Обучение на интегративной основе
Только сознание общих задач и конечных идеалов делает человека стойким и последовательным.
С.Л. Франк
Массовый российский учитель узнал о возможности интеграции отдельных дисциплин после июля 1991 года, когда завершила работу Международная конференция преподавателей естественнонаучных дисциплин, проходившая в течение десяти дней на базе МГУ. В конференции приняли участие 500 педагогов с американской стороны и столько же — с советской. Мы были немало удивлены отсутствием в США государственного стандарта на содержание образования и наличием в аттестатах американских выпускников школ 15-16 дисциплин (по сравнению с 22-24 дисциплинами в советских аттестатах368
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
зрелости). Они же, наоборот, были потрясены жестким стандартом советского среднего образования, единого по содержанию от Калининграда до Анадыря и от Мурманска до Кушки.
Базисный учебный план, введенный в действие в 1993 году, предусматривает теперь в учебном плане российской средней школы помимо инвариантной и вариативную часть в виде факультативов и обязательных занятий по выбору школы и региона (так называемый «школьный и региональный компонент»). Что же касается числа обязательных дисциплин, то оно осталось прежним почти повсеместно.
Попытка ввести интегрированные курсы «Мировая художественная культура (МХК)» и «Естествознание» в массовой школе не принесла успеха. Хотя в действующем «Базисном учебном плане» четко указано, что образовательная область шире предметной, она возникает у общности нескольких предметных областей. Например, область «общество» включает историю и социальные дисциплины; область «Язык и литература» включает родной, русский и иностранный языки и литературу. На их стыке всегда формируется новое знание, совершенствуется и развивается личность.
Рис. 18. Образовательная область «Земля»
Рис. 19. Образовательная область «Язык и литература»
Общая «площадь», принадлежащая одновременно географии и экологии, составляет собственно интегрированную часть образовательной области «Земля», что может быть представлено, в частности, интегрированными спецкурсами.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Общую интегрированную часть дает пересечение предметных областей «Иностранный язык» и «Русский язык» в рамках образовательной области «Язык и литература». Интегрированная часть, по мнению профессора РГК В.Т. Фоменко, может быть представлена обобщенным грамматическим материалом, связанным отношением как подобия, так и различия.
Не только предметные области пересекаются внутри образовательных областей, но и сами образовательные области в большей или меньшей мере пересекаются между собой (либо каждая в целом, либо через пересечение отдельных входящих в них предметов). По-видимому, стратегические интеграционные процессы в будущем будут идти по пути интеграции и образовательных областей. Примером интеграционной связи между различными образовательными областями может служить пересечение физики (образовательная область «Системы неживой природы») и химии (образовательная область «Вещество»). Аналогичным образом могут пересечься, образуя интегрированную часть содержания, экология (образовательная область «Земля») и химия (образовательная область «Вещество»).
Пересечься могут не две, а три и более учебных дисциплин. Например, литература, история и музыка. В результате может появиться интегрированный курс «История цивилизаций», который содержит части соответствующих образовательных областей — «Язык и литература», «Общество», «Искусство» (рис. 20).
Интегрированная часть
Рис. 20. Вариант интеграции нескольких образовательных областей
Интеграция же отдельных тем и уроков может, на первый взгляд, оказаться совершенно неожиданной. В средней школе № 83 г. Ростова-на-Дону к 300-летию российского флота на II ступени370
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
обучения был проведен цикл интегрированных уроков истории и математики.
В.Т. Фоменко выделил виды межпредметной интеграции по способу развертывания содержания во времени. Она может быть «вертикальной», при которой логические и временные отношения не совпадают, и «горизонтальной», когда то же содержание выводится на один временной уровень. Примером «вертикальной» интеграции является такое изучение древнегреческой цивилизации в интегрированном jKypce «История цивилизаций», при котором в течение учебного дня рассматриваются вначале события истории Древней Греции, затем древнегреческая мифология и литература, после чего — скульптура и архитектура Древней Греции, а затем — древнегреческая музыка. Такой опыт накоплен в школе № 9 г. Гуково Ростовской области. При «горизонтальной» интеграции указанные блоки всего модуля, связанного с древнегреческой цивилизацией, изучаются одновременно, параллельно, с различной степенью взаимопроникновения.
