Классные и общешкольные родительские
Собрания
Авторитет школы и учителя во многом определяется умелой организацией и проведением классных родительских собраний. Учитель начальных классов — первый учитель для родителей, у которых дети стали школьниками. От него зависит, как он сумеет «расположить» родителей к школе, будут ли они его помощниками, будут ли регулярно посещать родительские собрания, правильно реагировать на замечания по поводу учебы и воспитания детей.
В практике отечественной школы сложились следующие виды родительских собраний: собрания, на которых проводятся беседы504
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
на воспитательные темы; собрания, подготовленные родительским комитетом с целью рекомендации опыта воспитания детей в семьях; собрания-консультации; собрания, на которых учитель отвечает на вопросы родителей. Наиболее эффективными являются комбинированные родительские собрания. На них ведется педагогическое просвещение родителей, подводятся итоги учебно-воспитательной работы за истекшее время, намечаются новые цели и задачи на последующий период.
Важным этапом в проведении родительских собраний является подготовка к ним. К подготовке собрания, как правило, привлекаются члены родительского комитета, а также актив родителей класса. При подготовке собрания учитель определяет круг вопросов, которые возникают в процессе учебно-воспитательной работы.
Любое участие родителей в работе класса получает оценку на классном собрании. К родительским собраниям готовится выставка работ учащихся, отражающая их классную или внеклассную деятельность. Так, к одному собранию готовится выставка лучших тетрадей по математике, к другому — по русскому языку, к третьему — выставка лучших творческих работ, на четвертом демонстрируются работы по труду, на пятом — работы по изобразительному искусству.
Как приглашать родителей на собрание? Официально, записью в дневнике, или с помощью красочного пригласительного билета?
На итоговые собрания, на отчеты детей приглашения оформляются более ярко. Эти собрания — праздник, в их подготовке участвуют и учителя, и родители, и учащиеся. Текущие вопросы обсуждаются в более деловой обстановке; сообщение о таком собрании делается в дневнике. Таким образом, сама форма приглашения ориентирует родителей, определяет заранее их настрой и помогает осознать особенность каждого предстоящего собрания.
Очень важно создать родителям условия для работы на собрании. Практика показывает, что большое значение имеет даже то, где они сидят. Поэтому каждому родителю предлагается занять место его ребенка. В этом случае родители лучше представляют себе, как протекает процесс обучения, как видит и слышит их ребенок, не мешают ли ему посторонние предметы; они могут познакомиться с родителями соседа по парте, увидеть, в каком состоянии находится рабочее место их ребенка.
На каждом собрании подводятся итоги работы за истекший период и намечаются задачи на новый. Эти задачи обязательно выносятся на обсуждение всего родительскогго коллектива. Так как рассказать о каждом ученике трудно, обычно на собрании отмечаются дети, особенно отличившиеся. Метод поощрения стимулирует детей
СЕМЬЯ И ШКОЛА
через родителей, но, конечно, только в случае, если у учителя не выработалась привычка хвалить одних и тех же детей.
Совершенно недопустимо «отчитывать» родителя за промахи его ребенка или зачитывать оценки того или иного слабого ученика, иначе они перестают посещать собрания. Конкретную информацию об успехах, и особенно недостатках своего ребенка родители должны получить от учителя на собрании в письменном виде.
На парту перед каждым родителем кладутся тетради детей и лист бумаги, свернутый вдвое, на внутренней стороне которого сделаны записи только для этого родителя.
Пример:
«Саша стал заниматься лучше, однако прошу усилить внимание к занятиям математикой. Прошу прийти на консультацию в ближайшую субботу в 13. 00 час».
«Миша стал рассеянным, невнимательным. Почему бы это? Прошу Вас остаться после собрания для беседы».
«Света плохо пересказывает прочитанный материал. Прошу обратить внимание на ее речь, когда она рассказывает Вам о школе, пересказывает фильмы, сказки».
Эти записи — как бы молчаливая индивидуальная беседа учителя с родителями во время коллективного общения.
