Тема 1. Педагог как субъект педагогического процесса (2 ч.)

Тема 1. Педагог как субъект педагогического процесса (2 ч.)

Вопросы для обсуждения.

1. Социальная значимость профессии педагога.

2. Профессиональная характеристика педагога: личностные свойства, знания, умения, способности. Гуманистическая направленность личности.

3. Педагогическое мастерство, творчество, новаторство.

4. Педагогическая деятельность, ее специфика, структура. Профессиональные функции педагога. Технологические законы и правила педагогической деятельности.

5. Педагогическое взаимодействие как базовая категория педагогики. Стратегии и феномены педагогического взаимодействия.

Задания

1. Что определяет позицию педагога в педагогическом процессе? Сравните понятия «профессиональная пригодность» и «профессиональная готовность».

2. Выпишите из литературы высказывания педагогов, писателей, журналистов о личностных качествах учителя, педагога.

3. Принимая участие в деятельности подростков, учитель может занимать разные позиции (консультант, инструктор, руководитель, помощник организатора, сотрудник, наблюдатель и т.п.). Какую позицию вы изберете в ситуации:

а) проведения экскурсии в музей;

б) организации выставки детских работ;

в) проведения тематического праздника «Золотая осень»;

г) поэтической гостиной с приглашением родителей.

4. Каковы исторические тенденции в эволюции стиля общения, взаимоотношений взрослых и детей в педагогических системах?

5. В чем заключается роль педагогического образования в становлении личности педагога.

6. Какие феномены педагогического взаимодействия можно рассматривать как позитивные (негативные)?

7. Перечислите и проиллюстрируйте критерии педагогического творчества.

8. Как, по-вашему, быть учителю, если у него плохое настроение, если он чем-то раздражен, недоволен, каждую секунду готов сорваться в крик, упреки, обрушить гнев на головы ребят? Можно ли «преодолеть» настроение? Нужно ли его прятать? Можно ли делиться с учениками постигшей бедой, горем? Всегда ли вы умеете не дать волю дурному настроению?

Тема 2. Проблема целеполагания в педагогике (2 ч.)

Вопросы для обсуждения

1. Проблема цели воспитания в педагогике. Историческая диалектика цели воспитания.

2. Всестороннее и гармоническое развитие личности.

3. Система целей воспитания. Уровни целеполагания.

4. Современные подходы к определению цели воспитания.

5. Религиозно-философская мысль о цели воспитания и образования.

Задания

1. Как отличаются цели воспитания в различные исторические эпохи? Составьте таблицу-схему целей воспитания, в которой сопоставлялись бы классические и современные концепции.

2. Что вы вкладывается в понятия «всестороннее», «гармоническое», «целостное» развитие? Представьте аргументы для утверждения или отрицания тезиса: «Целостное развитие – гармоническое развитие».

3. Общий смысл педагогической деятельности – развитие личности воспитанника. Чем обусловлено многообразие образовательных целей? Как и почему менялись взгляды на сущность развития человека?

4. Докажите или опровергните справедливость утверждения Платона: «Никто не становится хорошим человеком случайно».

5. «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность доказывают». Подготовьте аргументированное подтверждение или опровержение приведенной цитаты на примере судьбы известной личности.

Модуль: «Общие основы педагогики»,

Самостоятельная работа №1.

«Возникновение и развитие педагогики»

1.Заполните таблицу. Вместо пропусков внесите имена выдающихся педагогов, даты, названия работ, основные педагогические идеи.

Имена Даты Названия работ Педагогические идеи
1592 - 1670
Дж. Локк
Свободное воспитание
«Лингард и Гертруда», «Лебединая песня»
Воспитывающее обучение, формальные ступени обучения.
1790 – 1886
К.Д. Ушинский
1828 – 1910
«Педагогическая поэма»
В.А. Сухомлинский

2. Что определило возникновение педагогики как науки?

а) прогресс науки и техники;

б) биологический закон сохранения рода;

в) забота родителей о счастье детей;

г) объективная потребность в подготовке человека к жизни и труду.

3. Распределите следующие образовательные учреждения на четыре группы и заполните таблицу.

Академия, приходская школа, элементарная школа, кафедральная школы, школа грамматистов, материнская школа, школа кифаристов, палестра, гимназия, школа родного языка, грамматическая школа, монастырская школа, риторская школа, латинская школа.

Афинская система воспитания и обучения Римская система воспитания и обучения Церковная система воспитания и обучения Система образования, предложенная Я.А. Коменским
       

4. Перечислите идеи педагогики эпохи Возрождения.

.....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

5. Автором какого педагогического сочинения является К.Д. Ушинский:

а) «Мысли о воспитании»;

б) «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания»;

в) «Педагогическая поэма»;

г) «Человек как предмет воспитания».

Самостоятельная работа №2.

«Педагогика в системе наук о человеке»

1. Дайте определения основным понятиям темы.