Особое значение имеет вопрос об уровнях интеграции. Она может быть достаточно выраженной, отличаться значительным взаимопроникновением разнохарактерного содержания в новое качественное состояние. Интеграция может быть и весьма значительной, глубокой, характеризуемой новообразованием, полным слиянием разнохарактерного содержания значительных объемов учебного материала. Примером может служить курс «Естествознание», являющийся конгломератом физики, химии, биологии, географии. По курсу естествознания в Ростовском государственном педагогическом университете уже начата подготовка специалистов на физико-математическом факультете (специальность «Физика и естествознание»), в стране созданы учебники для 5-9 классов. Примером глубокой интеграции может служить и курс «Мировая художественная культура», вобравший знания из области музыки, театра, кино, изобразительного искусства и частично — художественной литературы.
Межпредметная интеграция может тесно сочетаться и с внутри-предметной интеграцией, образуя единое научное поле. Внутрипред-метная интеграция направлена, прежде всего, на «спрессовывание» материала в крупные блоки и приводит к изменению структуры учебного дня (день математики, день литературы). Основанная на образовательной области межпредметная интеграция в состоянии существенно обогатить внутрипредметную интеграцию (день биологии на английском языке, математическая неделя с выходом на другие учебные дисциплины).
В некоторых высших учебных заведениях пошли еще дальше: взамен школьной «недели математики» или «недели биологии» в
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
вузах практикуют микросеместры продолжительностью 6-8 недель. В рамках микросеместров изучаются 2-3 учебные дисциплины, и он завершается микроэкзаменационной сессией. Возможна ли такая система обучения в средней школе? Ответить на этот вопрос невозможно, так как идея не проходила апробации. Априорно можно утверждать, что на уровне средней школы система микросеместров вряд ли буде оправдана, так как специфика детской психологии требует долговременного ритма усвоения.
В.Т. Фоменко тонко заметил, что характерные для современного образования процессы гуманизации, информатизации, экологизации, регионализации — не что иное, как интеграционные процессы.
Обобщая изложенное выше, можно выделить следующие варианты функционирования учебного процесса на интегративной основе.
1. Интегрированный курс формируется из содержания предметов, входящих в одну и ту же образовательную область. При этом удельный вес содержания одного предмета не превалирует над содержанием другого; обе научные дисциплины выступают на паритетных началах.
2. Интегрированный курс создается из содержания дисциплин, входящих в одну и ту же образовательную область или один и тот же образовательный блок, но на базе преимущественно какой-то одной предметной области.
3. Интегрированный курс создается из содержания дисциплин, входящих в различные, но близкие образовательные области и выступающих «на равных».
4. Интегрированной курс создается на основе дисциплин из близких образовательных областей, но один предмет сохраняет свою специфику, а другие выступают в качестве вспомогательной основы.
5. В интегративной связи находятся предметы взаимно удаленных образовательных областей и блоков, что присуще чаще всего варйативной части учебного плана и базируется на симультанном мышлении.
6. «Преломление» общеобразовательной дисциплины через призму специфики школы (в профильных школах).
Построение учебного процесса на интегративной основе не ограничивается интегрированными курсами. Интегрированные курсы — это высшая стадия «срастания» учебных дисциплин. Однако интеграция может иметь и эпизодический характер, и неглубокую степень выраженности.
Технология разработки класса межпредметных познавательных задач предполагает предварительное вычленение сквозных межпредметных идей, в соответствии с каждой из которых и составляются задачи.372
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Межпредметные познавательные задачи — академическая структура организации учебной деятельности учащихся. Ситуативные методы обучения обеспечивают нередко более естественное течение познавательных процессов, а как интегрирующее средство — обладают большими возможностями.
Витагенные технологии
Безжалостная действительность уничтожает иллюзию.
В.Ф. Эрн
Актуализация витагенного опыта есть одновременно и прекрасный инструмент для организации образовательного процесса, который А.С. Белкин обозначил как голографический подход. Понятие голографии — физическое. Оно означает рассмотрение объекта в отраженном многомерном пространстве не менее чем в трех проекциях.
Понятие голографии было использовано в онтопсихологии Анто-нио Менегетти в 1993 году. Он же ввел понятие «голографическое сознание»: «Каждая индивидуальность — это точка соединения многочисленных векторов движения. Она рождается от взаимного равновесия, которое устанавливается на пересечении этих векторов... Мысль — это не что иное, как повторение, отражение энергии, направленной по вектору в одно место. В голографии важна целостность образа, его объемность».
