Обучение на интегративной основе

Только сознание общих задач и конечных идеалов делает человека стойким и последовательным.

С.Л. Франк

Массовый российский учитель узнал о возможности интеграции отдельных дисциплин после июля 1991 года, когда завершила рабо­ту Международная конференция преподавателей естественнонаучных дисциплин, проходившая в течение десяти дней на базе МГУ. В кон­ференции приняли участие 500 педагогов с американской стороны и столько же — с советской. Мы были немало удивлены отсутствием в США государственного стандарта на содержание образования и на­личием в аттестатах американских выпускников школ 15-16 дис­циплин (по сравнению с 22-24 дисциплинами в советских аттестатах368

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

зрелости). Они же, наоборот, были потрясены жестким стандартом советского среднего образования, единого по содержанию от Кали­нинграда до Анадыря и от Мурманска до Кушки.

Базисный учебный план, введенный в действие в 1993 году, пре­дусматривает теперь в учебном плане российской средней школы по­мимо инвариантной и вариативную часть в виде факультативов и обязательных занятий по выбору школы и региона (так называемый «школьный и региональный компонент»). Что же касается числа обя­зательных дисциплин, то оно осталось прежним почти повсеместно.

Попытка ввести интегрированные курсы «Мировая художествен­ная культура (МХК)» и «Естествознание» в массовой школе не при­несла успеха. Хотя в действующем «Базисном учебном плане» чет­ко указано, что образовательная область шире предметной, она воз­никает у общности нескольких предметных областей. Например, область «общество» включает историю и социальные дисциплины; область «Язык и литература» включает родной, русский и иност­ранный языки и литературу. На их стыке всегда формируется новое знание, совершенствуется и развивается личность.

Обучение на интегративной основе - student2.ru

Рис. 18. Образовательная область «Земля»

Обучение на интегративной основе - student2.ru

Рис. 19. Образовательная область «Язык и литература»

Общая «площадь», принадлежащая одновременно географии и экологии, составляет собственно интегрированную часть образова­тельной области «Земля», что может быть представлено, в частно­сти, интегрированными спецкурсами.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Общую интегрированную часть дает пересечение предметных об­ластей «Иностранный язык» и «Русский язык» в рамках образова­тельной области «Язык и литература». Интегрированная часть, по мнению профессора РГК В.Т. Фоменко, может быть представлена обобщенным грамматическим материалом, связанным отношением как подобия, так и различия.

Не только предметные области пересекаются внутри образова­тельных областей, но и сами образовательные области в большей или меньшей мере пересекаются между собой (либо каждая в це­лом, либо через пересечение отдельных входящих в них предме­тов). По-видимому, стратегические интеграционные процессы в бу­дущем будут идти по пути интеграции и образовательных областей. Примером интеграционной связи между различными образователь­ными областями может служить пересечение физики (образователь­ная область «Системы неживой природы») и химии (образователь­ная область «Вещество»). Аналогичным образом могут пересечься, образуя интегрированную часть содержания, экология (образователь­ная область «Земля») и химия (образовательная область «Вещество»).

Пересечься могут не две, а три и более учебных дисциплин. На­пример, литература, история и музыка. В результате может появить­ся интегрированный курс «История цивилизаций», который содер­жит части соответствующих образовательных областей — «Язык и литература», «Общество», «Искусство» (рис. 20).

Интегрированная часть

Обучение на интегративной основе - student2.ru

Рис. 20. Вариант интеграции нескольких образовательных областей

Интеграция же отдельных тем и уроков может, на первый взгляд, оказаться совершенно неожиданной. В средней школе № 83 г. Ростова-на-Дону к 300-летию российского флота на II ступени370

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

обучения был проведен цикл интегрированных уроков истории и математики.

