Специфика организации, содержания

И методики коррекционно-развивающего обучения

Младших школьников

Эффективность системы коррекционно-педагоги-ческого воздействия во многом зависит от четкой организации жизни и деятельности детей в период их пребывания в образовательном учреждении.

Н.Ю. Борякова

Специфика организации КРО в общеобразовательной школе зак­лючается в следующем:

- Опора на данные спецдиагностики в процессе комплектования классов.

- Срок обучения в начальной школе до 5 лет.

- Наполняемость класса 9-18 человек.

- Щадящий режим жизнедеятельности: обучение только в пер­вую смену; длительность урока не более 40 минут; продолжитель­ность перемен 10-20 минут; введение полуторачасового перерыва между 3-м и 4-м уроками, предназначенного для проведения прогу­лок или подвижных игр; разумное чередование труда и отдыха в процессе урока; проведение физкультминуток на каждом уроке, обя­зательная смена видов деятельности, включение в ход урока мини-пауз для релаксации; группа продленного дня; введение дневного сна после уроков; трехразовое питание; облегченный учебный день в середине недели (среда); дополнительные каникулы в 1 и 2 классах.

- Наличие дополнительного штата: классного воспитателя на каж­дый класс; психолога, логопеда или дефектолога, социального педаго­га (на школу).

- Обязательное проведение индивидуально-групповых коррек-ционно-развивающих занятий от трех до пяти раз в неделю.

- «Прозрачность границ классов компенсирующего обучения», предполагающая возможность свободного перевода учащихся в класс

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

традиционного обучения и обратно (в зависимости от уровня обще­го развития школьника, его академической успеваемости и степени социальной и школьной адаптации).

- Желательное размещение классов КРО вне основного здания школы (например, в детском саду).

- Привилегированное оснащение учебных кабинетов (внутри школы), классных комнат (вне здания школы).

— Комплексное оздоровление детей, имеющих отклонения в со­стоянии здоровья, обязательная (дважды в год) диспансеризация детей и организация необходимых лечебных мероприятий.

- Включение учащихся в широкий круг занятий по интересам, проводимых в школе во внеурочное время.

Комплектование классов КРО предполагает специальную проце­дуру отбора, который осуществляется с использованием различных критериев применительно к классам выравнивания и ККО, однако можно выделить четыре основные стратегии комплектования клас­сов КРО:

• на основе предварительной (до поступления в школу) диагно­стики учащихся;

• с учетом академической неуспешности в обычном классе на начальных этапах обучения;

• в процессе пролонгированного наблюдения за развитием де­тей, обучающихся в гетерогенном классе;

• как многоэтапное исследование возможностей детей до поступ­ления в школу и в процессе обучения в классе КРО в течение первого учебного года.

В практике КРО в настоящее время применяются все четыре стра­тегии отбора в специализированные классы. Оптимальными иссле­дователи считают третью и четвертую стратегии. Так, пролонгиро­ванное наблюдение за развитием детей в гетерогенном классе пред­полагает возможный вывод отдельных учащихся в классы КРО или коррекционное образовательное учреждение для детей с нарушени­ем интеллекта после первого полугодия, первого класса, в течение всего периода начального обучения или же на этапе перехода в сред­ние классы, тогда как в рамках четвертой стратегии классы КРО, созданные на основе предварительной диагностики, выступают на­дежной и естественной педагогической формой выявления умствен­но отсталых детей и младших школьников, не нуждающихся в спе­циальных коррекционно-развивающих условиях обучения, ошибочно направленных в эти классы.

Специфика содержания начального образования в соответствии с принципом коррекционной направленности предполагает следую­щие отличия от массового варианта: Специфика организации, содержания - student2.ru

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

• введение в классах КРО новых учебных предметов, предусмат- | ривающих восполнение пробелов предшествующего развития и | обучения; 1

• значительное расширение пропедевтических разделов учебных | дисциплин;

• расширение традиционно преподаваемых курсов физической культуры, трудового обучения, ИЗО, музыки, внедрение допол­нительных дисциплин спортивной и художественно-эстетичес­кой направленности.

Базовый компонент учебного плана начальной школы для систе­мы КРО включает специальные коррекционные дисциплины: ин­тегрированный курс «Ознакомление с окружающим миром и разви­тие речи» и дополнительный предмет «Музыка и движение (ритми­ка)». Содержание школьного компонента учебного плана в наши дни вариативно: лечебно-оздоровительная физкультура, плавание, лечебная физическая культура.

Специфика содержания образования в классах КРО определяет­ся необходимостью становления базовых психических функций и свойств личности ребенка.

Важным моментом, обусловливающим содержательный аспект обучения, выступает необходимость коррекции двигательной сфе­ры детей.

Предлагаемый в качестве коррекционного интегрированный курс «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» нацелен на восполнение пробелов в развитии детей, расширение их кругозора, обогащение чувственного опыта, формирование общеинтеллектуаль­ных умений.