А. Менегетти ввел понятие «голографическая ситуация», т.е. подход к ребенку не как ко взрослому человеку, а как к самости, когда он весь на виду, целостен, отдает себя каждому действию целиком. По его мнению, поведение ребенка до шести лет голографично.
Мы рассматриваем голографический метод проекции, который сочетает в себе как минимум три проекции с центронаправленными векторами. Витагенная проекция — это витагенная информация, востребованная учителем в процессе обучения для подготовки к изложению нового знания.
Вектор: ученик > знание > учитель.
Стереопроекция — информация, идущая от учителя, использующего витагенную информацию учащихся.
Вектор: учитель > знание > ученик.
Голографическая проекция — информация, идущая от любого дополнительного источника: витагенный опыт других, книга, средства массовой информации, научные данные, встречи со специалистами различных отраслей науки, произведения искусства и др.
¥
I:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Голографичеекий метод существует не только в процессе преподавания, но и учения. Проекции в таких случаях также направлены на знания, но векторы несколько иные. Первая проекция (витагенная) остается постоянной; вторая (стереопроекция) — знания, полученные из разных источников; голографическая проекция — мысленное моделирование знания, где источник его получения — познание, интеллектуальные потенции самой личности.
Выдающийся теоретик витагенной педагогики, академик Академии педагогических и социальных наук А.С. Белкин различает два понятия: опыт жизни и жизненный опыт.
Опыт жизни — витагенная информация, не прожитая человеком, связанная лишь с его осведомленностью и не имеющая для него достаточной ценности.
Жизненный опыт — витагенная информация, ставшая достоянием личности и отложенная в резервах долговременной памяти в состоянии постоянной готовности к актуализации (востребованию) в адекватных условиях. Это сплав мыслей, чувств, поступков, прожитых человеком и представляющих для него самодостаточную ценность.
Переход опыта жизни в жизненный опыт проходит через 3 стадии на 3 уровнях.
Стадии:
1. Первичное восприятие витагенной информации — недифференцированное .
2. Оценочно-фильтрующая — личность определяет значимость полученной информации.
3. Установочная — появляется установка на запоминание значимой для нее информации. Уровни усвоения:
- операционный (запоминание на всякий случай);
- функциональный (установка на более длительное запоминание с использованием в ситуациях выбора);
- базовый (установка на длительное запоминание, наиболее значимая для самореализации в образовании). Витагенная педагогика базируется на ряде принципов:
- Опора на жизненный опыт ученика — главный путь превращения знаний в ценность.
- Жизненный опыт дает личности возможность реализовать потенциальные возможности в образовательном процессе.
- Жизненный опыт должен использоваться многомерно.
- Актуализация интеллектуального потенциала ученика должна базироваться на самоуважении личности.374
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А.С. Белкин различает следующие технологии голографического метода в преподавании.
• Прием ретроспективного анализа жизненного опыта с раскрытием его связей в образовательном процессе. Применяется в случаях, когда необходимо использовать аналитические способности и умения учащихся.
Задача педагога -состоит в умении диагностировать степень расхождения (несовпадения, противоречия, неприятия) между вита-генными и Ъбразовательными знаниями и, опираясь на систему научных доказательств, раскрыть образовательную ценность жизненного опыта учащихся, т.е. добиться эффективности «операции сведения».
• Прием стартовой актуализации жизненного опыта учащихся заключается в том, что необходимо выяснить, каким запасом знаний на уровне обыденного сознания обладают учащиеся, прежде чем они получат необходимый запас образовательных (научных) знаний. Диагностика дает возможность создать психологическую установку на получение новой информации, использовать полученную информацию для создания проблемной ситуации.
Типичный вопрос: «Что вы знаете о...?».
Эффективность такого приема обеспечивается тремя основными условиями:
• соответствием поставленных задач на актуализацию жизненного опыта возрастным возможностям учащихся;
• форма актуализации также должна соответствовать возрастным возможностям учащихся;
• любая форма актуализации витагенного опыта учащихся должна сопровождаться ситуацией успеха и создавать у детей оптимистическую перспективу.
• Прием опережающей проекции преподавания предъявляет повышенные требования к инструментовке. Нельзя говорить: «Скоро вы узнаете что-то новое». Лучше сказать конкретно: «В следующий раз я вам расскажу о том-то, а вы постарайтесь представить себе, что вы знаете, слышали об этом, с чем вам приходилось сталкиваться в жизни».