В.Т. Фоменко выделил виды межпредметной интеграции по спо­собу развертывания содержания во времени. Она может быть «вер­тикальной», при которой логические и временные отношения не совпадают, и «горизонтальной», когда то же содержание выводится на один временной уровень. Примером «вертикальной» интеграции является такое изучение древнегреческой цивилизации в интегри­рованном jKypce «История цивилизаций», при котором в течение учебного дня рассматриваются вначале события истории Древней Греции, затем древнегреческая мифология и литература, после чего — скульптура и архитектура Древней Греции, а затем — древ­негреческая музыка. Такой опыт накоплен в школе № 9 г. Гуково Ростовской области. При «горизонтальной» интеграции указанные блоки всего модуля, связанного с древнегреческой цивилизацией, изучаются одновременно, параллельно, с различной степенью взаи­мопроникновения.

Особое значение имеет вопрос об уровнях интеграции. Она может быть достаточно выраженной, отличаться значительным взаимопро­никновением разнохарактерного содержания в новое качественное состояние. Интеграция может быть и весьма значительной, глубо­кой, характеризуемой новообразованием, полным слиянием разноха­рактерного содержания значительных объемов учебного материала. Примером может служить курс «Естествознание», являющийся кон­гломератом физики, химии, биологии, географии. По курсу естествоз­нания в Ростовском государственном педагогическом университете уже начата подготовка специалистов на физико-математическом фа­культете (специальность «Физика и естествознание»), в стране созда­ны учебники для 5-9 классов. Примером глубокой интеграции мо­жет служить и курс «Мировая художественная культура», вобрав­ший знания из области музыки, театра, кино, изобразительного искусства и частично — художественной литературы.

Межпредметная интеграция может тесно сочетаться и с внутри-предметной интеграцией, образуя единое научное поле. Внутрипред-метная интеграция направлена, прежде всего, на «спрессовывание» материала в крупные блоки и приводит к изменению структуры учебного дня (день математики, день литературы). Основанная на образовательной области межпредметная интеграция в состоянии существенно обогатить внутрипредметную интеграцию (день биоло­гии на английском языке, математическая неделя с выходом на другие учебные дисциплины).

В некоторых высших учебных заведениях пошли еще дальше: взамен школьной «недели математики» или «недели биологии» в

Обучение на интегративной основе - student2.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

вузах практикуют микросеместры продолжительностью 6-8 недель. В рамках микросеместров изучаются 2-3 учебные дисциплины, и он завершается микроэкзаменационной сессией. Возможна ли та­кая система обучения в средней школе? Ответить на этот вопрос невозможно, так как идея не проходила апробации. Априорно мож­но утверждать, что на уровне средней школы система микросемест­ров вряд ли буде оправдана, так как специфика детской психологии требует долговременного ритма усвоения.

В.Т. Фоменко тонко заметил, что характерные для современного образования процессы гуманизации, информатизации, экологизации, регионализации — не что иное, как интеграционные процессы.

Обобщая изложенное выше, можно выделить следующие вариан­ты функционирования учебного процесса на интегративной основе.

1. Интегрированный курс формируется из содержания предме­тов, входящих в одну и ту же образовательную область. При этом удельный вес содержания одного предмета не превалирует над со­держанием другого; обе научные дисциплины выступают на пари­тетных началах.

2. Интегрированный курс создается из содержания дисциплин, входящих в одну и ту же образовательную область или один и тот же образовательный блок, но на базе преимущественно какой-то одной предметной области.

3. Интегрированный курс создается из содержания дисциплин, входящих в различные, но близкие образовательные области и вы­ступающих «на равных».

4. Интегрированной курс создается на основе дисциплин из близ­ких образовательных областей, но один предмет сохраняет свою спе­цифику, а другие выступают в качестве вспомогательной основы.

5. В интегративной связи находятся предметы взаимно удален­ных образовательных областей и блоков, что присуще чаще всего варйативной части учебного плана и базируется на симультанном мышлении.

6. «Преломление» общеобразовательной дисциплины через при­зму специфики школы (в профильных школах).

Построение учебного процесса на интегративной основе не огра­ничивается интегрированными курсами. Интегрированные курсы — это высшая стадия «срастания» учебных дисциплин. Однако интег­рация может иметь и эпизодический характер, и неглубокую сте­пень выраженности.

