Тема: Проблемное поле коррекционной педагогики

I. Введение

1.1.Цель преподавания дисциплины

Программа курса «Основы коррекционной педагогики» ставит своей целью формирование у слушателей целостного подхода к коррекционно-воспитательной работе с ребенком, имеющим особенности психофизического развития. В свое время Л.С. Выготский подчеркивал, что «надо воспитывать не слепого, но ребенка, прежде всего. Воспитывать же слепого и глухого, значит воспитывать глухоту и слепоту».

1.2. Задачи изучения дисциплины

- овладение основными теоретическими понятиями и категориями;

- осознание человеческого организма как единого целого с присущими ему психофизиологическими особенностями.

В рамках курса «Основы коррекционной педагогики» осуществляется первичное обобщение знаний и представлений об основных положениях дефектологии; соотношение биологического и социального, интеллекта и аффекта; психофизиологические основы коррекционной работы с аномальными детьми; механизмы переработки знаково-цифровой и образной информации; влияние отдельных соматических и нервно-психических заболеваний на работоспособность, обучаемость, воспитуемость учащихся и др.

При изучении данного курса у слушателей формируется интегративное видение основных проблем обучения, воспитания и развития, уточняется зависимость таких понятий, как «недостаток - дефект - аномалия».

Содержание программы отражает современный уровень развития коррекционной педагогики в странах СНГ и за рубежом.

1.3. Методы в обучении по дисциплине

чтение и обсуждение лекционного курса;

проведение семинарских, практических занятий;

проведение педагогических исследований в области коррекционной педагогики и обработка полученных данных;

анализ журнальных статей;

анонсирование статей;

изготовление стимульного и дидактического материалов;

написание сочинений, эссе;

выполнение рефератов;

подготовка тематических сообщений;

конспектирование первоисточников;

подготовка мульти-медийных презентаций;

самостоятельная работа слушателей.

1.4. Средства обучения дисциплине

1. Технические средства и оборудование в работе с детьми-инвалидами (мультимедийное оснащение).

2. Открытые уроки и воспитательные мероприятия в детских садах и школах для детей с ОПФР (CD и DVD-диски).

3. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011, № 243-3 (извлечения).

4. Постановление Министерства образования РБ от 25.07.2011 г. № 131 «Об утверждении Положения о пункте коррекционно-педагогической помощи».

5. Образовательный стандарт. Высш. образование. Спец. П.04.04.00"Дефектология"с доп. спец. П.04.04.12 "Логопедия, пед. и метод. нач. обуч.", П.04.04.16 "Логопедия,практ.психология", П.04.04.21 "Олигофренопед., психология и пед. дошк.", П.04.04.22 "Олигофренопед., логопедия", П.04.04.23 "Олигофренопед., практ. психол." = Адукацыйны стандарт. Вышэйш. адукацыя. Спец. П.04.04.00 "Дэфекталогiя" з дадатк. спец. П.04.04.12 "Лагапедыя, пед. i метод. пачатк. навуч.", П.04.04.16 "Лагапедыя, практ. псiхал.", П.04.04.21 "Алiгафрэнапед., псiхал. i пед. дашк.", П.04.04.22 "Алiгафрэнапед., лагапедыя" : РД РБ 02100.5.099-98 : утв. и введ. в действие приказом Министра образования РБ от 30.12.1998 № 697 / БГПУ им.М.Танка; Сост. Алексина Л.И., Тихонов Л.Н., Кобяк С.В.и др. - Мн. : Министерство образования Республики Беларусь, 2001. - 155с. - В надзаг.: Руководящий документ Республики Беларусь.

6. Интерактивные методы обучения. Мультимедийные слайды (82 слайда).

7. Лауткина С.В. Материалы к тестированию по коррекционной педагогике. История олигофренопедагогики: метод. рекомендации. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова. – 47 с.

8. Лауткина С.В. Материалы к тестированию по коррекционной педагогике. Теоретико-методологические основы олигофренопедагогики, теория целостного педагогического процесса : метод. рекомендации. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова. – 51 с.

9. Лауткина С.В. Материалы к тестированию по коррекционной педагогике. Организационно-методические основы обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью Теория управления : метод. рекомендации. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова. – 43 с.

10. Сборник контрольных заданий по коррекционной педагогике и психологии / Под общ. ред. С.Л. Богомаза. – Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова, 2007. – 121 с.

