Информатики и английского языка

УНИВЕРСИТЕТ

КУРСОВЫЕ РАБОТЫ

ПО ПЕДАГОГИКЕ

ФАКУЛЬТЕТА

ИНФОРМАТИКИ И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Челябинск 2000 г.

КУРСОВАЯ РАБОТА И ТРЕБОВАНИЯ К НЕЙ

Требования к курсовой работе

1. Формулировка актуальности проблемы и темы, соответствие ее современному состоянию отечественной и мировой науки и практики.

2. Анализ научной и научно-методической литературы и периодики по теме курсовой работы.

3. Изучение и анализ истории исследуемой проблемы, ее практического состояния с учетом передового опыта учителей и воспитателей, лично приобретаемого педагогического опыта студента.

4. Проведение самостоятельного педагогического исследования: четкая характеристика предмета, объекта, целей и методов исследования, описание и анализ опытного обучения или воспитания.

5. Обобщение полученных результатов, формулирование практических рекомендаций.

6. Оформление работы в соответствии с требованиями стандарта. Объем курсовой работы - машинописный текст 40-50 страниц. Рекомендуемые поля со всех четырех сторон по 20 мм, нумерация страниц начинается со второй страницы, на которой размещается оглавление курсовой работы с указанием страниц параграфов и глав. Первая страница не нумеруется, она отводится титульному листу, образец оформления которого приведен в приложении 2.

7. Текст курсовой работы должен быть тщательно вычитан, все найденные ошибки аккуратно исправлены.

8. Курсовая работа сдается в машинописном варианте (с приложением в электронном виде) на рецензирование научному руководителю за месяц до защиты. При необходимости она дорабатывается по замечания рецензента, а затем публично защищается.

9. При оценке курсовой работы учитываются:

§ Научно–теоретический и идейно–политический уровень содержания, теоретическая обоснованность проблемы.

§ Проявление навыков самостоятельной работы по составлению рефератов, изучению и анализу литературных источников, выделению ведущих концепций, грамотному оформлению библиографии.

§ Использование методики научно–педагогического исследования.

§ Планомерный и систематический характер работы студента над темой курсовой работы.

§ Правильность оформления курсовой работы и своевременность ее сдачи.

Выбор темы курсовой работы

Прежде чем выбрать тему курсовой работы. Вам следует определить «объ­ектную область», «объект» и «предмет» исследования, т.к. каждая тема находится как бы в определенной системе координат.

Объектная область педагогического исследования - это область, сфера науки и практики, в которой находится объект исследования.

Объект исследования - это та крупная, относительно самостоятельная часть объектной области, в которой находится предмет исследования. Например, если избирается объектная область - методами изобразительной деятельности детей дошкольного возраста, то объектом исследования могут быть методы, формы, межпредметные связи, особенности обучения детей разным видам изобразительной деятельности.

Предмет исследования - это контрольная часть объекта. Например, если объектом избраны «Методы обучения детей лепке», то в качестве исследования может выступить любой из методов и приемов либо их сочетание.

Например, предметом исследования может быть - «Выставки натуральных предметов как метод ознакомления со средствами выразительности в создании образа».

В рамках выбранного предмета исследования предварительно определяется тема

Тема «Роль выставки натуральных предметов в выразительности работ по лепке детей старшего возраста».

Таким образом, соотношение между объектной областью, объектом и предметом исследования - отношения соподчинения сверху вниз. Иначе говоря, объект уже объектной области, предмет уже объекта. Причем сужение происходит за счет более легального рассмотрения, изучения. Границы между «объектной областью», «объектом» - «предметом» условны, подвижны, То, что в одном случае является объектом исследования, в другом может стать объектной областью.

Следует помнить, что основным критерием выбора темы курсовой работы является научный интерес студента, стремление расширить свои познания в определенной области, этот выбор должен быть результатом собственных размышления и идей, возникших на основе личных наблюдений, изучения теории и чтения периодических педагогических изданий.

Только в этом случае можно ожидать, что выполнение курсовой работы сыграет исключительно важную роль в формировании у студента профессиональной направленности, навыков самостоятельной работы с книгой и исследовательских умений.

Надо отметить, что по мере изучения педагогической литературы, педагоги­ческого опыта, самоанализа тема курсовой работы может уточняться, конкретизироваться, как и отдельные этапы исследования.

Библиографический поиск

Поиски необходимой литературы - продолжительный труд. Значение его огромно, ибо от полноты изучения опубликованного материала будет зависеть качество курсовой работы

Прежде всего, мы рекомендуем Вам обратиться к Педагогической энциклопедии в четырех томах. Российской педагогической энциклопедии (т. 1, 2) и специальным словарям, т.к. статьи в них содержат не только краткую инфор­мацию существа вопроса, но и список основных работ по данной проблеме, а затем для целенаправленного поиска - к каталогам библиотеки по методике исследования.

