Диагностика-консультативное направление

Основные задачи:

- организация и проведение комплексного изучения личности ребенка с использованием диагностических методов психоло­гического, педагогического, клинического обследования;

- выявление уровня актуального развития школьников;

- определение зоны ближайшего развития каждого ребенка, раз­работка рекомендаций учителю для обеспечения индивиду­ального подхода в процессе обучения и воспитания;

- создание дифференцированных педагогических условий, необ­ходимых для коррекции недостатков развития и для эффек­тивной организации коррекционно-развивающего процесса;

- разработка индивидуальных коррекционно-развивающих про­грамм, направленных на исправление, коррекцию выявлен­ных недостатков;

- обеспечение общей коррекционной направленности учебно-вос­питательного процесса;

- профилактика физических, интеллектуальных и психологи­ческих перегрузок, эмоциональных срывов, организация ле­чебно-оздоровительных мероприятий;

- разработка программы поэтапной интеграции обучающихся в соответствующий класс, работающий по основной образова­тельной программе при положительной динамике и компен­сации недостатков.

- подготовка подробного заключения о состоянии развития и здоровья обследуемого ребенка, включающего рекомендации по выбору форм обучения, адекватных возможностям данно­го ребенка; в случае необходимости — представления в ПМПК.

Лечебно-профилактическое направление

Основные задачи:

- укрепление физического и психического здоровья детей;

- создание в образовательном учреждении лечебно-оздорови­тельного режима (с соблюдением норм предельно допусти­мой нагрузки на ученика, дополнительными каникулами, пятидневкой);

- соблюдение санитарно-гигиенических норм и режима рацио­нального питания;

- осуществление психокоррекционных мероприятий в отноше­нии детей, характеризующихся гиперактивностью, двигатель­ной расторможенностью, с элементами психопатоподобного поведения.

Социально-трудовое направление

Основные задачи:

- развитие бытовых навыков, организация самообслуживания учащихся;

- формирование в учебно-трудовой деятельности навыков ори­ентировки в задании, планирования исполнительской деятель­ности, навыков самооценки и самоконтроля;

- раннее выявление и коррекция особенностей развития и пове­дения детей, препятствующих освоению доступных и широко распространенных профессий;

- выбор оптимальных средств общетрудовой подготовки уча­щихся;

- создание классов, групп ранней профессиональной ориентации.

Коррекционно-развивающее учебно-воспитательное направление

Основные задачи:

- развитие активной познавательной деятельности детей, ее лич­ностных компонентов: познавательной активности, самостоя­тельности; преодоление интеллектуальной пассивности, безы­нициативности;

- нормализация учебной деятельности, развитие навыка само­контроля;

J544

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

- расширение знаний и представлений об окружающей действи­тельности, обогащение словаря и развитие устной монологи­ческой речи до уровня, позволяющего детям включаться в учебный процесс и сознательно воспринимать учебный мате­риал;

- социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения;

- целенаправленное развитие социально-нравственных качеств детей, необходимых для успешной адаптации в школьных условиях (осознания каждым ребенком своей новой социаль­ной роли — роли ученика и возлагаемых этой ролью обязан­ностей и ответственности, умения строить свое поведение в соответствии с правилами школьной жизни, адекватно вести себя в учебной ситуации);

- формирование содержательной учебной мотивации, последо­вательное замещение первоначального внешнего интереса к школе, формальных мотивов учения, интересами познаватель­ными;

- логопедическая коррекция речевого развития;

- развитие до необходимого уровня психофизиологических фун­кций, обеспечивающих учебную деятельность: фонематичес­кого слуха, артикуляционного аппарата, мелкой моторики руки, пространственной ориентации, зрительно-моторной ко­ординации;

- формирование до необходимого уровня и последующее целе­направленное развитие учебных умений:

а) общедеятельностных (умений выделять и осознавать учебную задачу, строить гипотезу решения, план деятельности, выбирать адек­ватные средства, удерживать учебную задачу на протяжении всего цикла деятельности, осуществлять самоконтроль и самооценку);

б) интеллектуально-перцептивных (умений вычленять и логически перерабатывать на основе анализа, сравнения, обобщения, класси­фикации, установления закономерных и причинно-следственных связей учебную информацию, воспринимаемую зрительно и на слух).

Условия организации КРО

- Наличие в образовательном учреждении службы коррекции и развития, включающей в свой состав, наряду с опытным пе­дагогом, психолога, логопеда, медика, социального педагога. Основная цель службы — проведение специальных коррекци-онных занятий и лечебно-оздоровительной работы с учащи­мися классов КРО. При отсутствии такой службы необходимо наличие договора и плана совместной деятельности с регио­нальными центрами развития и коррекции.

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

- Наличие подготовленных для работы в системе КРО педагогов.

- Соответствующая нормативным требованиям материальная база и методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы.

- Организация консультативно-диагностического пункта для детей и родителей силами специалистов службы коррекции и развития.

- Организация медико-психолого-педагогического консилиума (МППК) для проведения комплексной диагностики детей при поступлении в образовательное учреждение, определения не­обходимой психолого-педагогической помощи и направления в группу или класс, соответствующий возможностям ребенка, либо на ПМПК. В состав консилиума входят специалисты службы коррекции и развития, директор учреждения и его заместитель по воспитательной работе.

- Письменное согласие родителей (или законных представите­лей) детей на их обучение в классе развивающего обучения. К числу бесспорных преимуществ обучения детей в классах КРО можно отнести:

- малую наполняемость классов;

- введение должности классного воспитателя (прежде — осво­божденного классного руководителя);

- сотрудничество учителя с психологом, логопедом, психонев­рологом, дефектологом, валеологом;

- увеличение доли внеклассной работы с детьми, развивающих занятий, потенциальная возможность усиления индивидуали­зации и дифференциации учебно-воспитательного процесса, более тесного сотрудничества с родителями;

- потенциальная возможность специальной подготовки учите­лей для работы в классах КРО.

К группе несомненных, предполагаемых идеей создания классов КРО, но плохо реализованных на практике преимуществ разно­уровневого обучения, можно отнести:

- подготовку и отбор специальных учебных программ;

- разработку соответствующей особенностям развития детей ме­тодики обучения;

- сотрудничество с квалифицированными психологами, лого­педами и другими специалистами;

- оптимальный подбор и специальное обучение педагогических кадров для классов КРО;

- специфическое материальное оснащение учебно-воспитатель­ного процесса.

18. Педагог, нач. образовт

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Многие из этих преимуществ в настоящее время остаются по­тенциальной возможностью, отсутствуют предпосылки или сложи­лись плохие условия для претворения их в жизнь. Имеет место дефицит развивающих программ и методик для системы КРО. Педагогические кадры в специализированных классах зачастую не подготовлены к коррекционно-развивающей работе, плохо пони­мают ее специфику, работают без желания, движимые материаль­ным стимулом. То есть многие из заявляемых преимуществ систе­мы КРО практически не реализуются или реализуются не в пол­ном объеме.

Наши рекомендации