11. Лауткина С.В. Основы коррекционной педагогики: курс лекций. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова – 211 с.»

12. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития / Сост. В. Астапов. – Международная педагогическая академия, 1995. – 264 с.

9. Мультимедийные презентации по темам курса.

10. Структурно-логические схемы.

11. Задачи и упражнения.

12. Глоссарий по всем темам курса.

13. Тестовые задания для контроля знаний.

Требования к результатам обучения

В результате изучения дисциплины слушатели должны знать:

· о соотношении общего и специального в теории и практике обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития;

· о процессах и проблемах общественной жизни страны, их влияние на социальное положение лиц с особенностями психофизического развития;

· об основных нормативно-правовых и законодательных документах, относящихся к сфере специального образования, о их значении для развития;

· об основных международных документах по проблемам коррекционной педагогики;

· об особенности психики детей с особенностями психофизического развития.

В результате изучения дисциплины слушатели должны уметь:

· подбирать адекватные предполагаемому диагнозу методики, конструировать собственные методики на основе использования элементов существующих;

· планировать и организовывать работу в образовательной, социальной, общественной сферах, связанных с коррекционной педагогикой;

· использовать знания об особенностях психики лиц с особенностями психофизического развития в коррекционно-воспитательной работе;

· осуществлять мероприятия, направленные на предупреждение и коррекцию отклонений в психофизическом развитии.

В результате изучения дисциплины слушатели должны владеть:

· основными теоретическими понятиями и терминами в области коррекционной педагогики;

· процедурой диагностики обучаемости, воспитуемости лиц с особенностями психофизического развития.

II. Содержание программы

2.1. Наименование тем лекционных занятий и их содержание

Наименование раздела, темы Содержание
Проблемное поле коррекционной педагогики Предмет и объект изучения, категориальный аппарат коррекционной педагогики. Понятия нормы, патологии и сходных с ними явлений и состояний. Предметные области коррекционной педагогики. Общее и специфическое в содержании родственных наук. Ведущие социокультурные идеи, определяющие развитие специального образования на современном этапе («единое общество для всех», «социальная полезность и человеческое достоинство», «безбарьерный мир», «жизненная компетентность», «независимый образ жизни», «социальная мобильность»). Цель и основные задачи специального образования. Основные современные подходы к специальному образованию: аксиологический, профилактиче­ский, междисциплинарный, международный. Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специального образования: оказание ранней комплексной помощи, создание широкого и разнообразного спектра специальных образовательных услуг, инклюзивное образование, обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями, разработка и внедрение новейших информационных технологий и др.
Основные группы детей с особенностями психофизического развития Проблема терминологии и классификаций психических и физических на­рушений. Общая характеристика нарушений по типу развития. Основные при­чины нарушений. Республиканский банк данных о детях с особенностями психофизичес­кого развития. Организация учета детей, нуждающихся в специальном образо­вании. Понятие «особые образовательные потребности». Определение особых образовательных потребностей для детей с нарушением слуха, зрения, речи, с интеллектуальной недостаточностью, с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психиче­скими нарушениями. Проблема содержания специального образования и особенности процесса обучения и воспитания. Дифференцированные программные требования. Индивидуальные планы и программы. Построение «обходных путей» обучения.
Развитие системы специального образования в современных условиях Трансформирование системы специального образования на современном этапе. Законодательно-нормативная база системы специального образования в Республике Беларусь. Вертикальная и горизонтальная структура системы. Типы специальных школ. Показания и противопоказания к организации образовательного процесса в условиях специальной школы (школы-интерната). Варианты специального образования: цензовое - нецензовое - абилита ционное образование. Организационно-структурные преобразования системы специального образования. Приближение коррекционной помощи по месту жительства. Интеграционные тенденции в образовании лиц с особенностями психофизического развития. Формы получения специального образования.
Основы теории и практики коррекционной работы Коррекционная направленность образовательного процесса детей с особенностями психофизического развития. Сущность понятий «коррекция» и «компенсация», их виды и взаимосвязь. Коррекционные системы Э. Сегена, М. Монтессори, О. Декроли, Л.С. Выготского, А.Н. Граборова и др. Значение ранней коррекции в формировании и развитии личности. Опре­деление содержания работы на диагностической основе. Роль семьи в воспитании ребенка с особенностями психофизического развития. Основные направления и средства коррекции. Цель коррекции развития сенсорной сферы. Познавательные возможности органов зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Основные функции. Сенсорные эталоны. Базальная стимуляция. Развитие деятельности анализаторов: типичные игры, задания и упражнения. Полисенсорный подход и сенсорная интеграция. Роль двигательной активности в развитии детей с ОПФР. Средства развития общей, мелкой и артикуляционной моторики. Значение развития познавательных функций для коррекционно-воспитательной деятельности. Учебные цели по коррекции интеллектуального развития. Основы работы по педагогической коррекции развития мышления, памяти, речи. Соотношение интеллекта и аффекта (по Л.С. Выготскому). Задачи, организация, средства коррекции и приемы работы педагога по эмоциональному развитию учащихся. Цель коррекции развития личности и условия ее достижения. Основные направления в воспитательной работе. Подготовка к выполнению социальных ролей. Формирование социального опыта и навыков социального взаимодействия.
Организация педагогического общения с детьми с особенностями психофизического развития Виды, функции общения. Причины нарушения общения. Системы и средства коммуникации. Альтернативная и поддерживающая коммуникация. Дактилология и жестовая речь, система Брайля, пиктограмно-идеограмное общение. Этапы организации общения с ребенком. Модели поведения и коммуни­кативные педагогические действия: организационные; реактивные; действия- требования; действия-отклики. Варианты создания продуктивной рабочей обстановки в учебной группе.

