А. Действующие и принятые содержательные установки
Вопросы утверждения нового скаутского метода НОРС-Р
Оценка состояния скаутского метода организации позволит осознать результаты развития НОРС-Р в содержании. На основе анализа результатов мы можем сделать попытку прогнозирования будущего и выразить это в новой редакции скаутского метода НОРС-Р.
Для этого попробуем проанализировать достижения прошлых этапов и вспомним скаутский метод НОРС-Р, принятый в 2001 г. Сейчас мы не предлагаем делать детальный отчет о работе организации и офиса, но в целом надо отметить, что, благодаря инициативе людей и выполнению принятых решений, НОРС-Р ускорила процесс развития, и изменения в содержании работы являются востребованной задачей.
А. Действующие и принятые содержательные установки
Конференция НОРС-Р в 2001 г. в Комарово предложила в первом чтении проект миссии НОРС-Р:
Через организацию деятельности на основе национального скаутского метода развивать молодежь как патриотов, думающих и делающих дела на пользу Родине, активных граждан, успешно входящих в будущность и изменяющих его.
Образовательный стандарт при нахождении в скаутской организации до 18 лет включает в себя следующие составляющие:
- Воспитание в сообществе (или, как раньше, коллективе), когда человек может понять и уважать ценности не только других, но и группы.
- Духовное развитие.
- Гражданская ответственность.
- Историческое самосознание.
- Специальные навыки жизнедеятельности в длительной игре - скауты.
- Навыки оказания помощи людям.
7. Местный стандарт.
Суть введения стандартов – указать и показать результат деятельности воспитанника в составе скаутской группы.
Внедрение скаутского метода НОРС-Р проводилось через организацию системных событий: Джамбори, курсов, слетов, проектов, соревнований, проводимых в масштабах НОРС-Р.
В декабре 2016 года расширенный совет сделал попытку актуализировать скаутский метод в современных условиях. Были определены следующие ориентиры:
- Самостоятельность
- Ответственность
- Универсальность
- Компетентность - мобильность (мыслит, умеет, делает)
- Активная жизненная позиция
- Нравственно-духовный стержень
- Лидерские качества
- Ценность семьи - уважение к родителям
- Скаутские знания, умения, навыки
- Любовь к скаутингу
- Историчность
Можно только предполагать, сколько руководителей реально слышали и руководствовались в своей деятельности этими решениями, но настало время подвести итог.
Б. Анализ результатов
Для анализа результатов применения «метода НОРС-Р» было проведено анкетирование руководителей групп НОРС-Р в количестве 29 человек. Спасибо тем, кто написал и особенно тем двоим, кто это сделал сам и прислал! Это было как-то неожиданно!
Опрос руководителей включал в себя несколько блоков для определения результативности заявленных позиций:
1. Результаты развития воспитанников.
2. Определение ресурсов деятельности групп.
3. Результаты взаимодействия внутри НОРС-Р.
4. Применение ориентиров метода НОРС-Р.
По результатам опроса можно зафиксировать следующее представление руководителей групп об итогах использования метода НОРС-Р.
Основные воспитательные результаты организации лежат в сфере нравственно-личностного воспитания. Ведущими качествами воспитанников являются общечеловеческие качества, дружелюбие и взаимовыручка, честь, гордость за страну, обязательность, дисциплинированность и стремление к саморазвитию. Значимыми, но не ведущими являются лидерские качества. Вырабатывается положительное отношение к Родине и ближним, а также к труду, к младшим и природе.
Личные достижения воспитанников можно определить по трем позициям, не имеющим, впрочем, ярко выраженных преимуществ. Первая позиция – работает традиционная скаутская методика и зачеты по разрядам. Вторая позиция – проявление полученных знаний в школьной программе и жизни. Третья позиция – полученные лидерские навыки.
Каких ребят привлекает скаутинг? Прежде всего, творческих, стремящихся к активной жизни. Лидерские качества являются одним из показателей, приводящих в скаутинг. Не отмечался особый социальный статус ребят и проблемы с неформальными сообществами.
