Работа родительского комитета класса
Для повышения эффективности обучения и воспитания детей важно создание в классе дружного работоспособного коллектива родителей, глубоко понимающего цели и задачи учебно-воспитательной работы. В создании и сплочении родительского коллектива, а значит и коллектива учащихся, большую роль играет родительский комитет.
Каждый член родительского комитета должен пользоваться авторитетом среди родителей класса, обладать данными организатора, руководителя, иметь способности воспитателя, быть хорошим семьянином. Члены родительского комитета должны осознать ответственность, которая возлагается на них в деле воспитания детей и взрослых, не должны разглашать сведения, полученные в процессе работы с разными семьями, делать их предметом обсуждения и пересудов.
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Обычно в состав родительского комитета класса входят председатель и несколько членов, ответственных за отдельные участки работы. Каждый из ответственных подбирает себе актив из числа родителей класса. Одна группа родителей следит за успехами детей в учебе, помогает в организации работы со слабоуспевающими и неуспевающими; другая помогает в организации экскурсий, походов, внеклассных занятий, третья — в осуществлении контроля за соблюдением учащимися режима дня дома, четвертая отвечает за трудовое воспитание детей.
Родительский комитет избирается на одном из первых родительских собраний, после того как учитель познакомился с семьями. Комитет избирается на весь период обучения в начальной школе. Обязанности между членами комитета распределяются на добровольных началах.
Деятельность родительского комитета осуществляется по плану, составленному в соответствии с планами учебно-воспитательной работы, педагогического просвещения и с учетом контингента родителей класса.
Учет возможностей родителей позволяет составить более конкретный план работы родительского комитета. Так, мать или отец-врач могут провести беседу с родителями на медицинскую тему (например, «Почему дети бывают нервными?»), учительница — рассказать о методах и формах воспитания детей (например, «Поощрение и наказание ребенка в семье»), матери-медсестре можно поручить рассказать детям о закаливании организма, а отцу-каменщику — познакомить учащихся со своей профессией.
Анализ анкет, личные наблюдения учителя и членов родительского комитета позволяют определить постановку наиболее актуальных в настоящее время вопросов воспитания. Например, в анкетах родители часто сетуют на недостаток времени на воспитание детей. Поэтому родительский комитет и учитель должны посоветовать, как с минимальной затратой времени правильно организовать воспитание ребенка.
Особое место в деятельности родительского комитета занимают вопросы воспитания самих родителей и, прежде всего, в трудных семьях. Эту работу ведут и учитель, и родительский комитет. Трудные семьи выявляются учителем уже при первом знакомстве с семьями и в процессе подготовительного периода. Из членов родительского комитета или из актива класса назначаются родители, которые как бы «закрепляются» за этой семьей. Методы воздействия на них могут быть разные, хотя цель одна: предупредить негативные поступки родителей и оградить детей от травм в семье.
СЕМЬЯ И ШКОЛА
Внимательное изучение семей учащихся помогает выявить родителей, которые могли бы поделиться опытом воспитания. Например, отца, не уделяющего должного внимания трудовому воспитанию сына, можно попросить провести беседу о трудовом воспитании детей.
Родительский комитет привлекает родителей для проведения как постоянной работы с учащимися, так и эпизодической. В зависимости от профессии и увлечений родители учащихся могут организовать классные кружки: «Умелые руки», художественного чтения, шахматно-шашечный и др., оказать помощь в подготовке художественной самодеятельности к празднику, в организации сборов, встреч, бесед с детьми.
Родительский комитет дает поручения родителям выступить перед детьми с рассказом о своей профессии. Например, можно попросить отца-шофера провести в классе беседу-викторину на тему: «Кто больше знает о машинах?», а отца-штукатура — принести в класс мастерок, декоративную крошку и, быстро сделав состав, показать ребятам, как работают мастерком, как украшают здания декоративной крошкой; маму-повара — рассказать ребятам о своем труде, а потом — разложить перед ними свеклу, морковь, лук, огурцы, яйца, взять нож и сделать из свеклы — красивую розу, из моркови — цветы, из яйца — аппетитную свинку, чтобы всем ребятам захотелось научиться этому мастерству.
Дети любят такие встречи с родителями. А родители?.. Они готовятся к ним, чувствуя свою большую ответственность перед ребятами. Это помогает им лучше узнать и своих детей, и их одноклассников.
Члены родительского комитета организуют и проводят экскурсии на предприятия города, где работают родители класса.
Совместная деятельность учителя и родительского комитета постепенно формирует у родителей чувство коллективной ответственности за обучение и воспитание детей, за их жизнь и дела.