2.2. Наименование тем практических (семинарских) занятий и их содержание

Наименование раздела, темы Содержание
Основные группы детей с особенностями психофизического развития 1. Проблема терминологии и классификаций психических и физических нарушений. 2. Причины нарушений. 3. Понятие «особые образовательные потребности». Определение особых образовательных потребностей для детей с нарушением слуха, зрения, речи, с интеллектуальной недостаточностью, с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психиче­скими нарушениями. 4.Проблема содержания специального образования и особенности процесса обучения и воспитания. Дифференцированные программные требования. Индивидуальные планы и программы. Построение «обходных путей» обучения.
Основы теории и практики коррекционной работы 1. Коррекционная направленность образовательного процесса детей с особенностями психофизического развития. 2. Сущность понятий «коррекция» и «компенсация», их виды и взаимосвязь. 3. Коррекционные системы Э. Сегена, М. Монтессори, О. Декроли, Л.С. Выготского, А.Н. Граборова и др. 4. Значение ранней коррекции в формировании и развитии личности. Определение содержания работы на диагностической основе. 5. Роль семьи в воспитании ребенка с особенностями психофизического развития. 6. Основные направления и средства коррекции. Цель коррекции развития сенсорной сферы. Познавательные возможности органов зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Основные функции. 7. Роль двигательной активности в развитии детей с ОПФР. Средства развития общей, мелкой и артикуляционной моторики. 8. Значение развития познавательных функций для коррекционно-воспитательной деятельности. 9.Цель коррекции развития личности и условия ее достижения. Подготовка к выполнению социальных ролей. Формирование социального опыта и навыков социального взаимодействия.

Самостоятельная работа слушателей

Вопросы к зачету

Вопросы к зачету по «Основам коррекционной педагогики»

1. Коррекционная педагогика как наука. Ее связь с другими науками.

2. Понятийно-категориальный аппарат коррекционной педагогики.

3. Актуальные проблемы и задачи коррекционной педагогики и специального образования.

4. Эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии.

5. Современные подходы в специальном образовании.

6. Специальные научно-практические центры и организации.

7. Вклад Л.С. Выготского в развитие коррекционной педагогики.

8. Принципы и методы коррекционной педагогики.

9. Система специального образования.

10. Развитие сети учреждений образования для детей с особенностями психофизического развития.

11. Нормативно-правовая база специального образования.

12. Исторический аспект интеграции в системе образования в разных странах.

13. Сущность инклюзивного подхода в специальном образовании.

14. Характеристика отдельных моделей отношения к лицам с особенностями в развитии.

15. Значение ранней коррекции в развитии ребенка.

16. Аспекты исследования нарушений психофизического развития.

17. Взаимообусловленность коррекции и компенсации.

18. Коррекция сенсорики.

19. Коррекция моторики

20. Коррекция познавательных функций.

21. Коррекция эмоционально-волевой сферы.

22. Коррекция личности.

23. Семья, функции семьи.

24. Особенности семейного воспитания ребенка с особенностями психофизического развития.

25. Характеристика образовательного процесса детей с особенностями психофизического развития.

26. Принципы и методы обучения в специальных школах.