Технология разработки класса межпредметных познавательных задач предполагает предварительное вычленение сквозных межпред­метных идей, в соответствии с каждой из которых и составляются задачи.372

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Межпредметные познавательные задачи — академическая струк­тура организации учебной деятельности учащихся. Ситуативные ме­тоды обучения обеспечивают нередко более естественное течение по­знавательных процессов, а как интегрирующее средство — облада­ют большими возможностями.

Витагенные технологии

Безжалостная действительность уничто­жает иллюзию.

В.Ф. Эрн

Актуализация витагенного опыта есть одновременно и прекрас­ный инструмент для организации образовательного процесса, кото­рый А.С. Белкин обозначил как голографический подход. Понятие голографии — физическое. Оно означает рассмотрение объекта в отраженном многомерном пространстве не менее чем в трех проек­циях.

Понятие голографии было использовано в онтопсихологии Анто-нио Менегетти в 1993 году. Он же ввел понятие «голографическое сознание»: «Каждая индивидуальность — это точка соединения мно­гочисленных векторов движения. Она рождается от взаимного рав­новесия, которое устанавливается на пересечении этих векторов... Мысль — это не что иное, как повторение, отражение энергии, на­правленной по вектору в одно место. В голографии важна целост­ность образа, его объемность».

А. Менегетти ввел понятие «голографическая ситуация», т.е. под­ход к ребенку не как ко взрослому человеку, а как к самости, когда он весь на виду, целостен, отдает себя каждому действию целиком. По его мнению, поведение ребенка до шести лет голографично.

Мы рассматриваем голографический метод проекции, который сочетает в себе как минимум три проекции с центронаправленными векторами. Витагенная проекция — это витагенная информация, востребованная учителем в процессе обучения для подготовки к из­ложению нового знания.

Вектор: ученик > знание > учитель.

Стереопроекция — информация, идущая от учителя, использу­ющего витагенную информацию учащихся.

Вектор: учитель > знание > ученик.

Голографическая проекция — информация, идущая от любого дополнительного источника: витагенный опыт других, книга, сред­ства массовой информации, научные данные, встречи со специалис­тами различных отраслей науки, произведения искусства и др.

Обучение на интегративной основе - student2.ru

¥

I:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Голографичеекий метод существует не только в процессе препо­давания, но и учения. Проекции в таких случаях также направле­ны на знания, но векторы несколько иные. Первая проекция (вита­генная) остается постоянной; вторая (стереопроекция) — знания, полученные из разных источников; голографическая проекция — мысленное моделирование знания, где источник его получения — познание, интеллектуальные потенции самой личности.

Выдающийся теоретик витагенной педагогики, академик Акаде­мии педагогических и социальных наук А.С. Белкин различает два понятия: опыт жизни и жизненный опыт.

Опыт жизни — витагенная информация, не прожитая челове­ком, связанная лишь с его осведомленностью и не имеющая для него достаточной ценности.

Жизненный опыт — витагенная информация, ставшая достоя­нием личности и отложенная в резервах долговременной памяти в состоянии постоянной готовности к актуализации (востребованию) в адекватных условиях. Это сплав мыслей, чувств, поступков, про­житых человеком и представляющих для него самодостаточную ценность.

Переход опыта жизни в жизненный опыт проходит через 3 ста­дии на 3 уровнях.

Стадии:

1. Первичное восприятие витагенной информации — недиффе­ренцированное .

2. Оценочно-фильтрующая — личность определяет значимость полученной информации.

3. Установочная — появляется установка на запоминание значи­мой для нее информации. Уровни усвоения:

- операционный (запоминание на всякий случай);

- функциональный (установка на более длительное запомина­ние с использованием в ситуациях выбора);

- базовый (установка на длительное запоминание, наиболее зна­чимая для самореализации в образовании). Витагенная педагогика базируется на ряде принципов:

- Опора на жизненный опыт ученика — главный путь превра­щения знаний в ценность.

- Жизненный опыт дает личности возможность реализовать по­тенциальные возможности в образовательном процессе.

- Жизненный опыт должен использоваться многомерно.