Каталоги - это существующие в виде брошюр либо в виде карточек списки книг, имеющихся в фондах. Существует четыре вида каталогов: алфавитные, предметные, систематические и каталоги новых поступлений.

Чтобы по-настоящему осмыслить и самостоятельно раскрыть избранную тему, необходимо изучить отобранную литературу, но при этом надо следовать общим правилам чтения и методике ведения записей.

Курсовая работа, являясь по своему характеру описательно-обобщающей, требует анализа литературного материала, однако надо выбрать все действи­тельно необходимое, важное. Поэтому в курсовую работу нет необходимости включать весь проработанный материалу имеющий к тому же различную цен­ность. И само изучение литературы также требует дифференцированного подхода. Одна ее часть содержит исключительно важный материал и поэтом/ требует тщательной проработки и конспектирования, другая затрагивает лишь некоторые вопросы, относящиеся к теме курсовой работав и поэтому ее изуче­ние не требует конспектирования, а ограничивается отдельными выписками, третья не касается избранной темы, а следовательно, и не требует проработки. Ф. Бэкон говорил, что есть книги, которые надо только отведать, другие лучшевсего проглотить и лишь немногие следует разжевать и переварить.

Изучение литературы по избранной теме имеет своей задачей проследить характер постановки и решения определенной проблемы различными автора­ми, аргументацию 'их выводов и обобщений, провести анализ и систематизировать полученный материал на основе собственного осмысления с целью выяс­нения современного состояния вопроса.

После уточнения темы приступайте к выработке гипотезы. Что такое гипотеза?Гипотеза (от греческого «гипотезис» - основание, предположение) есть предположительное суждение о закономерной (причин­ной) связи явлений, из этого определения вытекают по меньшей мере, два следствия. Первое, что гипотеза должна содержать предположение. Второе, что это предположение должно касаться установления закономерной (причинной) связи исследуемых явлений.

Вместе с тем в литературе гипотезы различаются по их месту в процессе и по функциональному назначению. В.И. Загвязинскии, со ссылкой на философ­скую литературу, пишет о рабочей гипотезе и научной (или реальной) гипотезе. Рабочая гипотеза представляет собой временное предположение для система­тизации имеющегося фактического материала. Научная (реальная) гипотеза создается, когда накоплен значительный фактический материал и появляется возможность выдвинуть «проект» решения, сформулировать положение, кото­рое с определенными уточнениями и поправками может превратиться в науч­ную теорию. Таким образом, здесь речь идет о гипотезе в начале исследования (рабочая гипотеза) и в ходе ее (научная гипотеза). Можно сказать, что научная гипотеза- это уточненная, видоизмененная рабочая гипотез Различаются они и по объему накопленного материала (научная гипотеза - на основе значитель­ного фактического материала).

Как происходит формулировка рабочей гипотезы ? Один из исходных пунк­тов - проблема. Гипотеза содержит предположение о решении поставленной проблемы. Одна из возможных формулировок рабочей гипотезы следующая:

Работа над выразительностью в лепке детей старшего и дошкольного возра­ста будет эффективна при условии: организации выставок натуральных пред­метов; организации восприятия предметов выставок; овладении детьми прие­мами выразительности в лепке (динамика, ритм, выразительность силуэта, пропорциональность соотношений частей, текстурная поверхность скульптур­ных образов). Из гипотезы выводятся цель и задачи исследования:

1. Изучить и систематизировать выразительные средства скульптуры, доступные детям старшего дошкольного возраста

2. Выявить особенности восприятия детьми скульптурных форм.

3. Разработать серию занятий, способствующих усвоению выразительности приемов лепки.

4. Провести экспериментальную апробацию разработанной серии занятии.

Результаты проделанной работы целесообразно письменно оформить под названием «Обзор методической литературы и педагогического опыта», а также написать текст, где формулируется проблема, гипотеза, цели и задачи исследования.

Приложение 1

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Педагогика как фундаментальная наука о человеке.

2. Гуманизация педагогического процесса – требование современного российского общества.

3. Общечеловеческие ценности – нравственный ориентир современного развития образовательной системы России.

4. Влияние современных социально-экономических условий на духовное развитие подрастающего поколения.

5. Современная структурно–функциональня модель педагога.

6. Проблемы социализации и воспитания подрастающего поколения в российской педагогике.

7. Концептуальные подходы к отбору содержания образования.

8. Человек как субъект целостного педагогического процесса.

9. Роль самовоспитания субъекта в воспитательной системе общества.