Результаты выполнения образовательного стандарта можно представить следующим образом:
1. Воспитание в сообществе. Линия предполагала создание жизнедеятельности, где скауты активно взаимодействуют – от патрульного уровня до государственного. В результате использование патрульной системы как системы воспитания в микро- сообществе присутствует активно. Редко присутствуют взаимодействие с более широким молодежным кругом (6 примеров). Взаимодействие с институтами общества, муниципалитетами, органами власти, молодежной политики практически отсутствует. В основном все действия замыкаются внутри самой организации. Не получило развитие в полном объеме данной направленности, наблюдается замыкание на себя.
2. Духовное развитие. 20 представленных примеров связаны с православными службами, событиями и проходят в традиционном для церкви русле. 16 событий связано с другими формами. Поиска новых форм работы в направлении духовного воспитания не выявлено, как и координации этой деятельности в организации.
3. Гражданская ответственность. Представлено 9 форм активной деятельности помощи окружающим, сообществу. 7 форм меют познавательный характер. Не упоминаются семья, друзья, школьное сообщество, муниципалитеты, регион, Россия. Направление размыто, форм коллективной деятельности не показано. Формы простые, без креатива. Встаёт вопрос о социальной актуальности деятельности.
4. Скаутинг – специальные навыки.Игровые формы не представлены: разведка, ночные игры, шифры. Практически не поддерживаются традиции как часть метода. Основная форма – туризм выходного дня. Зачетных вариантов не представлено. Вывод: упрощенная деятельность на природе – главный вариант. В некоторых случаях видна специализация и изучение первой помощи. Скаутинг как игра не просматривается.
5. Навыки оказания помощи людям. Действие фрагментарно, хоть и разнообразно выражено. Большинство групп занимается данным направлением не постоянно. Общей скаутской системы обучения, демонстрации и обратной связи нет. Только 6 ответов по теме.
6. Местный стандарт. Специфические формы деятельности каждой группы в зависимости от местных условий и интересов слабо развиты. Большинству групп не свойственно наличие оригинальной деятельности, за исключением разнообразных форм добрых дел.
Выводы:
1. Деятельность организации в большей степени замыкается сама на себя. Формы деятельности не развиваются и имеют все более кружковый характер. Скаутинг перестает быть блестящей методикой, и даже в старинном ее исполнении мы не используем все возможности. Возраст руководительского состава в большей степени напоминает опытный коллектив педагогического учреждения, чем молодежной структуры. В целом развитие организации шло в направлении заявленной миссии, и она в определенной степени была выполнена. Но уровень исполнения не позволил создать социально – активную позицию в детской среде, что повлияло бы на авторитет скаутинга и его развитие. Ясно прослеживаются тенденции замыкания на себя и ухода в мемориальную фазу. Кроме того, явно не сработала идея активного обмена методикой, выработки передовых форм и технологий в сетевой организации.
2. Методика так и осталась унитарной, экспериментальной, авторской, т.е. НЕ СЕТЕВОЙ.
3. Заказчиками деятельности скаутов являются: первое место и, несомненно, более значимое – родители, второе – образовательные учреждения, затем – частные лица, общественные организации, местное самоуправление. Итак, возможная сетевая программа должна в идеале взаимодействовать с родителями, как с наиболее заинтересованным субъектом нашей деятельности.
4. Взаимодействие внутри организации в целом хаотичное. Несколько выделяется Джамбори, сетевая работа. Но ярких системных точек, которые имеют абсолютный охват, не видно.
5. Систему рангов сравнить не удалось, поскольку с трудом она выявлялась, за исключением групп ОРЮР. Такое ощущение, как был дан старт в 90-е, так на этом и в значительной степени живем.
6. Нам не хватило усилий и решений для того, чтобы метод как система деятельности был реализован в планируемых целевых решениях.
