Классные и общешкольные родительские

Собрания

Авторитет школы и учителя во многом определяется умелой орга­низацией и проведением классных родительских собраний. Учитель начальных классов — первый учитель для родителей, у которых дети стали школьниками. От него зависит, как он сумеет «располо­жить» родителей к школе, будут ли они его помощниками, будут ли регулярно посещать родительские собрания, правильно реагиро­вать на замечания по поводу учебы и воспитания детей.

В практике отечественной школы сложились следующие виды родительских собраний: собрания, на которых проводятся беседы504

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

на воспитательные темы; собрания, подготовленные родительским комитетом с целью рекомендации опыта воспитания детей в семь­ях; собрания-консультации; собрания, на которых учитель отвечает на вопросы родителей. Наиболее эффективными являются комби­нированные родительские собрания. На них ведется педагогическое просвещение родителей, подводятся итоги учебно-воспитательной работы за истекшее время, намечаются новые цели и задачи на пос­ледующий период.

Важным этапом в проведении родительских собраний является подготовка к ним. К подготовке собрания, как правило, привлека­ются члены родительского комитета, а также актив родителей класса. При подготовке собрания учитель определяет круг вопросов, кото­рые возникают в процессе учебно-воспитательной работы.

Любое участие родителей в работе класса получает оценку на классном собрании. К родительским собраниям готовится выставка работ учащихся, отражающая их классную или внеклассную дея­тельность. Так, к одному собранию готовится выставка лучших тет­радей по математике, к другому — по русскому языку, к третье­му — выставка лучших творческих работ, на четвертом демонстри­руются работы по труду, на пятом — работы по изобразительному искусству.

Как приглашать родителей на собрание? Официально, записью в дневнике, или с помощью красочного пригласительного билета?

На итоговые собрания, на отчеты детей приглашения оформля­ются более ярко. Эти собрания — праздник, в их подготовке уча­ствуют и учителя, и родители, и учащиеся. Текущие вопросы об­суждаются в более деловой обстановке; сообщение о таком собра­нии делается в дневнике. Таким образом, сама форма приглашения ориентирует родителей, определяет заранее их настрой и помогает осознать особенность каждого предстоящего собрания.

Очень важно создать родителям условия для работы на собра­нии. Практика показывает, что большое значение имеет даже то, где они сидят. Поэтому каждому родителю предлагается занять место его ребенка. В этом случае родители лучше представляют себе, как протекает процесс обучения, как видит и слышит их ребенок, не мешают ли ему посторонние предметы; они могут познакомиться с родителями соседа по парте, увидеть, в каком состоянии находится рабочее место их ребенка.

На каждом собрании подводятся итоги работы за истекший пе­риод и намечаются задачи на новый. Эти задачи обязательно выно­сятся на обсуждение всего родительскогго коллектива. Так как рас­сказать о каждом ученике трудно, обычно на собрании отмечаются дети, особенно отличившиеся. Метод поощрения стимулирует детей

Классные и общешкольные родительские - student2.ru

СЕМЬЯ И ШКОЛА

через родителей, но, конечно, только в случае, если у учителя не выработалась привычка хвалить одних и тех же детей.

Совершенно недопустимо «отчитывать» родителя за промахи его ребенка или зачитывать оценки того или иного слабого ученика, иначе они перестают посещать собрания. Конкретную информацию об успехах, и особенно недостатках своего ребенка родители долж­ны получить от учителя на собрании в письменном виде.

На парту перед каждым родителем кладутся тетради детей и лист бумаги, свернутый вдвое, на внутренней стороне которого сделаны записи только для этого родителя.

Пример:

«Саша стал заниматься лучше, однако прошу усилить внима­ние к занятиям математикой. Прошу прийти на консультацию в ближайшую субботу в 13. 00 час».

«Миша стал рассеянным, невнимательным. Почему бы это? Прошу Вас остаться после собрания для беседы».

«Света плохо пересказывает прочитанный материал. Прошу обратить внимание на ее речь, когда она рассказывает Вам о шко­ле, пересказывает фильмы, сказки».

Эти записи — как бы молчаливая индивидуальная беседа учите­ля с родителями во время коллективного общения.

В ряде школ России родительское собрание ведет председатель родительского комитета. Содержание первой части собрания определя­ется в соответствии с годовым планом педагогического просвещения и в связи с вопросами семейного воспитания, возникшими в процессе текущей работы. Лекции, беседы, проводимые на классных роди­тельских собраниях, не должны занимать много времени и утомлять родителей. Конечно, учитель должен учитывать психологию слуша­телей. Если при анализе позитивных примеров называются фами­лия, имя, отчество родителей, то о негативных случаях из жизни детей класса или их родителей говорить следует только безымянно.