10. Проблема духовности человека в философском и педагогическом наследии России..

11. Детские и юношеские сообщества: прошлое, настоящее, будущее.

12. Применение системного подхода в педагогике.

13. Возможности деятельностного подхода в организации образовательного процесса.

14. Положение ребенка в современной российской школе.

15. Воспитанность – средство или результат формирования человека?

16. Категория «дисциплины» ребенка в современном прочтении.

17. Работа школы с ребенком из неблагополучной семьи.

18. Педагогическая система: традиции и новаторство.

19. Теория и практика трудового воспитания как средство формирования подрастающего поколения.

20. Теория и практика экономического образования как средства формирования гражданской позиции.

21. Теория и практика нравственного воспитания подрастающего поколения.

22. Проблемы гуманизации сферы российского образования в начале третьего тысячелетия.

23. Педагогические условия формирования гражданской позиции подрастающего поколения.

24. Пути перехода российского образования от знаниецентрированной к культуросообразной школе.

25. Возможности аксиологического похода в процессе изучения ребенка.

26. Модели личностно ориентированного обучения в практике образовательных школ Челябинской области.

27. Педагогические проблемы современности.

28. Модель школы третьего тысячелетия.

29. Педагогические теории и концепции развития ребенка в отечественной и зарубежной педагогике.

30. Теория игры в отечественной и зарубежной педагогической науке.

31. Проблема семейного воспитания в педагогических теориях и системах.

32. Организация познания в педагогической системе.

33. Авторская школа: эксперимент во благо ребенка.

34. Оптимальные методы обучения в педагогических теориях.

35. Основные направления развития современной дидактической системы

36. Современное состояние проблемы «управление качеством образования».

37. Педагогические возможности широкого внедрения в практику «школы диалога культур».

38. Проблема гражданского воспитания в педагогических теориях.

39. Перспективы применения в практике оценки качества образования выпускников школ «единого экзамена».

40. Возможности использования «метода проектов» в организации современного образовательного процесса.

41. Педагогические технологии: современное состояние проблемы.

42. Применение информационных технологии в современной школе.

43. 43. Программированное обучение: современные возможности и перспективы развития.

44. Перспективы перехода российского образование на 12 летнее обучение.

45. Оптимистическое представление модели выпускника школы третьего тысячелетия.

46. Культура коммуникативных отношений субъектов образовательного процесса.

47. Что должна обеспечить своему выпускнику массовая общеобразовательная школа: развитие, обучение, воспитание?

48. Ребенок как член детского сообщества в педагогической системе.

49. Организация досуга детей в педагогической системе.

50. Возможности использования дидактический игры в образовательном процессе.

51. Проблема стандартизации и базисного плана в образовании.

52. Роль семьи в организации помощи ребенку по преодолению трудностей в обучении.

53. Философские принципы образования (антропологический, аксиологический, культурологический, герменевтический, синергетический).

54. Религиозно–философская мысль о цели воспитания и образования в обществе.

55. Концепция народности воспитания в развитии национальной идеи.

56. Образование и педагогическая мысль в России первой половины XIX века.

57. Школа и педагогика в России второй половины XIX века.

58. Развитие школы и педагогики в России на переломе тысячелетий.

59. Ведущие тенденции развития мирового образовательного процесса.

60. Школа и педагогика в России первой половины XX века.

61. Концепции реформирования российского образования в конце второго тысячелетия.

62. Практика внедрения в российское образование теории развивающего обучения.

63. Теория поэтапного формирования умственных действий как форма совершенствования обучения информатики.

64. Возможности использования основополагающих принципов теории развивающего обучения в преподавании информатики.

65. Обучение как сотрудничество и сотворчество педагога и учащегося.

66. Воспитание – управление развитием человека как личности и активного субъекта деятельности.

67. Личностный подход в воспитании.

68. Педагогический коллектив как объект и субъект воспитания.

69. Возможности применения передовых педагогических технологий (адаптивные, развивающие, личностно ориентированные, диалоговые, модульные, контекстные, информационные, уровневой дифференциации обучения, группового воздействия – одна или две по выбору студента) в целях повышения эффективности образовательного процесса.

70. Диагностирование, проектирование и планирование педагогического процесса.

71. Технология педагогического воздействия на личность учащегося.

72. Сущность и технология социализации человека.

73. Принципы и ценности социального воспитания.

74. Применение основополагающих принципов теории управления в педагогическом менеджменте.

75. Школа как педагогическая система и объект управления.

76. Сущность управления воспитательной системой школы.

77. Управление процессом развития воспитательной системой школы.

78. Педагогическое воздействие как объект педагогической технологии.