Д. Пути развития
Решения, принятые на государственном уровне и создание детских организаций в различных вариантах четко и ясно обозначили пути и нашего развития. С одной стороны, Совет НОРС-Р приветствовал создание РДШ и предлагал свою методическую помощь (игнор), но, с другой стороны, мы можем наконец-то определить свое место в работе с детьми в России.
Можно предположить три сценария развития отношения к скаутингу.
1. Первый сценарий. И он к нам не относится уже: получение госзаказа на развитие в русле поддержки детского движения государством, участия в РДШ и пр. Но нам не надо тратить время на развитие массовых методик.
2. Нам дают развиваться, опираясь на собственные силы и действия в рамках требований к подобной деятельности. Это происходило в последние годы, и надо признаться, что самостоятельность дает свои плоды: мы медленно, но устойчиво развиваемся.
3. Сценарий негативного отношения к нам (как якобы к конкурентам РДШ) как наверху, так и на местном уровне. Деятельность групп на местах, как правило, признаваема в местных сообществах, т.к. деятельность наша – реальна и полезна. Но всегда могут найтись новые кадры, которые будут иметь свое мнение, тем более, если вдруг будет дана команда сверху …
Мы должны предпринять все меры для дальнейшего развития событий по второму сценарию, используя авторитет НОРС-Р и возможности для диалога с государством. Но надо быть готовыми и к 3 варианту.
В случае второго варианта, необходимо продолжать строить организацию, стремиться к ее расширению и, возможно, поискать методики сетевого плана (благодаря нам, популярный теперь термин).
Е. Миссия организации
При поступательном развитии организации миссия и цель постоянно переосознаются и совершенствуются. Перспектива развития организации прояснилась. В случае тертьего сценария мы входим в ситуацию сжатия и максимального самосохранения (мемориальная фаза). Было бы замечательно оставить о себе память в виде прекрасной методики, которую могут повторить в любом месте. Тогда наша миссия – сохранение скаутинга. Это требует осмысления и плана действий. Скаутинг вечен и, нет сомнения, будет существовать и далее.
Предполагая второй сценарий развития, мы понимаем, что развитие скаутской организации не может быть самоцелью, цель должна влиять на развитие. В нынешний момент, после актуализации на Совете в декабре некоторых аспектов нашего понимания воспитательных результатов, можно предложить следующие варианты:
Вариант 1. Саморазвивающаяся организация, определяющая особый «скаутский образ жизни».
Максимальная независимость от государства и политических институтов.
Вариант 2: Воспитание патриотов через скаутскую организацию.
Вариант 3 Услуги молодежного досуга.
Организация и пропаганда скаутинга как особого способа проведения свободного времени.
Скаутский метод НОРС-Р
Приложение. Варианты наполнения ступеней
Дискуссионная площадка прошла на гонке патрулей
1 ступень | 2 ступень | 3 ступень |
Песенные вечера Оркестр Стрельба Поход Ермака Вечерний костёр Ночевка в палатке Первый поход Пещера Еда на костре Скаутский дух Песни СГУЩЁНКА Знакомство Костёр Поедание сладенького Игры Походы Время на природе Лагеря Огонёк Лесной патруль Добрые дела | Джамбори 2016 РВС Катамараны Скалодром Тайный друг Новые кричалки Благотворительная ярмарка Встречать старых знакомых Финское джамбори Поход по Балтийскому побережью Неожиданные вкусняшки от руководителей Сон после тяжелой работы Знакомства и поездки по другим городам Водные испытания Готовка в полевых условиях Торжественное обещание ДАЁШЬ НОВЫЕ ЗАКОНЫ! Единые нашивки Построение по тревоге Маскировка Джамбори | Компания Квас+кефир СССР+муми Горные походы Эскимоские игры Рафтинг Суд чести Альпинизм Скалолазание Джамбори Работа в стафе Сценки со смыслом Батюшка облил святой водой Облили водой из брандспойта Ночные игры Узлы Походы в горы |
Вопросы утверждения нового скаутского метода НОРС-Р
Оценка состояния скаутского метода организации позволит осознать результаты развития НОРС-Р в содержании. На основе анализа результатов мы можем сделать попытку прогнозирования будущего и выразить это в новой редакции скаутского метода НОРС-Р.