В ряде школ России родительское собрание ведет председатель родительского комитета. Содержание первой части собрания определяется в соответствии с годовым планом педагогического просвещения и в связи с вопросами семейного воспитания, возникшими в процессе текущей работы. Лекции, беседы, проводимые на классных родительских собраниях, не должны занимать много времени и утомлять родителей. Конечно, учитель должен учитывать психологию слушателей. Если при анализе позитивных примеров называются фамилия, имя, отчество родителей, то о негативных случаях из жизни детей класса или их родителей говорить следует только безымянно.
На родительских собраниях можно осуществлять совместное решение педагогических задач. Лучше, если в основе каждой такой задачи будет лежать случай, взятый из жизни класса.
Вторая часть собрания обычно предполагает сообщения учителя о состоянии учебно-воспитательной работы в классе. Не все родители имеют возможность побывать на внеклассных мероприятиях, классных часах, праздниках, утренниках. Поэтому надо, хотя бы изредка, записывать выступления детей на видеопленку и давать родителям возможность просмотреть их на собрании.
В конце собрания подводятся итоги о работе, проделанной родителями в течение месяца; намечается план работы на новый месяц и распределяются поручения.506
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Их тематика носит характер отчета работы школы за определенный период времени. Обычно выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Например, в конце учебного года возможно награждение семей с большими достижениями в воспитании детей.
Конференции и диспуты
Большое внимание следует уделять педагогическому просвещению родителей. Занятия для них строятся так, что взрослые как бы переходят со своими детьми из класса в класс, приобретая все новые и новые знания, необходимые для воспитания детей. Учитываются, конечно, и конкретные проблемы, возникающие в совместной деятельности учителя и родителей. Приведем примерный план педагогического просвещения родителей учащихся 1 и 2 классов.
Родителям учащихся 1 класса
1. Как подготовить ребенка к школе? — июнь.
2. Учебно-воспитательные задачи в 1 классе и организация режима дня первоклассников — сентябрь.
3. Детская нервозность, ее предупреждение и лечение — октябрь.
4. Воспитание у первоклассников внимания, прилежания — ноябрь.
5. Воспитание у детей интереса к общественной работе — декабрь.
6. Особенности памяти у младших школьников — февраль.
7. Поощрение и наказание детей в семье — март.
8. Конференция по книге ВЛ. Сухомлинского «Мудрость родительской любви» — апрель.
9. Организация летнего отдыха детей — май.
Родителям учащихся 2 класса
1. Учебно-воспитательные задачи обучения во 2 классе — сентябрь.
2. Трудовое воспитание в семье — октябрь.
3. Собрание отцов на тему «Отец — высокая должность» — ноябрь.
4. Книга — постоянный друг и спутник детей в их умственном развитии. Руководство домашним чтением — декабрь.
5. Что значит любить детей? — февраль.
6. Развитие умственной деятельности ребенка в семье — март.
7. Учить ребенка быть добрым — апрель.
СЕМЬЯ И ШКОЛА
Педагогическое просвещение должно не только давать родителям знания, но и практические умения и навыки в области воспитания, будить их самостоятельную педагогическую мысль. Очень интересны и доходчивы рассказы родителей о собственном опыте семейного воспитания; дискуссии, в ходе которых коллективно решаются педагогические задачи, вечера вопросов и ответов.
Одной из форм педагогического просвещения родителей являются научно-практические конференции, на которых познается теория гуманистического воспитания и опыт воспитательной работы семей. Организаторами конференции выступают родительский комитет и актив родителей. Конференции требуют длительной подготовки. Поэтому не рекомендуется проводить их часто: не чаще одного раза в год, обычно в середине или в конце учебного года.
Популярна в начальной школе еще одна форма пропаганды семейного воспитания — диспут. Их можно проводить один-два раза в год. Диспуты успешно проходят только тогда, когда в классе сформировался дружный родительский коллектив и каждый родитель, не стесняясь присутствующих, может высказаться. Отличительной особенностью диспута является высокая активность его участников. Почти всегда вызывают интерес родителей такие вопросы: «Семейное счастье... В чем оно?», «Любовь к детям... Какая она?», «Как вы понимаете семейный уют?».
Успешное проведение диспута требует хорошей его подготовки. Необходимо заранее наметить основные вопросы для обсуждения и предложить их всем родителям за месяц до начала диспута. Можно пригласить к участию в диспуте школьного психолога, социального педагога, преподавателей высших педагогических учебных заведений.