Возрастной и гендерный фактор в контексте эффективности профессиональной деятельности врача.

Детализация структурных компонентов психики – рассмотрение блока «психические новообразования». Структурная модель формирования и развития психики в онтогенезе: возраст –социальная ситуация развития –новообразование – возрастной кризис. Этапы формирование личности в зависимости от возраста (Н. И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Н.Х. Вессель и П.Д. Юркевич, Л.С. Выготский, Э.Эриксон, Ж.Пиаже). Факторы, влияющие на формирование психики в онтогенезе. Понятия «развивающая среда», «зона ближайшего развития», «психокоррекция», «психотерапия». Анализ и учет возрастного и гендерного фактора для обеспечения эффективного взаимодействия врача с пациентом/родственником пациента/коллегой/подчиненным/руководителем.

Психодиагностика структурных компонентов психики: организация медико-психодиагностических исследований.

Психодиагностика структурных компонентов психики – психических процессов, состояний (эмоционально-волевая сфера), свойств, психических новообразований, социальных факторов (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов). Осуществление целенаправленного и развернутого изучения личности во всем многообразии ее индивидуальных психических проявлений в различных жизненных ситуациях и условиях функционирования. Психодиагностика в медицине. Организация медико-психодиагностических исследований: оптимизация процессов обучения и воспитания детей, профотбор и профориентация, психологическое консультирование, психогигиена и психопрофилактика, диагностика, лечение и социально-трудовое восстановление больных и инвалидов, различные виды экспертизы (А.А. Александров).

Применение психологических знаний в профессиональных видах деятельности врача .Психологические факторы формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) в контексте эффективности профессиональной деятельности врача.

Психология здорового образа жизни. Физическое и психическое здоровье. Факторы, влияющие на состояние здоровья (Н.М. Амосов). Связь установок, касающихся здоровья, со здоровым поведением. Способы формирования навыков ЗОЖ.

Психологические факторы в профилактике, постановке диагноза, лечении, психотерапии и социальной реабилитации больных.

Модуль: «Педагогика»

Общие основы педагогики

Система образования России. Система образования в России: прошлое, настоящее и будущее. История развития образования России. Общая характеристика современной системы образования. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», основные понятия, требования.

Предметная область педагогики. Педагогика в системе современного человековедения.Понятие предметной области науки. История развития педагогики,основные этапы. Традиционный подход к определению предмета педагогики. Ограниченность традиционного подхода к определению предмета педагогики, причины и следствия.

Место педагогики в системе наук: педагогика и философия (философия образования); педагогика и психология (педагогическая психология, психология педагогической деятельности); педагогика школы и вузовская педагогика (акмеология), педагогика и медицина. Внутренняя структура предметной области педагогики как области и научного знания (педагогика как научная дисциплина). Педагогика как учебный предмет (учебная дисциплина).

Педагогика как система научного знания. Основные категории педагогики: обучение, воспитание, образование.

Возникновение и развитие разных концепций воспитания, их оформление в целостные теории (три "типа" педагогики). Краткая характеристика педагогики формирования (авторитарной, императивной педагогики), педагогики развития и педагогики сотрудничества: особенности парадигмы каждой из них, принципов организации процесса воспитания, оценка его результатов.

Человек как предмет воспитания. Взаимодействия ребёнка и взрослого в воспитательном процессе. Возможности и границы воспитательного воздействия.

Методология и методы педагогического исследования. Общая методология науки и методология педагогического исследования, методология педагогики. Причины усиления внимания в современных науках проблемам методологии.

Основные методологические проблемы педагогики уточнение предметной области науки; интеграция и дифференциация научного педагогического знания; диалектика связей теоретической и практической педагогики; генезис и развитие основных категорий педагогики и др.

Педагогический процесс как категория педагогики. Генезис понятия. Характеристика. Педагогический процесс как "всестороннее усовершенствование личности"

(П.Ф. Каптерев), его характеристика. Свобода и автономность педагогического процесса.

Теория и практика обучения

Дидактика как наука. Предметная область дидактики. Понятие дидактики как науки и учебного предмета. Основные категории дидактики: обучение, учение, содержание образования, цели образования, учебная и обучающая деятельность, методы и средства обучения. Дидактическая система Я. А. Коменского, ее развитие.

Дидактические процессы. Процесс обучения в статике и динамике. Сущность процесса обучения: направленность, принципы, логика; характеристика процесса обучения как сложного системного объекта («в статике»). Модели процесса обучения.

Содержание образования и развитие индивидуальной деятельности. Содержание образования: социальный и педагогический аспекты. Становление и развитие классической парадигмы образования. Понятие федерального государственного образовательного стандарта. Конкретизация целей образования в стандартах высшего образования. График учебного процесса. Учебный план по специальности. Принципы построения, содержание. Компетентностный подход в определении целей и содержания образования. Основная профессиональная образовательная программа по специальности. Рабочая программа дисциплины.

Особенности обучения в медицинском вузе. Построение индивидуальной образовательной траектории. Учет возрастных особенностей и особенностей процесса приобретения человеком индивидуального опыта в профессиональной деятельности врача. Центральная идея непрерывного образования.

Методы и средства обучения. Варианты классификаций методов обучения, их особенности и недостатки. Методы монологического и диалогического обучения. Средства обучения, их место в структуре методов, в методических системах. Применение методов, средств обучения в практической деятельности врача.

Проверка и оценка хода и результатов процесса обучения. Методы и средства. Причины введения федеральных государственных образовательных стандартов. Назначение и функции контроля качества процесса и результатов обучения: традиции и новации. Фонд оценочных средств по дисциплине. Критерии оценки промежуточного и итогового контроля. Цели обучения и их соотнесение с результатом. Оценка и отметка. Условия успеха.

Врач. Профессионализм, творчество, мастерство. Педагогические аспекты профессиональной деятельности врача. Культура врача. Имидж врача. Обучение больных, медицинского персонала. Обучающие программы в работе с семьей пациента.

Наши рекомендации