27. Проблема содержания специального образования.

28. Новые информационные технологии в специальном образовании.

29. Формы организации учебного процесса.

30. Контроль самооценка и оценка деятельности учащихся с особенностями психофизического развития.

31. Общая характеристика детей с особенностями психофизического развития.

32. Классификация детей с особенностями психофизического развития.

33. Дети с задержкой психического развития. Характеристика детей данной категории.

34. Дети с нарушениями речи. Характеристика детей данной категории.

35. Дети с нарушениями слуха. Характеристика детей данной категории.

36. Дети с нарушениями зрения. Характеристика детей данной категории.

37. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Характеристика детей данной категории.

38. Дети с нарушениями общения. Характеристика детей данной категории.

39. Дети с нарушениями интеллекта. Характеристика детей данной категории.

40. Дети со сложными нарушениями развития. Характеристика детей данной категории.

41. Педагогическое общение. Условия его организации.

42. Нарушения общения у детей.

43. Альтернативная коммуникация: дактилология и жестовая речь, система Брайля, пиктограммно-идеограммное общение.

44. Этапы организации педагогического общения с ребенком.

IV. Список рекомендуемой литературы

4.1. Основная литература

1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М, 1994.

2. Андарало А.И., Макавчик И.Ю., В.А. Шинкаренко. История олигофренопедагогики: уч.-метод. пособие. – Минск: БГПУ, 2011. – 76 с.

3. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студентов педвузов / Н.Ю. Борякова. – М.: АСТ; Астрель, 2008. – 222 с.

4. Бобла И.М., Макавчик И.Ю. История становления и развития специального образования детей с особенностями психофизического развитияв Беларуси: пособие. – Минск: БГПУ, 2010. – 180 с.

5. Варенова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики: Учеб. пособие / Т.В. Варенова. – Минск: ООО «Асар», 2003. – 288 с.

6. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М, 1995.

7. Гонеев А.Д., Лифинцева H.H., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. М, 1999.

8. Григорьева Л.П. Концепция диагностики аномального развития детей с сенсорными нарушениями // Дефектология. 1996. № 3.

9. Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Б. П. Пузанова. М, 1996.

8. Кумарина, Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Г.Ф. Кумарина [и др.]; под общ. ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с.

10. Лауткина С.В. Повышение социальной компетенции обучающихся через дополнительное образование в форме деятельности клуба «Школа после школы». – Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2013. – 93 с.

9. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей М,1985.

11. Лебединский В.В., Никольская О.С, Баенская Е.Р. Эмоциональные нарушения у детей и их коррекция. М., 1990.

12. Логопсихология; авт-сост. С.В. Лауткина. – Витебск: УО “ВГУ им. П.М. Машерова”, 2007. – 173 с.

13. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989.

14. Малофеев H.H. Специальное образование в России и за рубежом. М, 1996.

15. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб: Речь, 2003.

16. Мастюкова ЕМ. Лечебная педагогика. М., 1997.

17. Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии и МКБ 10. СПб: Речь, М.: Смысл, 2003. – 407 с.

18. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 440 с.

19. Савицкая Т.В. Коррекционная педагогика : метод. рекомендации. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2013. – 54 с.

20. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. М., 2000.

21. Специальная психология; под ред. В.И. Лубовского. – М.: Академия, 2003. – 464 с.

22. Сборник контрольных заданий по коррекционной педагогике и психологии / Авт.-сост. Н.С. Вислобокова, Л.Н. Абрамова, О.Е. Антипенко; под общ. ред. С.Л. Богомаза. – Витебск.: Изд-во ВГУ им. П.М. Машерова, 2007. – 121 с.

23. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика): Учеб.пособие для студ. высш.и сред.пед.учеб.заведений / Б.П.Пузанов [и др.] ; под ред. Б.П. Пузанова. – М. : Академия, 2001. – 272с.

24. Основы коррекционной педагогики: курс лекций; авт-сост. С.В. Лауткина. – Витебск: УО “ВГУ им. П.М. Машерова”, 2008. – 237 с.

25. Основы специальной педагогики и психологии: учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений, обуч. по пед. спец. / Н. М. Трофимова [и др.]. – Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2005, 2006. – 304 с.

26. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. средн. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова [и др.]. – М: Академия, 2002, 2006. – 480 с.

27. Хитрюк В.В. Введение в коррекционную педагогику: курс лекций. – Мн.: Жасскон, 2006.- 112 с.

