Тема: Функции процесса обучения
Семинар проводится в форме практического занятия. Студенты просматривают видеоурок и выполняют следующие задания: проанализировать его с точки зрения реализации в нем функций процесса обучения по схеме:
1) Тема урока. Цель
2) Как на уроке реализуется образовательная функция процесса обучения?
- какие новые знания усваивает учащийся на данном уроке?
- какие умения и навыки формирует у них учитель на данном уроке?
- формируются ли навыки и умения самостоятельной работы?
- учит ли добывать знания самостоятельно?
3) Как реализуется на уроке развивающая функция обучения?
- Каким образом?
- Что вы можете сказать об уровне развития речи учащихся?
- Заботиться ли учитель о развитии мышления учащихся (конкретно-образное, абстрактное). Каким образом?
- Формирует ли любовь к знаниям и любознательность? С помощью каких приемов он это делает? Испытывают ли дети радость познания?
- Как педагог развивает двигательные умения и навыки учащихся на уроке?
4) Осуществляется ли воспитание учащихся на уроке?
- формирует ли учитель основы мировоззрения учащихся, научные взгляды?
- осуществляет ли нравственное, эстетическое, трудовое физическое воспитание на уроке?
- какие личностные качества воспитывает учитель у ребят?
Формирует ли общественную активность школьников?
5) Обобщите полученный материал, сформулируйте выводы. Запишите анализ данного урока и сдайте на проверку.
Практическое занятие 6.
Тема: Нормативные документы,
регламентирующие содержание образования
План:
I. Проверка теоретических знаний.
1. Сущность понятия «содержание образования», его компоненты.
2. Государственный образовательный стандарт (старого и нового поколений).
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: общие положения; целевой раздел; содержательный раздел; организационный раздел, психологопедагогические условия реализации основной образовательной программы.
4. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования: сущность, структура планируемых результатов, уровни описания и т. д.
5. Формирование универсальных учебных действий: понятие «универсальные учебные действия», функции универсальных учебных действий, виды универсальных учебных действий, Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.
Самостоятельная работа:
Составить конспект ФГОС
Литература:
1. Федеральный государственный стандарт: основное общее образование [Электронный ресурс] // http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2587
2. Базисный учебный план общеобразовательных учебных заведений Алтайского края. (Электронную версию спросить на кафедре или см. на сайте Манузиной Е.Б.).
3. Рыжаков М.В. Содержание общего среднего образования: парадоксы развития // Школьные технологии. - 2005. - № 1. - С. 4-11.
4. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2007.
5. Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянова. – М., 2007.
6. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2007.
7. Учебные стандарты школ России / Под ред. Леднева В.С., Никандрова Н.Д. - М., 1998.
Практическое занятие 7.
Тема: Учебные планы, программы общеобразовательных учреждений РФ
План:
1. Учебные планы, типы и структура учебных планов для школы.
2. Учебные программы школы: типы, принципы построения и структура.
3. Новые подходы к разработке учебных программ для современной школы.
I. Изучение школьных программ, ответы на вопросы.
Провести анализ программы отдельных учебных предметов, курсов (Смотри ФГОС 2-го поколения на примере истории)
Ответьте на вопросы:
а) Какова структура программы?
б) Каково назначение объяснительной записки?
в) Каков принцип построения учебных программ?
г) В чем специфика современных программ?
II. Подведение итогов занятия.
Литература:
5. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2007.
6. Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянова. – М., 2007.
7. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2007.
8. Учебные стандарты школ России / Под ред. Леднева В.С., Никандрова Н.Д. - М., 1998.
9. Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьника // Вопросы психологии. – 1994.- № 2. – С. 64-76.
Практическое занятие 8.
Тема: Школьный учебник
План: