Диагностика-консультативное направление
Основные задачи:
- организация и проведение комплексного изучения личности ребенка с использованием диагностических методов психологического, педагогического, клинического обследования;
- выявление уровня актуального развития школьников;
- определение зоны ближайшего развития каждого ребенка, разработка рекомендаций учителю для обеспечения индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания;
- создание дифференцированных педагогических условий, необходимых для коррекции недостатков развития и для эффективной организации коррекционно-развивающего процесса;
- разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ, направленных на исправление, коррекцию выявленных недостатков;
- обеспечение общей коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса;
- профилактика физических, интеллектуальных и психологических перегрузок, эмоциональных срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий;
- разработка программы поэтапной интеграции обучающихся в соответствующий класс, работающий по основной образовательной программе при положительной динамике и компенсации недостатков.
- подготовка подробного заключения о состоянии развития и здоровья обследуемого ребенка, включающего рекомендации по выбору форм обучения, адекватных возможностям данного ребенка; в случае необходимости — представления в ПМПК.
Лечебно-профилактическое направление
Основные задачи:
- укрепление физического и психического здоровья детей;
- создание в образовательном учреждении лечебно-оздоровительного режима (с соблюдением норм предельно допустимой нагрузки на ученика, дополнительными каникулами, пятидневкой);
- соблюдение санитарно-гигиенических норм и режима рационального питания;
- осуществление психокоррекционных мероприятий в отношении детей, характеризующихся гиперактивностью, двигательной расторможенностью, с элементами психопатоподобного поведения.
Социально-трудовое направление
Основные задачи:
- развитие бытовых навыков, организация самообслуживания учащихся;
- формирование в учебно-трудовой деятельности навыков ориентировки в задании, планирования исполнительской деятельности, навыков самооценки и самоконтроля;
- раннее выявление и коррекция особенностей развития и поведения детей, препятствующих освоению доступных и широко распространенных профессий;
- выбор оптимальных средств общетрудовой подготовки учащихся;
- создание классов, групп ранней профессиональной ориентации.
Коррекционно-развивающее учебно-воспитательное направление
Основные задачи:
- развитие активной познавательной деятельности детей, ее личностных компонентов: познавательной активности, самостоятельности; преодоление интеллектуальной пассивности, безынициативности;
- нормализация учебной деятельности, развитие навыка самоконтроля;
J544
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- расширение знаний и представлений об окружающей действительности, обогащение словаря и развитие устной монологической речи до уровня, позволяющего детям включаться в учебный процесс и сознательно воспринимать учебный материал;
- социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения;
- целенаправленное развитие социально-нравственных качеств детей, необходимых для успешной адаптации в школьных условиях (осознания каждым ребенком своей новой социальной роли — роли ученика и возлагаемых этой ролью обязанностей и ответственности, умения строить свое поведение в соответствии с правилами школьной жизни, адекватно вести себя в учебной ситуации);
- формирование содержательной учебной мотивации, последовательное замещение первоначального внешнего интереса к школе, формальных мотивов учения, интересами познавательными;
- логопедическая коррекция речевого развития;
- развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих учебную деятельность: фонематического слуха, артикуляционного аппарата, мелкой моторики руки, пространственной ориентации, зрительно-моторной координации;
- формирование до необходимого уровня и последующее целенаправленное развитие учебных умений:
а) общедеятельностных (умений выделять и осознавать учебную задачу, строить гипотезу решения, план деятельности, выбирать адекватные средства, удерживать учебную задачу на протяжении всего цикла деятельности, осуществлять самоконтроль и самооценку);
б) интеллектуально-перцептивных (умений вычленять и логически перерабатывать на основе анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления закономерных и причинно-следственных связей учебную информацию, воспринимаемую зрительно и на слух).
Условия организации КРО
- Наличие в образовательном учреждении службы коррекции и развития, включающей в свой состав, наряду с опытным педагогом, психолога, логопеда, медика, социального педагога. Основная цель службы — проведение специальных коррекци-онных занятий и лечебно-оздоровительной работы с учащимися классов КРО. При отсутствии такой службы необходимо наличие договора и плана совместной деятельности с региональными центрами развития и коррекции.
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
- Наличие подготовленных для работы в системе КРО педагогов.
- Соответствующая нормативным требованиям материальная база и методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы.
- Организация консультативно-диагностического пункта для детей и родителей силами специалистов службы коррекции и развития.
- Организация медико-психолого-педагогического консилиума (МППК) для проведения комплексной диагностики детей при поступлении в образовательное учреждение, определения необходимой психолого-педагогической помощи и направления в группу или класс, соответствующий возможностям ребенка, либо на ПМПК. В состав консилиума входят специалисты службы коррекции и развития, директор учреждения и его заместитель по воспитательной работе.
- Письменное согласие родителей (или законных представителей) детей на их обучение в классе развивающего обучения. К числу бесспорных преимуществ обучения детей в классах КРО можно отнести:
- малую наполняемость классов;
- введение должности классного воспитателя (прежде — освобожденного классного руководителя);
- сотрудничество учителя с психологом, логопедом, психоневрологом, дефектологом, валеологом;
- увеличение доли внеклассной работы с детьми, развивающих занятий, потенциальная возможность усиления индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса, более тесного сотрудничества с родителями;
- потенциальная возможность специальной подготовки учителей для работы в классах КРО.
К группе несомненных, предполагаемых идеей создания классов КРО, но плохо реализованных на практике преимуществ разноуровневого обучения, можно отнести:
- подготовку и отбор специальных учебных программ;
- разработку соответствующей особенностям развития детей методики обучения;
- сотрудничество с квалифицированными психологами, логопедами и другими специалистами;
- оптимальный подбор и специальное обучение педагогических кадров для классов КРО;
- специфическое материальное оснащение учебно-воспитательного процесса.
18. Педагог, нач. образовт
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Многие из этих преимуществ в настоящее время остаются потенциальной возможностью, отсутствуют предпосылки или сложились плохие условия для претворения их в жизнь. Имеет место дефицит развивающих программ и методик для системы КРО. Педагогические кадры в специализированных классах зачастую не подготовлены к коррекционно-развивающей работе, плохо понимают ее специфику, работают без желания, движимые материальным стимулом. То есть многие из заявляемых преимуществ системы КРО практически не реализуются или реализуются не в полном объеме.