• Прием дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели эффективен особенно в тех случаях, когда необходимо актуализировать не столько витагенные знания, сколько творческий потенциал личности, ее потребность в самореализации. Его формула: «Я предлагаю вам идею, незаконченное произведение, а ваша задача — дополнить, насытить содержанием, опираясь на свой жизненный опыт».
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
• Прием временной, пространственной, содержательной синхронизации образовательных проекций состоит в том, что дидактический материал излагается с раскрытием временных, пространственных, содержательных связей между фактами, событиями, явлениями, процессами. Синхронистические таблицы по истории, пространственные проекции в математике; взаимообусловленность химических, физических, физиологических процессов; картографические проекции, психофизиологические, психологические процессы и т.п. Формула этого приема: «Жизнь многомерна, и учебный материал необходимо воспринимать многомерно, тогда он будет необходим для жизни», В конечном итоге он воспитывает ценностное отношение к знанию,
• Прием витагенных аналогий в образовательных проекциях имеет формулу: «В жизни нет ничего такого, чего бы еще не было». На уроке литературы, например, учитель обращается к детям с вопросом: «Кто впервые дал описание русского бомжа? Образ русского рэкетира?». Ответ: «А.С. Пушкин в «Сказке о попе и работнике его Балде» сразу актуализирует это произведение, повышает мотивацию изучения классического произведения. То же можно сказать и о пьесе М. Горького «На дне», где философствующий Сатин сразу воспринимается как современный герой.
• Прием витагенного одухотворения объектов живой и неживой природы. Суть его в том, чтобы «очеловечить» объекты живой и неживой природы, приписывая им человеческие качества.
Технологическое значение приема заключается в том, что учащийся сам создает три проекции, обеспечивающие голографичес-кий взгляд: витагенную (от ученика), стереопроекцию (вектор от учителя), голографическую (вектор со стороны).
Приемы витагенного одухотворения:
• Л.Н. Толстой, «Холстомер». Мир людей глазами лошади.
• Серия мультфильмов «Ну, погоди!», «Маугли» и др.
- Технология творческого синтеза образовательных проекций. Смысл этого приема заключается в том, чтобы образовательный объект знания был предоставлен в проекциях голографии творчески преобразованными, интегрированными. Эта технология особенно оправдана в дисциплинах эстетического цикла. Учитель изобразительного искусства СШ № 120 г. Екатеринбурга Л.А. Банных предлагает следующий алгоритм этой технологии:
- демонстрация слайдов, картин, отражающих культуру народов различных эпох;
- демонстрация предметов материальной культуры;
- художественное изображение учащимися предметов материальной культуры любого исторического периода;376
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- творческая работа учащихся: из различных по характеру, содержанию, форме предметов и символов материальной культуры разных эпох и народов создать собственную художественную композицию, содержащую определенный историко-эсте-тический смысл.
- Технологию творческого моделирования идеальных образовательных объектов можно образно сравнить с газетной рубрикой «Если бы я был президентом...».
Смысл приема заключен в том, чтобы дать учащимся возможность построить в своем воображении идеальную модель образовательного объекта, материалами для которой послужили бы прежде всего витагенный опыт и информация, полученная в процессе обучения. Термин «идеальная» означает не совершенство, отсутствие недостатков, а лишь умозрительный, отключенный от реалий жизни проект, иллюстрирующий главную идею автора.
Алгоритм использования витагенных технологий на уроках человековедения представлен на рис. 21.
В зависимости от возраста учащихся уровни педагогического сотрудничества в системе «учитель — ученик» могут быть различными:
- Опека (дошкольный возраст).
- Наставничество (младший школьный возраст).
- Партнерство (младший школьный — младший подростковый).
- Сотрудничество (младший и старший подростковый возраст).
- Содружество (юношеский возраст).