Для этого попробуем проанализировать достижения прошлых этапов и вспомним скаутский метод НОРС-Р, принятый в 2001 г. Сейчас мы не предлагаем делать детальный отчет о работе организации и офиса, но в целом надо отметить, что, благодаря инициативе людей и выполнению принятых решений, НОРС-Р ускорила процесс развития, и изменения в содержании работы являются востребованной задачей.
А. Действующие и принятые содержательные установки
Конференция НОРС-Р в 2001 г. в Комарово предложила в первом чтении проект миссии НОРС-Р:
Через организацию деятельности на основе национального скаутского метода развивать молодежь как патриотов, думающих и делающих дела на пользу Родине, активных граждан, успешно входящих в будущность и изменяющих его.
Образовательный стандарт при нахождении в скаутской организации до 18 лет включает в себя следующие составляющие:
- Воспитание в сообществе (или, как раньше, коллективе), когда человек может понять и уважать ценности не только других, но и группы.
- Духовное развитие.
- Гражданская ответственность.
- Историческое самосознание.
- Специальные навыки жизнедеятельности в длительной игре - скауты.
- Навыки оказания помощи людям.
7. Местный стандарт.
Суть введения стандартов – указать и показать результат деятельности воспитанника в составе скаутской группы.
Внедрение скаутского метода НОРС-Р проводилось через организацию системных событий: Джамбори, курсов, слетов, проектов, соревнований, проводимых в масштабах НОРС-Р.
В декабре 2016 года расширенный совет сделал попытку актуализировать скаутский метод в современных условиях. Были определены следующие ориентиры:
- Самостоятельность
- Ответственность
- Универсальность
- Компетентность - мобильность (мыслит, умеет, делает)
- Активная жизненная позиция
- Нравственно-духовный стержень
- Лидерские качества
- Ценность семьи - уважение к родителям
- Скаутские знания, умения, навыки
- Любовь к скаутингу
- Историчность
Можно только предполагать, сколько руководителей реально слышали и руководствовались в своей деятельности этими решениями, но настало время подвести итог.
Б. Анализ результатов
Для анализа результатов применения «метода НОРС-Р» было проведено анкетирование руководителей групп НОРС-Р в количестве 29 человек. Спасибо тем, кто написал и особенно тем двоим, кто это сделал сам и прислал! Это было как-то неожиданно!
Опрос руководителей включал в себя несколько блоков для определения результативности заявленных позиций:
1. Результаты развития воспитанников.
2. Определение ресурсов деятельности групп.
3. Результаты взаимодействия внутри НОРС-Р.
4. Применение ориентиров метода НОРС-Р.
По результатам опроса можно зафиксировать следующее представление руководителей групп об итогах использования метода НОРС-Р.
Основные воспитательные результаты организации лежат в сфере нравственно-личностного воспитания. Ведущими качествами воспитанников являются общечеловеческие качества, дружелюбие и взаимовыручка, честь, гордость за страну, обязательность, дисциплинированность и стремление к саморазвитию. Значимыми, но не ведущими являются лидерские качества. Вырабатывается положительное отношение к Родине и ближним, а также к труду, к младшим и природе.
Личные достижения воспитанников можно определить по трем позициям, не имеющим, впрочем, ярко выраженных преимуществ. Первая позиция – работает традиционная скаутская методика и зачеты по разрядам. Вторая позиция – проявление полученных знаний в школьной программе и жизни. Третья позиция – полученные лидерские навыки.
Каких ребят привлекает скаутинг? Прежде всего, творческих, стремящихся к активной жизни. Лидерские качества являются одним из показателей, приводящих в скаутинг. Не отмечался особый социальный статус ребят и проблемы с неформальными сообществами.