79. Воспитание подрастающего поколения через среду.

80. Класс в воспитательной системе школы.

81. Синергетика и управление.

Приложение 2

Образец оформления титульного листа курсовой работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ

ПАВЛОВОЙ И.В.

Научный руководитель:

Доцент кафедры педагогики,

Камалетдинова А.П.

Челябинск 2001

Приложение 3

СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа должна состоять из введения, теоретической и практической части, заключения и выводов, а также библиографического списка используемой и цитируемой в тексте литературы. Основная часть работы, отражающая теоретические исследования и возможности практического применения, структурно оформляется в главы и параграфы.

Во введенииследует доказать актуальность данной проблемы для педагогической теории и практики.

В первой главе– теоретической – дается анализ научной литературы, который включает историко–педагогический аспект проблемы; ее философское, социальное и педагогическое обоснование с позиций современного развития науки; ведущие концепции современной педагогической теории по данной проблеме. В заключении первой главы требуется четко выделить опорные теоретические позиции, на которые будете опираться в проектировании (моделировании) формирующего эксперимента, практической части курсовой работы.

Во второй главе– практической (экспериментальной) – следует описать педагогический опыт работы по данной проблеме школы (отдельного учителя), используя материалы наблюдений, бесед с учителями, учащимися или воспитанниками или публикации в педагогической литературе. Особенно ценно здесь описание собственного педагогического опыта или элементов эксперимента.

В заключенииделается общий вывод по всей теме курсовой работы на основе теоретических выводов первой главы и данных эксперимента или педагогического наблюдения второй главы, намечаются пути совершенствования данного аспекта в практике работы образовательного учреждения.

Затем следует библиографический список. Книги и статьи, использованные при подготовке курсовой работы, записываются в алфавитном порядке. Правильно составленный библиографический список поможет рационально сделать оформление список при цитировании. В тексте работы, сразу после цитаты, в квадратных скобках указывается первая цифра – порядковый номер литературного источника в библиографическом списке, вторая цифра после запятой – номер страницы [12, 256]. Если вы делаете ссылку сразу на несколько источников, то они оформляются через точку с запятой [12, 256; 9, 486] или [12; 9].

Приложение 4

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований (дидактический аспект). – М.: Педагогика, 1982. – 286 с.

2. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. – М., 1982.

3. Методы педагогических исследований / Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. – М., 1979.

4. Щуркова Н.Е. Новое воспитание.– М.: Педагогическое общество России, 2000.– 128 с., иллюстр.

УНИВЕРСИТЕТ

КУРСОВЫЕ РАБОТЫ

ПО ПЕДАГОГИКЕ

ФАКУЛЬТЕТА

ИНФОРМАТИКИ И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Челябинск 2000 г.

КУРСОВАЯ РАБОТА И ТРЕБОВАНИЯ К НЕЙ

Требования к курсовой работе

1. Формулировка актуальности проблемы и темы, соответствие ее современному состоянию отечественной и мировой науки и практики.

2. Анализ научной и научно-методической литературы и периодики по теме курсовой работы.

3. Изучение и анализ истории исследуемой проблемы, ее практического состояния с учетом передового опыта учителей и воспитателей, лично приобретаемого педагогического опыта студента.

4. Проведение самостоятельного педагогического исследования: четкая характеристика предмета, объекта, целей и методов исследования, описание и анализ опытного обучения или воспитания.

5. Обобщение полученных результатов, формулирование практических рекомендаций.

6. Оформление работы в соответствии с требованиями стандарта. Объем курсовой работы - машинописный текст 40-50 страниц. Рекомендуемые поля со всех четырех сторон по 20 мм, нумерация страниц начинается со второй страницы, на которой размещается оглавление курсовой работы с указанием страниц параграфов и глав. Первая страница не нумеруется, она отводится титульному листу, образец оформления которого приведен в приложении 2.

7. Текст курсовой работы должен быть тщательно вычитан, все найденные ошибки аккуратно исправлены.

8. Курсовая работа сдается в машинописном варианте (с приложением в электронном виде) на рецензирование научному руководителю за месяц до защиты. При необходимости она дорабатывается по замечания рецензента, а затем публично защищается.

9. При оценке курсовой работы учитываются:

§ Научно–теоретический и идейно–политический уровень содержания, теоретическая обоснованность проблемы.

§ Проявление навыков самостоятельной работы по составлению рефератов, изучению и анализу литературных источников, выделению ведущих концепций, грамотному оформлению библиографии.

§ Использование методики научно–педагогического исследования.

§ Планомерный и систематический характер работы студента над темой курсовой работы.

§ Правильность оформления курсовой работы и своевременность ее сдачи.

Наши рекомендации