.
1. Понятие самостоятельной работы, ее роль в усвоении знаний учащимися.
2. Виды самостоятельных работ, их характеристика.
3. Рабочее руководство самостоятельной работой учащихся.
4. Методика подготовки и организации самостоятельной работы на уроке.
II. Разработка самостоятельных заданий для учащихся при изучении конкретной темы.
III. Разработка инструктивных карточек для организации самостоятельной работы по определенной теме.
IV. Составление рекомендаций по организации самостоятельной работы в домашних условиях.
V. Итог занятия.Отчет о проделанной работе.
Самостоятельная работапроанализируйте журнал «Преподавание истории в школе» и сделайте выборку различных видов самостоятельных работ.
Литература:
1. Ганькина, М. Контрольная работа: подготовка и способы проведения [Текст] / М. Ганькина // Школьные технологии. – 2005. – № 1. – С. 224-234.
3. Педагогика [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2007.
4. Подласый, И.П. Педагогика [Текст] / И.П. Подласый. – М., 2007.
5. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М., 2007.
6. Пидкасистый, П.И. Организация деятельности учеников на уроке [Текст] / П.И Пидкасистый, Б.И. Коротяев. – М., 1985.
Практическое занятие 12.
Тема: Современные дидактические концепции
и модели организации обучения
1. Модели образования.
1. Модель образования как государственно-ведомственной организации.
2. Модель развивающего образования (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов и др.).
3. Традиционная модель образования (Ж. Мажо, Л. Кро, Ж. Капель, Д. Равич, Ч. Финн и др.).
4. Рационалистическая модель образования (П. Блум, Р. Ганье, Б. Скиннер и др.).
5. Феноменологическая модель образования (А. Маслоу, А. Комбс, К. Роджерс и др.).
6. Неинституциональная модель образования (П. Гудман, И. Иллич, Ж. Гудлэд, Ф. Клейн, Дж. Холт, Л. Бернар и др.).
2. Тенденции развития современных дидактических концепций.
3. Характеристика современных дидактических концепций:
- проблемное обучение;
- программированное обучение;
- личностно-ориентированное обучение;
- развивающее обучение.
Задание:
1. Законспектируйте одну из моделей образования. Обсудите в группе.
2. Проведите анализ предложенных концепций, по следующим критериям:
- Сильные стороны.
- Слабые стороны.
- Возможности.
- Угрозы.
Литература:
1. Кукушин, В.С. Дидактика (Теория обучения) [Текст]: учебное пособие / В.С. Кукушин. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003.
2. Педагогика [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2007.
3. Подласый, И.П. Педагогика [Текст] / И.П. Подласый. – М., 2007.
4. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М., 2007.
5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии [Текст] / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 2001.
6. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г.К. Селевко. — М., 1998.
Практическое занятие 13.
Тема: Авторские школы
План:
I. Внеаудиторная самостоятельная подготовка.
1. Понятие авторская школа.
2. Характеристика авторских школ (школа адаптирующей педагогики Ямбурга; модель «Русская школа»; школа самоопределения А.Н. Тубельского; школа-парк М.А. Балабана; агрошкола А.А. Католикова, школа Завтрашнего Дня Д. Ховарда и др.).