Педагогика…………………………………………………………………………………………Объект педагогики………………………………………………………………..………………. Предмет педагогики……………………………………………………………………………… Образование………………………………………………………………………………………Обучение………………………………………………………………………………………….. Воспитание……………………………………………………………………………………… Развитие……………………………………………………………………………………………Педагогический процесс ………………………………………………………………………..

2. Установите иерархию следующих определений педагогики, начиная с общего и заканчивая частным. Проставьте соответствующие цифры напротив определений:

Педагогика – искусство воспитателя воздействовать на воспитанника с целью формирования его мировоззрения;

Педагогика – искусство воспитателя воздействовать на воспитанника с целью формирования его мировоззрения;

Педагогика – наука о воспитании;

Педагогика – часть общественной культуры;

Педагогика – наука о воспитании и обучении детей;

Педагогика – наука о проблемах образования и обучения людей.

3. Отметьте, в какую группу включены основные категории педагогики:

а) среда, наследственность, воспитание;

б) знания, умения, навыки;

в) воспитание, обучение, образование;

г) созревание, система, социализация.

4. Как вы думаете, значение, каких наук о человеке возрастет в ближайшее время? Какие новые научные дисциплины могут появиться? Заполните таблицу.

Возрастет значение… Появятся такие науки, как…

5. Какая схема наиболее правильно отражает существенные связи педагогики с другими науками?

физика
родной язык
ПЕДАГОГИКА
литература
химия
история
математика

психология
ПЕДАГОГИКА
эстетика
школьная гигиена
социология
анатомия и физиология
этика
2.

история
ПЕДАГОГИКА
философия
информатика
психология
социология
обществоведение

6. Какие из перечисленных понятий относятся к научным дисциплинам, а какие – к отраслям педагогики? Заполните таблицу.

Общая педагогика, возрастная педагогика, профессиональная педагогика, теория воспитания, исправительно-трудовая педагогика, сравнительная педагогика, теория обучения (дидактика), театральная педагогика, коррекционная педагогика, военная педагогика, педагогика школы, методики обучения и воспитания (частные дидактики), дошкольная педагогика, семейная педагогика, история педагогики, теория управления производственная педагогика, инженерная педагогика, этнопедагогика.

Научные дисциплины Отрасли педагогики

Самостоятельная работа №3.

«Проблема развития личности в педагогике »

1. Дайте определения основным понятиям темы

Педагогическая антропология………………………………………………………………….. ………………………………………………………………………………………………….…. Человек…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….……. Индивид ………………………………………………………………………………………….. ……..……………………………………………………………………………………………… Индивидуальность……………………….……………………………………………………….………………………………………….…………………………………………………………. Личность……………………………………………………………………………………….….……………………………………………………………………………………………….…….

Социализация …………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………….…..

Задатки…………………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………………………..

Способности……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Заполните следующую таблицу

Понятие Общее Различие
Развитие – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленных влиянием внешних и внутренних факторов.    
Формирование – процесс становления личности в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.  
Социализация – усвоение личностью ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, и воспроизводство ею социальных связей и социального опыта.  
Воспитание – процесс и результат целенаправленного формирования личности в условиях специально организованного взаимодействия воспитателя и воспитуемого.  

3. Обозначьте возрастные границы и периоды детского развития. Заполните пропуски в таблице

Возрастной период Границы возраста
Младенческий возраст  
  От 1 до 3 лет
Дошкольный возраст  
Младший школьный возраст  
   
  От 15 до 17 – 18 лет

4. Выберите правильный вариант ответа

Основными характеристиками возрастного периода являются:

а) анатомические характеристики, качественные изменения роста, развитие эмоционально-волевой сферы, протекание физиологических процессов;

б) социальная ситуация развития, ведущий тип деятельности, новообразования возраста, кризисы;

в) биологический возраст, психологический возраст, паспортный возраст.

Выберите правильный ответ

Социологическое направление в учении о развитии личности предполагает, что:

…….. а) поведение человека объясняется действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов;

.......... б) поведение человека определяется влиянием на него тех или иных социальных групп;

…….. в) психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а интересы, способности личности – социальную;

…….. г) биологическое неотделимо от социального, и решающую роль в поведении личности играют социальные мотивы, которые могут подавлять особенности характера и собственная активность личности.

9. Выберите правильные ответы из предложенных вариантов. Обоснуйте свой выбор.

Какие качества передаются от родителей к детям?

…….. а) способы мышления, особенности интеллектуальной деятельности.

…….. б) черты характера;

…….. в) тип нервной системы, темперамент;

……... г) способности к различным видам деятельности;

…….. д) задатки, служащие основой для развития индивидуальных способностей;
…….. е) цвет глаз, цвет кожи, группа крови, резус-фактор;

…….. ж) социальный опыт;

…….. з) нравственные качества;

…….. и) особенности речи, памяти, внимания;

…….. к) воля, настойчивость, целеустремленность;

…….. л) жестокость, алчность, агрессивность;

…….. м) склонность к правонарушениям.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Заполните таблицу.