4.2. Дополнительная литература

1. Государев Н.А. Специальная психология: уч.пос. – М. : Ось-89, 2008. – 288 с.

2. Лебединская К.С. Дети с нарушениями общения. М., 1989.

3. Либлинг М.М, Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка//Дефектология. 1996. № 3.

4. Маллер А.Р. Педагог и семья ребенка-инвалида//Дефектология. 1995. № 5.

5. Новикова Л.А. Влияние нарушений зрения и слуха на функциональное состояние мозга. М., 1966.

6. Певзнер М.С., Ростягайлова Л.И., Мастюкова Е.М. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности (вариант гидроцефалии). М.; 1982.

7. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.

8. Семаго М.М. Психологические и когнитивные детерминанты в процессе медико-генетического консультирования (обзор зарубежной литературы) // Дефектология. 1991. №2.

9. Современные подходы к болезни Дауна / Под ред. Д. Лейна, Б. Стрэтфорда. М, 1991.

10. Дефектология. Словарь-справочник / Авт.-сост. С.С. Степанов; под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Новая школа, 1996. – 80 с.

11. Фуряева, Т.В. Интегрированный подход в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста с проблемами в развитии / Т.В. Фуряева // Дефектология. – 1999. – № 1.

12. Шаповал И.А. Специальная психология: уч.пос.- М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с.

13. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: уч.пос.- М.: ТЦ Сфера, 2005. – 320 с.

14. Усанова О.С. Специальная психология. – СПб. : Питер, 2008. – 400 с.

4.3. Литература для самостоятельного изучения

1. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. М., 1991.

2. Ануфриев А.Ф.; Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 1998.

3. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. М.: Аграф, 1996.

4. Вейс Томас Й. Как помочь ребенку? Опыт лечебной педагогики в Кэмпхилл-общинах. Московский центр вальдорфской педагогики. М., 1992.

8. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. М., 1990.

9. Жукова Н.С., Мастюкова Е М. Если ваш ребенок отстает в развитии. М., 1993.

10. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. Кн. для учителя. М., 1994.

11. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики / Под ред. И. Ренглера, Б. Херцберга, Д. Эпстайна. М., 1993.

12. Тингей-Михаэлис Кэрол. Дети с недостатками развития. Книга в помощь родителям. М, 1988.

13. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. М., 1995.

14. Чистякова М.И. Психогимнастика. М. 1990.

I. Введение

1.1.Цель преподавания дисциплины

Программа курса «Основы коррекционной педагогики» ставит своей целью формирование у слушателей целостного подхода к коррекционно-воспитательной работе с ребенком, имеющим особенности психофизического развития. В свое время Л.С. Выготский подчеркивал, что «надо воспитывать не слепого, но ребенка, прежде всего. Воспитывать же слепого и глухого, значит воспитывать глухоту и слепоту».

1.2. Задачи изучения дисциплины

- овладение основными теоретическими понятиями и категориями;

- осознание человеческого организма как единого целого с присущими ему психофизиологическими особенностями.

В рамках курса «Основы коррекционной педагогики» осуществляется первичное обобщение знаний и представлений об основных положениях дефектологии; соотношение биологического и социального, интеллекта и аффекта; психофизиологические основы коррекционной работы с аномальными детьми; механизмы переработки знаково-цифровой и образной информации; влияние отдельных соматических и нервно-психических заболеваний на работоспособность, обучаемость, воспитуемость учащихся и др.

При изучении данного курса у слушателей формируется интегративное видение основных проблем обучения, воспитания и развития, уточняется зависимость таких понятий, как «недостаток - дефект - аномалия».

Содержание программы отражает современный уровень развития коррекционной педагогики в странах СНГ и за рубежом.

1.3. Методы в обучении по дисциплине

чтение и обсуждение лекционного курса;

проведение семинарских, практических занятий;

проведение педагогических исследований в области коррекционной педагогики и обработка полученных данных;

анализ журнальных статей;

анонсирование статей;

изготовление стимульного и дидактического материалов;

написание сочинений, эссе;

выполнение рефератов;

подготовка тематических сообщений;

конспектирование первоисточников;

подготовка мульти-медийных презентаций;

самостоятельная работа слушателей.

1.4. Средства обучения дисциплине

1. Технические средства и оборудование в работе с детьми-инвалидами (мультимедийное оснащение).