Результаты выполнения образовательного стандарта можно представить следующим образом:
1. Воспитание в сообществе. Линия предполагала создание жизнедеятельности, где скауты активно взаимодействуют – от патрульного уровня до государственного. В результате использование патрульной системы как системы воспитания в микро- сообществе присутствует активно. Редко присутствуют взаимодействие с более широким молодежным кругом (6 примеров). Взаимодействие с институтами общества, муниципалитетами, органами власти, молодежной политики практически отсутствует. В основном все действия замыкаются внутри самой организации. Не получило развитие в полном объеме данной направленности, наблюдается замыкание на себя.
2. Духовное развитие. 20 представленных примеров связаны с православными службами, событиями и проходят в традиционном для церкви русле. 16 событий связано с другими формами. Поиска новых форм работы в направлении духовного воспитания не выявлено, как и координации этой деятельности в организации.
3. Гражданская ответственность. Представлено 9 форм активной деятельности помощи окружающим, сообществу. 7 форм меют познавательный характер. Не упоминаются семья, друзья, школьное сообщество, муниципалитеты, регион, Россия. Направление размыто, форм коллективной деятельности не показано. Формы простые, без креатива. Встаёт вопрос о социальной актуальности деятельности.
4. Скаутинг – специальные навыки.Игровые формы не представлены: разведка, ночные игры, шифры. Практически не поддерживаются традиции как часть метода. Основная форма – туризм выходного дня. Зачетных вариантов не представлено. Вывод: упрощенная деятельность на природе – главный вариант. В некоторых случаях видна специализация и изучение первой помощи. Скаутинг как игра не просматривается.
5. Навыки оказания помощи людям. Действие фрагментарно, хоть и разнообразно выражено. Большинство групп занимается данным направлением не постоянно. Общей скаутской системы обучения, демонстрации и обратной связи нет. Только 6 ответов по теме.
6. Местный стандарт. Специфические формы деятельности каждой группы в зависимости от местных условий и интересов слабо развиты. Большинству групп не свойственно наличие оригинальной деятельности, за исключением разнообразных форм добрых дел.
Выводы:
1. Деятельность организации в большей степени замыкается сама на себя. Формы деятельности не развиваются и имеют все более кружковый характер. Скаутинг перестает быть блестящей методикой, и даже в старинном ее исполнении мы не используем все возможности. Возраст руководительского состава в большей степени напоминает опытный коллектив педагогического учреждения, чем молодежной структуры. В целом развитие организации шло в направлении заявленной миссии, и она в определенной степени была выполнена. Но уровень исполнения не позволил создать социально – активную позицию в детской среде, что повлияло бы на авторитет скаутинга и его развитие. Ясно прослеживаются тенденции замыкания на себя и ухода в мемориальную фазу. Кроме того, явно не сработала идея активного обмена методикой, выработки передовых форм и технологий в сетевой организации.
2. Методика так и осталась унитарной, экспериментальной, авторской, т.е. НЕ СЕТЕВОЙ.
3. Заказчиками деятельности скаутов являются: первое место и, несомненно, более значимое – родители, второе – образовательные учреждения, затем – частные лица, общественные организации, местное самоуправление. Итак, возможная сетевая программа должна в идеале взаимодействовать с родителями, как с наиболее заинтересованным субъектом нашей деятельности.
4. Взаимодействие внутри организации в целом хаотичное. Несколько выделяется Джамбори, сетевая работа. Но ярких системных точек, которые имеют абсолютный охват, не видно.
5. Систему рангов сравнить не удалось, поскольку с трудом она выявлялась, за исключением групп ОРЮР. Такое ощущение, как был дан старт в 90-е, так на этом и в значительной степени живем.
6. Нам не хватило усилий и решений для того, чтобы метод как система деятельности был реализован в планируемых целевых решениях.