«Развитие личности» и «формирование личности»

Общее в этих понятиях Различие в этих понятиях
   

11. Вспомните о собственных попытках заняться самовоспитанием и напишите небольшое сочинение об одной из этих попыток. Придерживайтесь следующего плана:

  1. Что побудило (кто побудил) заняться самовоспитанием?
  2. Какие были приняты самообязательства?
  3. Какие приемы и средства использовались?
  4. Как долго вы шли к цели?
  5. К чему в итоге пришли?

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

12. Составьте собственное задание по данной теме.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

13. Укажите литературу, которой вы пользовались при выполнении самостоятельной работы. …………………………………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………………………………

Самостоятельная работа №4.

«Педагогический процесс как система и целостное явление»

1. Дайте определения основным понятиям темы

Педагогическая система………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………….….Педагогический процесс………………………………………………………………………… ….……………………………………………………………………………………………….….Педагогическая ситуация………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………………………………….. Педагогическая задача…………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………….….Система образования……………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………………………………..…

Государственный образовательный стандарт………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………..…… Образовательное учреждение……………………………………………………………..…….. …………………………………………………………………………………………………..…

2.Распределите известные вам образовательные учреждения на группы. Заполните таблицу

Типы образовательных учреждений Образовательные учреждения
Общеобразовательные учреждения  
Учреждения дополнительного образования  
Специальные образовательные учреждения  
Учреждения профессионального образования  

Заполните таблицу

Стиль педагогического взаимодействия Характеристика Положительные черты Отрицательные черты
  Авторитарный      
  Либеральный попустительский      
  Демократический      

9. В какую группу включены функции целостного педагогического процесса?

а) образовательная, мировоззренческая, развивающая, коррекционная;

б) образовательная, адаптивная, мировоззренческая;

в) образовательная, воспитательная, развивающая;

г) адаптивная, воспитательная, развивающая;

д) воспитательная, образовательная, коррекционная, развивающая.

10. Составьте собственное задание по данной теме …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

11. Укажите литературу, которой вы пользовались при выполнении самостоятельной работы

………………………………………………………………………………………………...……………………………………………………………………………………………………...

Самостоятельная работа №5.

«Методология педагогики.

Определения каких понятий приведены?

……………………………………….…. – учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действительности.

………………………………………….. – диалог исследователя с испытуемым по заранее составленной программе.

……………………………………….…. – научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях

…………………………………………... – это способы получения информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.

……………………………………….….. – метод массового сбора информации с помощью специально разработанных опросных листов.

………………………………………….... – целенаправленное, систематическое изучение определенного педагогического явления в естественных условиях.

…………………………………………... – это процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний о закономерностях обучения, воспитания и образования.

………………………………………….... – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.

3. Расположите в логической последовательности задачи исследования на тему «Проблемы и условия формирования методологической культуры студентов педагогического колледжа».

………. Определить и проверить в условиях опытно-экспериментальной работы условия формирования методологической культуры студентов.

………. Изучить состояние методологической культуры студентов.

………. Разработать рекомендации по созданию условий формирования методологической культуры студентов.

……… Проанализировать понятие «методологическая культура» будущего педагога.

Тема 1. Педагог как субъект педагогического процесса (2 ч.)

Вопросы для обсуждения.

1. Социальная значимость профессии педагога.

2. Профессиональная характеристика педагога: личностные свойства, знания, умения, способности. Гуманистическая направленность личности.

3. Педагогическое мастерство, творчество, новаторство.

4. Педагогическая деятельность, ее специфика, структура. Профессиональные функции педагога. Технологические законы и правила педагогической деятельности.

5. Педагогическое взаимодействие как базовая категория педагогики. Стратегии и феномены педагогического взаимодействия.

Задания

1. Что определяет позицию педагога в педагогическом процессе? Сравните понятия «профессиональная пригодность» и «профессиональная готовность».

2. Выпишите из литературы высказывания педагогов, писателей, журналистов о личностных качествах учителя, педагога.

3. Принимая участие в деятельности подростков, учитель может занимать разные позиции (консультант, инструктор, руководитель, помощник организатора, сотрудник, наблюдатель и т.п.). Какую позицию вы изберете в ситуации:

а) проведения экскурсии в музей;

б) организации выставки детских работ;

в) проведения тематического праздника «Золотая осень»;

г) поэтической гостиной с приглашением родителей.

4. Каковы исторические тенденции в эволюции стиля общения, взаимоотношений взрослых и детей в педагогических системах?

5. В чем заключается роль педагогического образования в становлении личности педагога.

6. Какие феномены педагогического взаимодействия можно рассматривать как позитивные (негативные)?

7. Перечислите и проиллюстрируйте критерии педагогического творчества.

8. Как, по-вашему, быть учителю, если у него плохое настроение, если он чем-то раздражен, недоволен, каждую секунду готов сорваться в крик, упреки, обрушить гнев на головы ребят? Можно ли «преодолеть» настроение? Нужно ли его прятать? Можно ли делиться с учениками постигшей бедой, горем? Всегда ли вы умеете не дать волю дурному настроению?

Наши рекомендации