Следует также оговориться, что перечисленные выше 7 витагенных технологий носят всеобщий характер. Каждая школа и каждый учитель должны осмысленно выбирать только то, что соответствует уровню развития детей, типу школы и характеру обслуживаемого социума. Для ростовской СШ № 2 художественно-эстетического профиля, являющейся базовой площадкой Ростовской государственной академии архитектуры и искусств, востребованными оказались следующие витагенные технологии:
- творческий синтез образовательных проекций, главная цель которого — формирование у учащихся художественного языка и образа эпохи, навыков ее многоаспектного изображения. В этом помогают различные технические средства обучения (кодоскоп, диапроектор, видео- и кинофильмы, слайды);
- творческое моделирование заданных образов. Например, учащиеся различными изобразительными средствами и техниками должны создать образ Весны, Юности, Матери-Родины, Победы и др.;
- витагенное одухотворение объектов живой и неживой природы. Например, на уроке литературы пишут сочинение на тему
I
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Трудящийся человек | ti | Духовно богатый человек | |||
^ | |||||
— Что такой труд? - Для чего трудится человек? — Меняет ли труд человека? бо/бо<Э:Труд должен приносить эезультат. Человек создает материальные ценности. 1 | — Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? — Всегда ли я поступаю по правилам поведения? Вывод: Нравственный человек живет согласно этическим | — Что выше: материальное или духовное? — Может ли другое животное создавать искусство? Вывод: Только человек создает искусство. Духовное г начало выше материального. | |||
нормам
Социальный человек
— Что общего между мной и другими людьми?
— Какое я занимаю место в обществе?
Вывод: Человек живет в обществе по законам общества.
Биологический человек
Умный | чело | ек |
'— Для чего мне нужны знания?
— Как человек добывает знания?
— Каким путем передает знания другим?
Вывод: Человек наделен мышлением и речью. Чем больше знает, тем богаче
|ОН.
Творческий человек
— Кто я такой, как человек? Животное или нет?
— Чем я отличаюсь от других животных?
Вывод: Человек — часть биологического мира.
- Знаю ли я свой организм?
- Как я берегу свое здоровье?
Вывод: Человек познает себя, чтобы сберечь себя. А значит, сберечь мир.
- Что значит творить?
- Чем отличается деятельность пчелы и паука от деятельности человека? Вывод: Творческая деятельность меняет человека.
Рис. 21. Технология витагенного обучения на уроках курса
«Человековедение» (автор — учитель СШ № 109 г. Екатеринбурга
В.В. Патракова)
«О чем поет лесной ручей?», «Что рассказала мне веселая синица?», «Откуда прилетел беснующийся ветер?» и др. Учащимся может быть дано домашнее задание (типа вузовской курсовой работы) на тему: «Я — старый дом», «Я — плакучая ива», «Я — степной орел». Вхождение ребенка в образ живой или неживой природы побуждает его искать в своей памяти мельчайшие детали виденного когда-то ранее, развивает его эмоциональную сферу, наблюдательность; иллюстрирование произведений художественной (и даже технической) литературы. В ростовской школе № 2 несколько лет назад шестиклассникам было предложено проиллюстрировать произведение И.С. Тургенева «Муму», выбрав любой фрагмент сюжета. Несмотря на усталость (синхронный урок литературы и изобразительного искусства длился 3 часа), дети настолько увлеклись работой, что просили продлить занятие еще на час378
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
для полного завершения работы. Итогом явилась выставка (все рисунки на ней были экспонированы по логике сюжета), которая могла бы стать украшением любого музея. Осенью 2000 г. учащиеся этой же школы создали макет космической станции, используя книгу «Станции в космосе», изданную АН СССР в 1960 г., и современные газетные публикации. Эта работа учащихся получила награду, заняв первое место на областном конкурсе художественного творчества;
• прием витагенного анализа. На уроке живописи учитель дает тему «Осень в городе» и предварительно — психо-эмоциональ-ную установку. На вопрос «Чем отличается осень в городе от осени в деревне или в лесу?» один из первоклассников отвечает: «Осенью в городе дворники много бранятся».
— Почему?
— Потому что много листвы подметать приходится, а в деревне и в лесу асфальт никто не подметает.
Так наблюдательность помогла малышу создать интересное произведение: «Осень в городе. Недовольный дворник»;
• прием дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели широко используется в курсе «История архитектуры» (раздел «Реставрация памятников архитектуры» (раздел «Реставрация памятников архитектуры»). Зная характерные черты и детали того или иного архитектурного стиля и даже наблюдая их на сохранившихся зданиях, ученик может воссоздать утраченные детали фасадов и интерьеров зданий и сооружений.