2. Открытые уроки и воспитательные мероприятия в детских садах и школах для детей с ОПФР (CD и DVD-диски).

3. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011, № 243-3 (извлечения).

4. Постановление Министерства образования РБ от 25.07.2011 г. № 131 «Об утверждении Положения о пункте коррекционно-педагогической помощи».

5. Образовательный стандарт. Высш. образование. Спец. П.04.04.00"Дефектология"с доп. спец. П.04.04.12 "Логопедия, пед. и метод. нач. обуч.", П.04.04.16 "Логопедия,практ.психология", П.04.04.21 "Олигофренопед., психология и пед. дошк.", П.04.04.22 "Олигофренопед., логопедия", П.04.04.23 "Олигофренопед., практ. психол." = Адукацыйны стандарт. Вышэйш. адукацыя. Спец. П.04.04.00 "Дэфекталогiя" з дадатк. спец. П.04.04.12 "Лагапедыя, пед. i метод. пачатк. навуч.", П.04.04.16 "Лагапедыя, практ. псiхал.", П.04.04.21 "Алiгафрэнапед., псiхал. i пед. дашк.", П.04.04.22 "Алiгафрэнапед., лагапедыя" : РД РБ 02100.5.099-98 : утв. и введ. в действие приказом Министра образования РБ от 30.12.1998 № 697 / БГПУ им.М.Танка; Сост. Алексина Л.И., Тихонов Л.Н., Кобяк С.В.и др. - Мн. : Министерство образования Республики Беларусь, 2001. - 155с. - В надзаг.: Руководящий документ Республики Беларусь.

6. Интерактивные методы обучения. Мультимедийные слайды (82 слайда).

7. Лауткина С.В. Материалы к тестированию по коррекционной педагогике. История олигофренопедагогики: метод. рекомендации. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова. – 47 с.

8. Лауткина С.В. Материалы к тестированию по коррекционной педагогике. Теоретико-методологические основы олигофренопедагогики, теория целостного педагогического процесса : метод. рекомендации. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова. – 51 с.

9. Лауткина С.В. Материалы к тестированию по коррекционной педагогике. Организационно-методические основы обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью Теория управления : метод. рекомендации. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова. – 43 с.

10. Сборник контрольных заданий по коррекционной педагогике и психологии / Под общ. ред. С.Л. Богомаза. – Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова, 2007. – 121 с.

11. Лауткина С.В. Основы коррекционной педагогики: курс лекций. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова – 211 с.»

12. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития / Сост. В. Астапов. – Международная педагогическая академия, 1995. – 264 с.

9. Мультимедийные презентации по темам курса.

10. Структурно-логические схемы.

11. Задачи и упражнения.

12. Глоссарий по всем темам курса.

13. Тестовые задания для контроля знаний.

Требования к результатам обучения

В результате изучения дисциплины слушатели должны знать:

· о соотношении общего и специального в теории и практике обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития;

· о процессах и проблемах общественной жизни страны, их влияние на социальное положение лиц с особенностями психофизического развития;

· об основных нормативно-правовых и законодательных документах, относящихся к сфере специального образования, о их значении для развития;

· об основных международных документах по проблемам коррекционной педагогики;

· об особенности психики детей с особенностями психофизического развития.

В результате изучения дисциплины слушатели должны уметь:

· подбирать адекватные предполагаемому диагнозу методики, конструировать собственные методики на основе использования элементов существующих;

· планировать и организовывать работу в образовательной, социальной, общественной сферах, связанных с коррекционной педагогикой;

· использовать знания об особенностях психики лиц с особенностями психофизического развития в коррекционно-воспитательной работе;

· осуществлять мероприятия, направленные на предупреждение и коррекцию отклонений в психофизическом развитии.

В результате изучения дисциплины слушатели должны владеть:

· основными теоретическими понятиями и терминами в области коррекционной педагогики;

· процедурой диагностики обучаемости, воспитуемости лиц с особенностями психофизического развития.

