Роль семьи в формировании ребенка-дошкольника.
Для формирования полноценного члена общества, способного регулировать свою эмоциональную жизнь, для развития у него адекватной самооценки, необходимой для воспитания в будущем своих собственных детей, рядом с ребенком должен постоянно находиться любящий и понимающий его взрослый человек. Очевидно, что обеспечить такой тесный, а главное постоянный контакт оказывается возможным только в семье. Семья – основанная на браке или родстве малая социальная группа. Функции современной семьи: репродуктивная; хозяйственно-экономическая; воспитательная; нравственно-психологическая; коммуникативная; функция организации отдыха детей.
Типологии семьи: 1. в зависимости от количества детей (бездетные, однодетные, малодетные, многодетные) 2.в зависимости от состава (однопоколенные, двупоколенные, межпоколенные); 3. В зависимости от структуры (полные, неполные, небрачные);4. В зависимости от характера взаимоотношений (благополучные, неблагополучные, гармоничные, распадающиеся, распавшаяся, не полная). Стили семейного воспитания: Авторитарный (ограничивается самостоятельность ребенка, он становиться зажатым. Запреты, наказания – основные методы воздейств.).Демократический (единство и уважение прав и обязанностей). Стимулирование активности и целеустремленности). Либеральный (абсолютная свобода в любых поступках).
Воспитание детей в семье -- сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка. Возможность воспитательного взаимодействия на него заложена уже в самой природе отношения родителей к детям, сущность которого заключена в разумной опеке, сознательной заботе старших о младших. Отец и мать проявляют заботу, внимание, ласку к своему ребенку, защищают от жизненных невзгод и трудностей. Личный пример родителей -- важнейшее средство влияния на воспитание детей. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Не имея достаточных знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подражает их действиям. Характер отношений родителей, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров - все это воспринимается ребенком и становится образцом для его собственного поведения.
Таким образом, окружающая социальная микросреда, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и личность самих родителей в обязательном порядке отражаются на ребенке и, в первую очередь, на особенностях его характера. Если семейная атмосфера неблагоприятна для психического развития ребенка, то вполне вероятно, что и сформированные черты его личности тоже будут патологичны. Наряду с тем, что личность родителей, несомненно, играет ведущую роль в формировании мировосприятия и нравственных убеждений детей, не следует забывать о том, что сами родители нередко упускают из виду то обстоятельство, что и сложившаяся в семье атмосфера способна оказать существенное влияние на личностное становление воспитывающихся в ней детей.
Дошкольная педагогика
22 Адаптация детей к дошкольной образовательной организации
Адаптация (приспособление личности к новой обстановке) включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Темпы адаптации у разных детей будут различны. Залог успешного посещения ребенком сада – контакт родителей и воспитателей, умение и желание взаимно сотрудничать. Стоит за несколько дней до поступления в ДОУ познакомить с ним ребенка: показать игровую комнату, спальню, игрушки, продемонстрировать, как удобно мыть руки, сидеть за детским столиком, и т.д. Приспособление к д. саду может осложниться из-за таких мелочей, как отсутствие любимой игрушки, отсутствие «своего» места за столом и т.д. Родителям необходимо проявлять живой интерес к успехам малыша, новым друзьями, заданиям, которые он выполняет, и трудностям, которые у него возникают, поощрять малыша в его успехах и помогать в адаптации. Обычно период адаптации заканчивается к концу 1-го мес. Показателем хорошей адаптации будет следующее поведение ребенка: малыш говорит родителям: «Ну пока» и срывается в группу, потому что там его ждут приятели и интересные занятия, а вечером идет с охотой домой. С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Резкое и значительное изменение в жизни ребёнка приводит к серьёзным нарушениям его поведения и развитию отрицательных реакций. У ребёнка может измениться целый ряд сложившихся привычек, перестроиться ранее сформированный стереотип в режиме сна, кормления, приёмах общения со взрослыми. Этот переход требует торможения ряда сложившихся связей и быстрого образования новых, что для ребёнка данного возраста является трудной задачей. Процесс, который требует приспособления к новым условиям внешней среды принято называть адаптацией. Под адаптацией принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Выделяют три фазы адаптационного процесса.
Острая фаза — сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, более частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии; фаза длится в среднем один месяц.
Подострая фаза — характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами; фаза длится 3—5 месяцев.
Фаза компенсации — характеризуется убыстрением темпа развития, и дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку в развитии.
Дошкольная педагогика
23 Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности дошкольников.
Детское конструирование – это продуктивная деятельность дошкольников, в процессе которой, дети моделируют конструкции разнообразных объектов (дома, машины, мосты, елочные игрушки, поделки из бумаги и др.) .
Деятельность конструирования состоит из двух частей
Замысел- направляет действия ребенка. сначала начинает строить, а лишь потом называет то, что у него получилось, замысла в конструировании состоит из нескольких этапов
-подбора заместителей (деталей)
-моделирует структуру объекта
-моделировать отношения между структурными и функциональными особенностями данного объекта
-анализирует полученный результат