Многолетняя практика использования витагенных педагогических технологий в ростовской СШ № 2 показывает, что такие приемы помогают учителю сделать уроки интересными, повышают мотивацию обучения и способствуют учащимся в обретении себя. Обслуживая сложнейший социум (старые кварталы Ростова, настоящее «социальное дно»), где дети нередко не видят не только хорошей пищи, но и не знают доброго слова, СШ № 2 по своим академическим и творческим показателям является одной из ведущих не только в Кировском районе, но и в городе. С мая 2001 г. это образовательное учреждение стало школой-лабораторией Академии педагогических и социальных наук.
Исследования по педагогике «счастливых семей» доказывают, что не прерывается «связь времен» в тех случаях, когда опыт старшего поколения культивируется как ценность, а не как источник информации.
Академик А.С. Белкин выделил семь основных условий, обеспечивающих успешную передачу витагенного опыта одного поколе-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ния другому. Они определяются прежде всего типом взаимоотношений в семье: консультативный, партнерский, нейтральный, негативный, конфликтный.
Условие первое. Признание за детьми права на «суверенитет личности», т.е. права на ценностное отношение старших к жизненному опыту, право на тайну, на сокровенные движения чувств.
Условие второе. Выбор правильной педагогической позиции родителями, исключающей крайности педоцентризма или эгоцентризма, т.е. обеспечение процесса воспитывающей инверсии.
Условие третье. Ценностное отношение родителей к собственному витагенному опыту. Нахождение в нем гуманистических позитивно направленных тенденций. Раскрытие законов педагогической инверсии по формуле «Я добрый не потому, что добр, а потому, что делал добро».
Условие четвертое. Создание в семьях культа предков. Изучение генеалогии семей; беседы о добрых, известных делах старших поколений, почитание выдающихся представителей семейного клана.
Условие пятое. Постоянное информирование детей о собственных жизненных проблемах, о путях их решения. Выбор правильных акцентов изложения информации, т.е. без назидания, упреков, противопоставления.
Условие шестое. Включение детей в обсуждение существенных проблем семьи не только с правом совещательного, но и решающего голоса.
Условие седьмое. Постоянное взаимодействие с педагогическими коллективами дошкольных и школьных коллективов, воспитывающих уважительное отношение к опыту предшествующих поколений, в рамках образовательного процесса.
То есть жизненный опыт старшего поколения — непреходящая ценность семейного воспитания.
Этнокультурные технологии
Национальность проявляется в культурном творчестве.
С.Н. Булгаков
ТО. I. Общие соображения
Нарастающие интеграционные тенденции в рамках мирового сообщества, резко возросшее этническое самосознание все более акцентируют внимание на развитии национальных культур. Именно многообразие культур дает основание говорить о поликультурном380
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
образовании, органически связывающем все виды культур в едином видении.
Исследования показывают, что в основе тенденций гуманизации и возрастания роли этнических факторов лежат три основные причины их возникновения:
• осознание кризисного характера развития человеческой цивилизации, проявляющегося в обострении и актуализации целого ряда политических, экономических, национальных, духовно-нравственных и других проблем;
• переоценка исторического опыта и выработка новых, отвечающих современным требованиям человеческого общества культурно-ценностных ориентации развития, связанных с резким возрастанием роли антропоидных факторов в процессе дальнейшей эволюции планеты;
• интенсификация процесса познания и интеграция научного знания.
Однако разграничивать проблемы воспитания на этнические компоненты представляется нецелесообразным, поскольку воспитание — процесс интегрированный, направленный на формирование всесторонне развитой, планетарно значимой личности. Важно, чтобы национальное воспитание выступало не как результат процесса обучения, а как первоочередное средство приобщения к мировой культуре. Только гуманизация — гуманитаризация образования предоставляет широкие возможности для передачи подлинного этнокультурного плюрализма.
Необходимо реализовывать выстраданную человечеством прописную истину: культура — не технический прогресс, не танки, не самолеты и не сверхдальние ракеты, хотя и это значимо, а уровень развития нравственности, морали, зародившихся и развивавшихся на протяжении тысячелетий в лоне соответствующих цивилизаций.
В процессе этнопедагогизации школы доминирующее значение имеет учет психологических особенностей учащихся.
Этнопедагогическое обоснование воспитания — сложнейший процесс, и одним из его механизмов является внедрение в систему воспитания накопленных народом приемов и методов воспитания достойного члена общины, передаваемых из поколения в поколение и усваиваемых в конкретной жизненной действительности.