На родительских собраниях можно осуществлять совместное ре­шение педагогических задач. Лучше, если в основе каждой такой задачи будет лежать случай, взятый из жизни класса.

Вторая часть собрания обычно предполагает сообщения учителя о состоянии учебно-воспитательной работы в классе. Не все родите­ли имеют возможность побывать на внеклассных мероприятиях, классных часах, праздниках, утренниках. Поэтому надо, хотя бы изредка, записывать выступления детей на видеопленку и давать родителям возможность просмотреть их на собрании.

В конце собрания подводятся итоги о работе, проделанной роди­телями в течение месяца; намечается план работы на новый месяц и распределяются поручения.506

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Классные и общешкольные родительские - student2.ru

Общешкольные родительские собрания проводятся, как прави­ло, не более двух раз в год. Их тематика носит характер отчета работы школы за определенный период времени. Обычно выступа­ют директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Общешкольное родительское собрание можно ис­пользовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Например, в конце учебного года возможно награждение се­мей с большими достижениями в воспитании детей.

Конференции и диспуты

Большое внимание следует уделять педагогическому просвеще­нию родителей. Занятия для них строятся так, что взрослые как бы переходят со своими детьми из класса в класс, приобретая все но­вые и новые знания, необходимые для воспитания детей. Учитыва­ются, конечно, и конкретные проблемы, возникающие в совмест­ной деятельности учителя и родителей. Приведем примерный план педагогического просвещения родителей учащихся 1 и 2 классов.

Родителям учащихся 1 класса

1. Как подготовить ребенка к школе? — июнь.

2. Учебно-воспитательные задачи в 1 классе и организация ре­жима дня первоклассников — сентябрь.

3. Детская нервозность, ее предупреждение и лечение — октябрь.

4. Воспитание у первоклассников внимания, прилежания — ноябрь.

5. Воспитание у детей интереса к общественной работе — де­кабрь.

6. Особенности памяти у младших школьников — февраль.

7. Поощрение и наказание детей в семье — март.

8. Конференция по книге ВЛ. Сухомлинского «Мудрость роди­тельской любви» — апрель.

9. Организация летнего отдыха детей — май.

Родителям учащихся 2 класса

1. Учебно-воспитательные задачи обучения во 2 классе — сентябрь.

2. Трудовое воспитание в семье — октябрь.

3. Собрание отцов на тему «Отец — высокая должность» — ноябрь.

4. Книга — постоянный друг и спутник детей в их умственном развитии. Руководство домашним чтением — декабрь.

5. Что значит любить детей? — февраль.

6. Развитие умственной деятельности ребенка в семье — март.

7. Учить ребенка быть добрым — апрель.

СЕМЬЯ И ШКОЛА

Педагогическое просвещение должно не только давать родите­лям знания, но и практические умения и навыки в области воспита­ния, будить их самостоятельную педагогическую мысль. Очень ин­тересны и доходчивы рассказы родителей о собственном опыте се­мейного воспитания; дискуссии, в ходе которых коллективно решаются педагогические задачи, вечера вопросов и ответов.

Одной из форм педагогического просвещения родителей являются научно-практические конференции, на которых познается теория гу­манистического воспитания и опыт воспитательной работы семей. Организаторами конференции выступают родительский комитет и ак­тив родителей. Конференции требуют длительной подготовки. По­этому не рекомендуется проводить их часто: не чаще одного раза в год, обычно в середине или в конце учебного года.

Популярна в начальной школе еще одна форма пропаганды се­мейного воспитания — диспут. Их можно проводить один-два раза в год. Диспуты успешно проходят только тогда, когда в классе сфор­мировался дружный родительский коллектив и каждый родитель, не стесняясь присутствующих, может высказаться. Отличительной особенностью диспута является высокая активность его участни­ков. Почти всегда вызывают интерес родителей такие вопросы: «Се­мейное счастье... В чем оно?», «Любовь к детям... Какая она?», «Как вы понимаете семейный уют?».

Успешное проведение диспута требует хорошей его подготовки. Необходимо заранее наметить основные вопросы для обсуждения и предложить их всем родителям за месяц до начала диспута. Можно пригласить к участию в диспуте школьного психолога, со­циального педагога, преподавателей высших педагогических учеб­ных заведений.

Наши рекомендации