- Актуализация интеллектуального потенциала ученика долж­на базироваться на самоуважении личности.374

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А.С. Белкин различает следующие технологии голографического метода в преподавании.

• Прием ретроспективного анализа жизненного опыта с рас­крытием его связей в образовательном процессе. Применяется в слу­чаях, когда необходимо использовать аналитические способности и умения учащихся.

Задача педагога -состоит в умении диагностировать степень рас­хождения (несовпадения, противоречия, неприятия) между вита-генными и Ъбразовательными знаниями и, опираясь на систему на­учных доказательств, раскрыть образовательную ценность жизнен­ного опыта учащихся, т.е. добиться эффективности «операции сведения».

• Прием стартовой актуализации жизненного опыта учащихся заключается в том, что необходимо выяснить, каким запасом зна­ний на уровне обыденного сознания обладают учащиеся, прежде чем они получат необходимый запас образовательных (научных) знаний. Диагностика дает возможность создать психологическую установку на получение новой информации, использовать получен­ную информацию для создания проблемной ситуации.

Типичный вопрос: «Что вы знаете о...?».

Эффективность такого приема обеспечивается тремя основными условиями:

• соответствием поставленных задач на актуализацию жизнен­ного опыта возрастным возможностям учащихся;

• форма актуализации также должна соответствовать возраст­ным возможностям учащихся;

• любая форма актуализации витагенного опыта учащихся дол­жна сопровождаться ситуацией успеха и создавать у детей оптимистическую перспективу.

• Прием опережающей проекции преподавания предъявляет по­вышенные требования к инструментовке. Нельзя говорить: «Скоро вы узнаете что-то новое». Лучше сказать конкретно: «В следующий раз я вам расскажу о том-то, а вы постарайтесь представить себе, что вы знаете, слышали об этом, с чем вам приходилось сталкивать­ся в жизни».

• Прием дополнительного конструирования незаконченной об­разовательной модели эффективен особенно в тех случаях, когда необходимо актуализировать не столько витагенные знания, сколь­ко творческий потенциал личности, ее потребность в самореализа­ции. Его формула: «Я предлагаю вам идею, незаконченное произве­дение, а ваша задача — дополнить, насытить содержанием, опира­ясь на свой жизненный опыт».

Обучение на интегративной основе - student2.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

• Прием временной, пространственной, содержательной синх­ронизации образовательных проекций состоит в том, что дидакти­ческий материал излагается с раскрытием временных, простран­ственных, содержательных связей между фактами, событиями, яв­лениями, процессами. Синхронистические таблицы по истории, пространственные проекции в математике; взаимообусловленность химических, физических, физиологических процессов; картографи­ческие проекции, психофизиологические, психологические процес­сы и т.п. Формула этого приема: «Жизнь многомерна, и учебный материал необходимо воспринимать многомерно, тогда он будет не­обходим для жизни», В конечном итоге он воспитывает ценностное отношение к знанию,

• Прием витагенных аналогий в образовательных проекциях имеет формулу: «В жизни нет ничего такого, чего бы еще не было». На уроке литературы, например, учитель обращается к детям с воп­росом: «Кто впервые дал описание русского бомжа? Образ русского рэкетира?». Ответ: «А.С. Пушкин в «Сказке о попе и работнике его Балде» сразу актуализирует это произведение, повышает мотивацию изучения классического произведения. То же можно сказать и о пье­се М. Горького «На дне», где философствующий Сатин сразу воспри­нимается как современный герой.

• Прием витагенного одухотворения объектов живой и неживой природы. Суть его в том, чтобы «очеловечить» объекты живой и не­живой природы, приписывая им человеческие качества.

Технологическое значение приема заключается в том, что уча­щийся сам создает три проекции, обеспечивающие голографичес-кий взгляд: витагенную (от ученика), стереопроекцию (вектор от учителя), голографическую (вектор со стороны).

Приемы витагенного одухотворения:

• Л.Н. Толстой, «Холстомер». Мир людей глазами лошади.

