Тема 1. Введение в психологию и педагогику высшей школы
Педагогика высшей школы как наука. Основы педагогики и психологии высшей школы. Научная определённость и объективность образовательного процесса в высшей школе: биологические и психологические основы развития и обучения.
Тема 2. Процесс обучения в высшей школе
Процесс обучения как целостная система, его структура, содержание и динамика. Закономерности и противоречия процесса обучения. Понятие "содержание образования" и разработка в педагогике научных основ его определения и совершенствования. Документы, определяющие содержание высшего образования: учебные программы, учебно-тематические планы, учебники, учебные пособия. Основные дидактические принципы и их реализация в различных конкретных видах занятий. Организационные формы процесса обучения. Сущность, характеристика и функции основных методов обучения и активизации познавательной деятельности. Основные дидактические средства.
Тема 3. Активизация познавательной деятельности студентов в процессе обучения
Деятельность как основа проявления жизненной активности человека, развитие личности студентов в процессе обучения и воспитания. Основные факторы активизации познавательной деятельности студентов. Индивидуализация обучения студентов по признакам построения и управления образовательным процессом и познавательной деятельностью
Тема 4. Психология личности студента. Общее и индивидуальное в психике человека
Структура и внутренний мир личности. Феномен личности. Общее и индивидуальное в психике личности. Теории личности. Темперамент - как биологический фундамент личности. Способности и развитие личности. Характер как система отношений личности. Направленность личности. Понятие личностного смысла. Мотивация. Свобода, ответственность и духовность как форма существования личности.
Тема 5. Психология воспитания студентов в высшем учебном
Заведении
Психолого-педагогическая характеристика процесса воспитания в высшем учебном заведении. Развитие личности студента в образовательном процессе. Учет индивидуально-психологических особенностей студентов в воспитательной деятельности. Принципы и методы воспитания.
Тема 6. Формирование профессионального педагогического
Мастерства преподавателя.
Сущность, содержание и структура педагогического мастерства преподавателя высшего учебного заведения. Педагогическое мышление, педагогическая этика и профессионализм. Личностные качества педагога, как фактор эффективной деятельности. Культура речевого поведения.
Тема 7. Социальная психология. Межличностное общение
в образовательном процессе.
Социальная психология как отрасль психологической науки. Понятие группы в психологии, их классификация и характеристика. Динамика группового развития. Межличностное общение как предмет научного знания. Функции общения. Социально-психологическая структура общения. Общение как межличностная коммуникация: речевая и невербальная коммуникация. Способы воздействия в общении: заражение, убеждение, внушение, подражание. Эффективность педагогического общения.
Тема 8. Анализ современных технологий обучения
Проблема педагогических технологий в исторической ретроспективе. Классификация педагогических технологий. Понятие «Педагогическая технология» в зарубежной и отечественной литературе.Краткий обзор педагогических технологий.
6. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
1. Руководство по подготовке рефератов, контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ. – М.: РТА, 2010.
2. Сборник нормативных документов по управлению качеством образовательной деятельности Российской таможенной академии. – М.: РТА, 2008.
3. Руководство по организации и проведению итоговой государственной аттестации выпускников Российской таможенной академии. – М.: РТА, 2010.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования
Таблица 4
Этапы формирования компетенций
Код компетенции | Этапы формирования компетенции |
УК-5 | |
ОПК-3 |