Этнопедагогика выражает освященный вековыми традициями взгляд на взаимоотношения природы, человека и общества. Следовательно, она выражает интересы всех слоев народа, его педагогические взгляды, педагогику семьи, рода, племени. Эта педагогика учитывает особенности национального характера, представления и взгляды на сущность воспитательного процесса, находящиеся на
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
уровне так называемого «обыденного сознания». Отсюда следует, что функция народной педагогики проявляется при решении практических воспитательных задач в повседневной жизни и способствует формированию в сознании людей различных аспектов умственной, нравственной, экологической, эстетической и физической культуры, трудовых навыков.
Например, формирование личности ребенка в якутских семьях осуществляется в соответствии с девятью положениями учения тайны:
- правильное движение;
- традиционное питание экологически чистыми продуктами Севера;
- умелая организация жизни;
- своевременное обучение;
- полезный отдых с преобладанием активных форм;
- доверительное отношение к людям;
- интеллектуальное развитие;
- традиционные верования;
- эффективная деятельность.
По существу, это главные направления самовоспитания. Эти направления эффективно передают молодому поколению саха (якутов) подлинные народные ценности жизни предков: изучение народного творчества, осуществление преемственности между поколениями, трансляция социального опыта предков, овладение знанием национальной и общечеловеческой культур.
У многих народов Кавказа сохранились традиции геронтотамии — обычай почитания старших, который играет важную роль и в нынешней общественной жизни. Например, у карачаевцев и балкар-цев высок был не только культ старших, но и младших. Особыми здесь являются отношения между отцами и детьми. Мудрость народа заключается не только в том, что сохраняется уважительное отношение младших к старшим. Отношение родителей, учителей к детям — подчеркнуто суровое, но бережное, внимательное, справедливое.
У балкарцев терпимость, миролюбие, ненасилие были важными нравственными качествами. Балкарцы говорят: «Мудрости и спокойствия основа — чистое золото». Их народная педагогика была ориентирована на воспитание квинтэссенции нравственности — «адамлыкъ» (человечность). Адамлыкъ ценился превыше всего. В это понятие включались благородство, справедливость, честность, сердечность, терпимость, честь, достоинство, безупречные манеры поведения.382
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
У карачаевцев и балкарцев широко развиты межэтнические браки, что также способствует дальнейшему развитию толерантности, восприятию культуры других этносов, уважение к людям другой национальности.
На протяжении веков все кавказские народы показали высокую толерантность в межнациональных отношениях, о чем свидетельствует полиэтнический состав населенных мест. Сторонники многих религиозных общин (сект) находили на Кавказе свою вторую родину. Пестрый в национальном отношении регион не знал крупных конфликтов.
Вдумаемся в слова великого русского мыслителя" И.А. Ильина: «Все люди непрерывно воспитывают друг друга, — хотят они этого или не хотят; сознают ли они это, или не осознают; умеют или не умеют; радеют или небрегут. Они воспитывают друг друга всяким проявлением своим; ответом или интонацией, улыбкой или ее отсутствием, приходом и уходом, восклицанием и умолчанием, просьбою и требованием, общением и бойкотом». В этих двух фразах сконцентрировано все многоцветье человеческих Отношений, которые испокон веков находились в центре внимания мудрецов.
Естественным образом тема человеческих взаимоотношений пронизывает устное народное творчество всех этносов на Земле. Колоссальный по объему фонд составляют пословицы и поговорки о чести и совести:
«Где страх, там и стыд» (армянская);
«Мой враг — моя совесть» (грузинская);
«В ком стыд, в том и совесть» (русская);
«Совесть — половина веры, а может быть, и вся» (азербайджанская).
Формирование позитивных качество личности — одна из ведущих тем фольклора:
«Кто меня хвалит — тот мой враг» (корейская);
«Хваленого берегись хуже хаяного» (русская);
«У кого много недостатков, тот легко находит их и у других» (адыго-абхазская);
«Венец мужества — скромность» (восточная мудрость).
Народная мудрость — неиссякаемый источник знания. У всех народов мира испокон веков воспитанием подрастающего поколения занимались бабушки и дедушки. Не случайно так высок авторитет пожилых людей и у христиан, и у иудеев, и у мусульман, и у буддистов, а значение старшего поколения в воспитании детей лучше всего отражено в адыго-абхазской пословице: «де нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи».
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
В свое время Альберт Энштейн писал: «Наука без религии ущербна, рели<