Раздел II. Школа и воспитание в Древнем мире

Раздел III. Воспитание и школа в античном мире средиземноморья

3.1.1. Тема. Воспитание и школа в Древней Греции.

Особенности образования: Философско-религиозные основания образования (языческая религия, Зевс - гл.). Воспитание и обучение в городах-полисах Афины (всестороннее и гармоничное развитие человека) и Спарта (общественное военно-физическое воспитание). Идеалы воспитания. Частные и общественные школы. Особенности обучения в мусических школах, палестрах. Организация обучения в гимнасии(Академия, Ликей и Киносарг). Обучение в эфебии. Основные этапы становления воспитания и обучения:

· III - II тыс. до н.э. - возникновение письменности;

· X - VIII в.в. до н.э. - становление педагогической системы в Гомеровскую эпоху;

· VI - IV в.в. до н.э. - развитие обучения и воспитания в городах – полисах;

· III -I в.в. до н.э. - распространение греческого воспитания, возникновение новых центров просвещения.

Выдающиеся ученые-софисты и педагогические идеи:

· Демокрит (рассмотрение воспитания как формирования человека, создания его второй природы, отождествление воспитания с обучением, упражнением.);

· Сократ(искусство диалектической беседы и воспитания, как устранения противоречия между личным и общественным);

· Платон (система организации общественного воспитания детей; понимание воспитания как единства "свободы призвания" человека и подготовки к выполнению определенных социальных функций);

· Аристотель (создание первой в истории педагогической мысли возрастной периодизации развития; деление времени воспитания “по седмицам” на три периода: от рождения до 7 лет, с 7 до 14 и с 14 до 21 года; характеристика особенностей каждого возраста; определение цели, содержания и методов воспитания в каждый период; представление знания о единичном в систематическое знание об общем; понимание единства трех сторон воспитания - физического, нравственного и умственного).

3.1.2. Тема. Воспитание и образование в эпоху эллинизма.

Философско-религиозные основания образования. Частные школы начального обучения (мусическая и гимнастическая, грамматическая). Государственные средние школы (гимнасии, эфебии). Высшие школы (философские школы – «Академия», «Ликей», «школа стоиков» и «школа эпикурейцев»).

3.1.3. Тема. Воспитание и школа в Древнем Риме. Вопросы для обсуждения:

1. Самобытность воспитания: влияние семьи-дома, практическая направленность (воспитание с пользой для жизни).

2. Организация обучения: тривиальные школы, "Школа грамматика" и риторические школы.

3. Организация и развитие первых школ христиан – катехуменов (предшествовали школам катехизиса, которые в дальнейшем трансформировались в кафедральные и епископальные школы)

4. Выдающиеся деятели и педагогические идеи:

· Цицерон (воспитывать разум и чувства),

· Сенека (школы должна, прежде всего, развивать самостоятельную личность и душу, а не память),

· Квинтилиан (автор 12 трудов "Ораторское образование", один из них – “О воспитании оратора” – первый специальный педагогический труд, заложивший основы дидактики и методики, систематизировавшей требования к воспитанию детей дошкольного возраста; внес свой вклад в понимание связи природы человека и воспитания).

А.В. Луначарский

Н.И. Попова (орг. "Второй опытно-показательной станции", выступала инициатором различных нововведений: комплексных учебных программ, западных форм и методов обучения, в том числе, трудового: "Дельтаплан", "Метод проектов" и др.).

М.М. Пистрак (орг. "Школы-коммуны"; осн. труды: "Насущные проблемы советской школы", "Режим экономии и школа"; основные идеи: обучение школьников должно развивать умение коллективно работать, обеспечивать теоретическое и практическое освоение орудий производства, подготовку в фабрично-заводскому труду).

А.К. Гастев (развитие теории и практики использования метода программирования и установочного метода).

В.Н. Шульгин (развитие теории и практики использования метода проектов).

7.1.2. Тема. Образование и тенденции развития передового педагогического опыта(1940-1990 гг.).

Социально-политические факторы развития школы. Социалистические идеалы воспитания. Две волны реформирования. Производственная направленность обучения. «Борьба за всеобуч», ее этапы. Содержание «социального заказа» в образовательной сфере. Отражение идеи всестороннего развития школьников в содержании образования.

Основные этапы реформирования образования и правительственные решения (1943 г.- переход на обучение с 7-летнего возраста; 1944 - открытие вечерних школ в сельской местности; введение 5- балльной системы оценок; установление выпускных экзаменов для выпускников начальной, 7-летней и средней школы; награждение золотыми и серебряными медалями вып. средней школы; 1945 г.- курс на обеспечение всеобщего обязательного начального и 7-летнего обучения; 1958 г.- введение всеобщего обязательного 8-летнего образования; с середины 1960-х гг.- курс на всеобщее среднее образование; 1975 г. завершение перехода ко всеобщему среднему образованию; 1984 –переход на обучение с 6-летнего возраста в подготовительных классах, 11-летнее среднее образование; комплексный подход к воспитанию; профессионализацию общеобразовательной школы).

