Разделите перечисленные словосочетания на две группы и заполните таблицу
Гуманизация; зависимость воспитания и обучения от общественных потребностей и ус6ловий; определяющая роль деятельности и общения в формировании личности; демократизация; природосообразность; зависимость обучения и воспитания от возрастных, индивидуальных и половых особенностей ребенка; культуросообразность; единство и непротиворечивость воздействий на ребенка в любых педагогических системах; научность; доступность; взаимозависимость процессов воспитания и обучения; сознательность, активность, самодеятельность, творчество и инициатива воспитанников в сочетании с педагогическим руководством; взаимосвязь задач, содержания, методов и форм в педагогическом процессе; связь теории с практикой и жизнью; единство знаний и поведения; взаимосвязь между педагогическим воздействием и активной деятельностью воспитуемых; систематичность и последовательность.
Принципы целостного педагогического процесса | Закономерности целостного педагогического процесса |
Какая из приведенных ниже схем правильно отражает взаимосвязь понятий «педагогическая система» и «педагогический процесс». Объясните свой выбор.
1) 2)
Педагогический процесс |
Педагогическая система |
Педагогическая система |
Педагогический процесс |
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Определите принципы целостного педагогического процесса
…………………………………………………………………... – определяющий фактор педагогического процесса – природа воспитанника, его состояние здоровья, физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие; экологическая защита растущего человека от возможного разрушительного влияния педагогического процесса, его насильственного влияния.
…………………………………………………………………….. – все, что дается детям должно соответствовать их уровню обученности, воспитанности, возрастным особенностям.
…………………………………………………………………….... – все должно вестись в неразрывной последовательности, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу завтрашнему.
…………………………………………………………………….... – подготовка учащихся к использованию теоретических знаний в разнообразных практических ситуациях.
……………………………………………………………………….. – соответствие содержания образования современному уровню развития науки и техники.
………………………………………………………………………... – единство требований, предъявляемых учащимся во всех сферах их жизнедеятельности, способствует ликвидации противоречий в педагогическом процессе.
………………………………………………………………………... – максимальное использование в воспитании и образовании культурной среды, в которой находится конкретное образовательное учреждение.
……………………………………………………………………….. – очеловечивание отношений между субъектами педагогического процесса в приоритетах человеческих ценностей.
……………………………………………………………………... – предоставление участникам педагогического прочеса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения.
6. Установите соответствие между понятиями и их определениями
Понятие | Определение понятия |
1. Федеральный компонент образовательного стандарта 2. Школьный компонент образовательного стандарта 3. Национально-региональный компонент образовательного стандарта | а) нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и других предметов, относящихся к компетенции регионов и учреждений образования; б) нормативы, которые обеспечивают единство педагогического пространства страны и интеграцию личности в систему мировой культуры. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» нормируют минимально необходимый уровень образованности; в) нормативы, обусловленные спецификой и направленностью конкретного образовательного учреждения, которые определяют содержание образования сверх федеральной и региональной нормы. |
7. Установите последовательность этапов решение педагогических задач:
…….. организация и решение задачи на практике;
…….. проектирование вариантов решения задачи и выбор оптимального;
…….. анализ результатов решения задачи;
…….. анализ ситуации.
Заполните таблицу
Стиль педагогического взаимодействия | Характеристика | Положительные черты | Отрицательные черты |
Авторитарный | |||
Либеральный попустительский | |||
Демократический |
9. В какую группу включены функции целостного педагогического процесса?
а) образовательная, мировоззренческая, развивающая, коррекционная;
б) образовательная, адаптивная, мировоззренческая;
в) образовательная, воспитательная, развивающая;
г) адаптивная, воспитательная, развивающая;
д) воспитательная, образовательная, коррекционная, развивающая.
10. Составьте собственное задание по данной теме …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
11. Укажите литературу, которой вы пользовались при выполнении самостоятельной работы
………………………………………………………………………………………………...……………………………………………………………………………………………………...
Самостоятельная работа №5.
«Методология педагогики.