II. Содержание программы

2.1. Наименование тем лекционных занятий и их содержание

Наименование раздела, темы Содержание
Проблемное поле коррекционной педагогики Предмет и объект изучения, категориальный аппарат коррекционной педагогики. Понятия нормы, патологии и сходных с ними явлений и состояний. Предметные области коррекционной педагогики. Общее и специфическое в содержании родственных наук. Ведущие социокультурные идеи, определяющие развитие специального образования на современном этапе («единое общество для всех», «социальная полезность и человеческое достоинство», «безбарьерный мир», «жизненная компетентность», «независимый образ жизни», «социальная мобильность»). Цель и основные задачи специального образования. Основные современные подходы к специальному образованию: аксиологический, профилактиче­ский, междисциплинарный, международный. Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специального образования: оказание ранней комплексной помощи, создание широкого и разнообразного спектра специальных образовательных услуг, инклюзивное образование, обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями, разработка и внедрение новейших информационных технологий и др.
Основные группы детей с особенностями психофизического развития Проблема терминологии и классификаций психических и физических на­рушений. Общая характеристика нарушений по типу развития. Основные при­чины нарушений. Республиканский банк данных о детях с особенностями психофизичес­кого развития. Организация учета детей, нуждающихся в специальном образо­вании. Понятие «особые образовательные потребности». Определение особых образовательных потребностей для детей с нарушением слуха, зрения, речи, с интеллектуальной недостаточностью, с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психиче­скими нарушениями. Проблема содержания специального образования и особенности процесса обучения и воспитания. Дифференцированные программные требования. Индивидуальные планы и программы. Построение «обходных путей» обучения.
Развитие системы специального образования в современных условиях Трансформирование системы специального образования на современном этапе. Законодательно-нормативная база системы специального образования в Республике Беларусь. Вертикальная и горизонтальная структура системы. Типы специальных школ. Показания и противопоказания к организации образовательного процесса в условиях специальной школы (школы-интерната). Варианты специального образования: цензовое - нецензовое - абилита ционное образование. Организационно-структурные преобразования системы специального образования. Приближение коррекционной помощи по месту жительства. Интеграционные тенденции в образовании лиц с особенностями психофизического развития. Формы получения специального образования.
Основы теории и практики коррекционной работы Коррекционная направленность образовательного процесса детей с особенностями психофизического развития. Сущность понятий «коррекция» и «компенсация», их виды и взаимосвязь. Коррекционные системы Э. Сегена, М. Монтессори, О. Декроли, Л.С. Выготского, А.Н. Граборова и др. Значение ранней коррекции в формировании и развитии личности. Опре­деление содержания работы на диагностической основе. Роль семьи в воспитании ребенка с особенностями психофизического развития. Основные направления и средства коррекции. Цель коррекции развития сенсорной сферы. Познавательные возможности органов зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Основные функции. Сенсорные эталоны. Базальная стимуляция. Развитие деятельности анализаторов: типичные игры, задания и упражнения. Полисенсорный подход и сенсорная интеграция. Роль двигательной активности в развитии детей с ОПФР. Средства развития общей, мелкой и артикуляционной моторики. Значение развития познавательных функций для коррекционно-воспитательной деятельности. Учебные цели по коррекции интеллектуального развития. Основы работы по педагогической коррекции развития мышления, памяти, речи. Соотношение интеллекта и аффекта (по Л.С. Выготскому). Задачи, организация, средства коррекции и приемы работы педагога по эмоциональному развитию учащихся. Цель коррекции развития личности и условия ее достижения. Основные направления в воспитательной работе. Подготовка к выполнению социальных ролей. Формирование социального опыта и навыков социального взаимодействия.
Организация педагогического общения с детьми с особенностями психофизического развития Виды, функции общения. Причины нарушения общения. Системы и средства коммуникации. Альтернативная и поддерживающая коммуникация. Дактилология и жестовая речь, система Брайля, пиктограмно-идеограмное общение. Этапы организации общения с ребенком. Модели поведения и коммуни­кативные педагогические действия: организационные; реактивные; действия- требования; действия-отклики. Варианты создания продуктивной рабочей обстановки в учебной группе.

2.2. Наименование тем практических (семинарских) занятий и их содержание

Наименование раздела, темы Содержание
Основные группы детей с особенностями психофизического развития 1. Проблема терминологии и классификаций психических и физических нарушений. 2. Причины нарушений. 3. Понятие «особые образовательные потребности». Определение особых образовательных потребностей для детей с нарушением слуха, зрения, речи, с интеллектуальной недостаточностью, с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психиче­скими нарушениями. 4.Проблема содержания специального образования и особенности процесса обучения и воспитания. Дифференцированные программные требования. Индивидуальные планы и программы. Построение «обходных путей» обучения.
Основы теории и практики коррекционной работы 1. Коррекционная направленность образовательного процесса детей с особенностями психофизического развития. 2. Сущно<

Наши рекомендации