Курс «Музыка и движение (ритмика)» оказывает общее организу­ющее и дисциплинирующее влияние на младших школьников. Со­держание программы направлено на обеспечение двигательной по­требности детей, на развитие их моторики, координации движений, ориентировки в пространстве, улучшение эмоционального состояния.

Важным принципом, определяющим содержание КРО, является принцип пропедевтики, предполагающий осуществление специаль­ной предварительной подготовки учащихся к усвоению учебных пред­метов. В силу этого в содержание базисных учебных курсов «Рус­ский язык» и «Математика» вводятся разделы, ориентированные на подготовку детей к восприятию последующего учебного материала.

Для детей с трудностями в обучении разработаны четыре вари­анта программ. Использование того или иного варианта определя­ется вариантом учебного плана, выбор которого, в свою очередь, зависит от специфики комплектования класса.

1-й вариант учебного плана предназначен для классов, укомп­лектованных теми детьми, которые приступили к обучению с се-

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

милетнего возраста в условиях массовой школы, но не усвоили зна­ния и умения в объеме требований программы 1 класса и поэтому переведены в систему коррекционно-развивающего обучения во 2 класс. 1-й вариант учебного плана рассчитан на три учебных года (2, 3 и 4 классы).

2-й и 4-й варианты программ предназначены для детей, у кото­рых задержка психического развития выявлена в дошкольном воз­расте или после начала обучения в массовой школе с шестилетнего возраста. Эти дети осваивают курс начальной ступени в системе школьного коррекционно-развивающего обучения за четыре года (2-й вариант) или проходят подготовку в детском саду в комплексах: «Школа — детский сад», «Начальная школа — ДОУ» (4-й вариант).

3-й вариант учебного плана предназначен для детей шести с по­ловиной лет, у которых обнаружена неготовность к школьному обу­чению. В массовой школе или массовом детском саду могут откры­ваться 1 и 2 диагностические коррекционно-развивающие классы, задачами которых являются повышение уровня общего развития детей, подготовка к усвоению базисных учебных дисциплин (родно­го языка, математики, ознакомления с окружающим миром и раз­вития речи), коррекция индивидуальных недостатков психофизи­ческого развития. После одного или двух лет обучения при успеш­ном усвоении программы дети переходят на массовые формы обучения — тем самым сохраняется обучение в нормативные сроки. При отсутствии положительной динамики они продолжают обуче­ние по 1-му варианту учебного плана.

Все варианты программ, предусматривая коррекционную направ­ленность обучения, сохраняют основное содержание образования, принятое для массовой школы, и обеспечивают реализацию стан­дарта требований к знаниям и умениям обучающихся. Они исполь­зуются в классах выравнивания и классах компенсирующего обуче­ния в общеобразовательной школе, а также в специальных (коррек-ционных) образовательных учреждениях для детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Определение содержания обучения в классах КРО непосредственно связано с решением проблемы единства образовательных стан­дартов для начальной школы или их дифференциации с учетом общих способностей учащихся. На конференции Ассоциации инно­вационных школ и центров (март 1994 г.) констатировалась ориен­тация проектируемых образовательных стандартов на завышенный уровень требований к учащимся и необходимость разработки разно­уровневых содержательных стандартов. Некоторые педагоги под­черкивают нецелесообразность унификации содержания обучения и требований к объему и глубине его усвоения в обычных и коррек-ционных классах (М.А. Балабан); высказываются суждения об уме-550

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

стности сокращения и упрощения учебных программ для детей с ЗПР (Н.А. Барышникова).

Еще более остро проблема стандартов содержания образования встает при обсуждении критериев успешности обучения. Многие ис­следователи (В.В. Давыдов, М.Р. Леонтьева, A.M. Лобок, И.С. Якиман­ская) акцентируют внимание на неправомерности оценки учебных достижений по показателям обученности, сформированности опреде­лённого объема знаний и предметно-специфических умений. Как от­мечает A.M. Лобок, потребность в освоении культуры и осуществле­нии диалога с ней, ответственность личности, общеучебные умения, стремление к творчеству могут быть сформированы на самом разном содержании; он считает недопустимой регламентацию содержатель­ных областей и некорректной оценку образованности школьников в соответствии с демонстрируемым ими компендиумом знаний.

Известный специалист в области коррекционного обучения Г.Ф. Ку­марина в своих трудах утверждает необходимость качественного оце­нивания процесса и результатов учебной деятельности школьников в соответствии с критерием относительной успешности. В этом слу­чае ученик сравнивается с самим собою: отслеживаются его предыду­щие достижения и нынешние, оценивается динамика его личного про­движения. Тем не менее, в школах зачастую не реализуют такой под­ход к оценке учебных достижений детей в классах КРО, продолжая по традиции оценивать объем знаний в сравнении с требованиями, отраженными в государственном образовательном стандарте.

7.5. Основные направления педагогической работы по коррекции отклонений в поведении детей1

Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей системой влияний, которым подвергается. Поэтому отдель­ное средство всегда может быть и положительным, и отрицатель­ным, решающим моментом является не его прямая логика, а логика и действие всей системы средств, гармонически организованных.

А.С. Макаренко

Наши рекомендации