Выдающиеся педагогические деятели времени:

В.А. Сухомлинский. Мировое признание получил как теоретик и практик, директор Павлышской средней школы. Основные труды: “Сердце отдаю детям”, “Воспитание гражданина”, “Павлышская средняя школа”, “Методика воспитания коллектива”, “Сто советов учителю”, “Разговор с молодым учителем школы”.

Вклад в развитие образования:

Разработка теории и практики гражданского воспитания.

Приложение 1. для 5.1.3.

Приложение 2. для 6.1.6

Представители реформаторской педагогики в России 1-й половины XX в.:

К.Н. Вентцель (развит. дошкольн. воспит), В.А. Волкович, А.К. Гастев, Г.О Гордон, В.В. Горневский, П.Ф. Каптерев(развит. дошкольн. воспит), А.А. Красновский, П. Ф. Лесгафт, А.П.Нечаев, Г.И. Россолимо, И.А. Сикорский, Г.Я. Трошин, Е. И. Тихеева (развит. дошкольн. воспит), А.И. Филиппова, А.А.Шуберт, Л. К. Шлегер (развит. дошкольн. воспит), Ф.Ф. Эрисман и др.

Раздел II. Школа и воспитание в Древнем мире

2.1.1. Тема. Культура и образование в Древней Месопотамии.

Общее и особенное в генезисе воспитания и школы цивилизаций Древнего Востока (школы стали главным центром обучения и воспитания в связи с неспособностью семьи дать детям необходимую образовательную подготовку). Возникновение и развитие письменности. Использование пиктографического (рисунчатого) письма и логографии (египетские и китайские иероглифы, шумерская клинопись). Семейно-общинный уклад школ Месопотамии. «Дома табличек»: их появление, назначение и развитие. Основные центры развития: семьи писцов, храмы, дворцы, библиотеки. Приемы обучения воспитания (из-за сложностей письма носили крайне рутинный характер). Содержание программ обучения (скудное и узкоспециальное в жестких рамках определенного положения в семье, касте, социальной страте).

2.1.2. Тема. Школа и воспитание в Древнем Египте. Вопросы для обсуждения:

1. Многобожие Египетской религии (бог Омон - гл.), как фактор воспитания.

2. Идеалы воспитания (человек немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы), его методы и приемы ("Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал").

3. Организация и содержание воспитания (для овладения грамотой ученику следовало запомнить не менее 700 иероглифов, различать беглое, упрощенное и классическое письмо). Семейный и сословно-профессиональный подход (школа в Древнем Египте возникла как семейный институт, позже при храмах, дворцах царей и вельмож, дети обучались с 5 лет.).

2.1.3. Тема. Школьное образование в Древней Индии.

Особенности: религиозная идеология, кастовый характер образования и воспитания (Четыре касты, или варны. Три высших касты составили потомки ариев: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы-общинники, ремесленники, торговцы). Четвертой - низшей кастой - являлись шудры(наемные работники, слуги, рабы). Влияние брахманизма (индуизма) в дравидско-арийскую эпоху (со 2- 1 тысячелетия до н.э.). Сословно-профессиональные и семейно-общественные основы воспитания. Семейные школы(обучение в доме учителя во многом строилось по типу семейных отношений; учителя - мужчины обучали молодежь, устно передавая знания. Ученики выслушивали, заучивали и анализировали тексты) и лесные школы(посещение известного своими познаниями учителя - гуру либо участие в спорах и собраниях ученых мужей). Идеалы воспитания (умственное развитие, духовность, физическое совершенство, любовь к прекрасному, самообладание). Особенности идеографического письма. Алгоритм приобретения знаний (сначала целостное изложение учителем новых знаний, затем - дробный анализ; раскрытие абстрактных понятий сопровождалось обсуждением конкретных примеров).

Влияние на образование буддизма и необрахманизма со II -VI вв. н.э и в последующий период (Увеличивается число школ. Воспитание рассматривается как способ помочь человеку научиться различать сущностное и преходящее, достигать душевной гармонии и покоя, пренебрегать суетным и бренным, добиваться "плодов дела"). Переход к алфавитно-слоговому письму. Учебные заведения элементарного (начального) образования: школы вед, школы толь и светские школы. Учебные заведения повышенного уровня образования – аграхар(программы аграхаров постепенно приближались к жизненным потребностям. Доступ в толи и аграхары был расширен для представителей разных каст. С притоком кшатриев и особенно вайшьев в аграхары увеличился объем преподавания географии, математики, языков, а также врачевания, ваяния, живописи.).

2.1.4. Тема. Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае.

Основные этапы становления воспитания и обучения: эпоха Шан XVI -XI вв. до н.э. (обучение по программе «шести искусств»); эпоха Чжоу XI - III вв. до н.э. (формирование к VI в. до н.э. философских школ: даосизм, буддизм и конфуцианство). Подход к школьному обучению (легкость, согласие между учеником и учителем, самостоятельность школяров). Педагогические взгляды Конфуция (всестороннее развитие, благородство, стремление к истине, правдивость, духовная культура). Трактат Конфуция "Книга обрядов" IV-I вв до н.э.: (дана развернутая характеристика дидактических идей, определяются задачи и программа девятилетнего образования и воспитания). Официальная идеология (конфуцианство) и государственная политика в сфере образования в период II в. до н.э. – II в. н.э.

Наши рекомендации