• Серия мультфильмов «Ну, погоди!», «Маугли» и др.

- Технология творческого синтеза образовательных проекций. Смысл этого приема заключается в том, чтобы образовательный объект знания был предоставлен в проекциях голографии творчес­ки преобразованными, интегрированными. Эта технология особен­но оправдана в дисциплинах эстетического цикла. Учитель изобра­зительного искусства СШ № 120 г. Екатеринбурга Л.А. Банных предлагает следующий алгоритм этой технологии:

- демонстрация слайдов, картин, отражающих культуру наро­дов различных эпох;

- демонстрация предметов материальной культуры;

- художественное изображение учащимися предметов матери­альной культуры любого исторического периода;376

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

- творческая работа учащихся: из различных по характеру, со­держанию, форме предметов и символов материальной куль­туры разных эпох и народов создать собственную художествен­ную композицию, содержащую определенный историко-эсте-тический смысл.

- Технологию творческого моделирования идеальных образо­вательных объектов можно образно сравнить с газетной рубрикой «Если бы я был президентом...».

Смысл приема заключен в том, чтобы дать учащимся возмож­ность построить в своем воображении идеальную модель образова­тельного объекта, материалами для которой послужили бы прежде всего витагенный опыт и информация, полученная в процессе обу­чения. Термин «идеальная» означает не совершенство, отсутствие недостатков, а лишь умозрительный, отключенный от реалий жиз­ни проект, иллюстрирующий главную идею автора.

Алгоритм использования витагенных технологий на уроках че­ловековедения представлен на рис. 21.

В зависимости от возраста учащихся уровни педагогического со­трудничества в системе «учитель — ученик» могут быть различными:

- Опека (дошкольный возраст).

- Наставничество (младший школьный возраст).

- Партнерство (младший школьный — младший подростковый).

- Сотрудничество (младший и старший подростковый возраст).

- Содружество (юношеский возраст).

Следует также оговориться, что перечисленные выше 7 витаген­ных технологий носят всеобщий характер. Каждая школа и каж­дый учитель должны осмысленно выбирать только то, что соответ­ствует уровню развития детей, типу школы и характеру обслужива­емого социума. Для ростовской СШ № 2 художественно-эстетического профиля, являющейся базовой площадкой Ростовской государствен­ной академии архитектуры и искусств, востребованными оказались следующие витагенные технологии:

- творческий синтез образовательных проекций, главная цель которого — формирование у учащихся художественного язы­ка и образа эпохи, навыков ее многоаспектного изображения. В этом помогают различные технические средства обучения (кодоскоп, диапроектор, видео- и кинофильмы, слайды);

- творческое моделирование заданных образов. Например, уча­щиеся различными изобразительными средствами и техника­ми должны создать образ Весны, Юности, Матери-Родины, Победы и др.;

- витагенное одухотворение объектов живой и неживой приро­ды. Например, на уроке литературы пишут сочинение на тему

Обучение на интегративной основе - student2.ru

I

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Трудящийся человек   ti       Духовно богатый человек  
^            
— Что такой труд? - Для чего трудится человек? — Меняет ли труд человека? бо/бо<Э:Труд должен приносить эезультат. Человек создает материальные ценности. 1   — Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? — Всегда ли я поступаю по правилам поведения? Вывод: Нравственный человек живет согласно этическим   — Что выше: материальное или духовное? — Может ли другое животное создавать искусство? Вывод: Только человек создает искусство. Духовное г начало выше материального.  
           

нормам

Социальный человек

— Что общего между мной и другими людьми?

— Какое я занимаю место в обществе?

Вывод: Человек живет в обществе по законам общества.

Биологический человек

Обучение на интегративной основе - student2.ru

Умный   чело   ек  

'— Для чего мне нужны знания?

— Как человек добывает знания?

— Каким путем передает знания другим?

Вывод: Человек наделен мышлением и речью. Чем больше знает, тем богаче

|ОН.

Творческий человек

— Кто я такой, как человек? Животное или нет?

— Чем я отличаюсь от других животных?

Вывод: Человек — часть биологического мира.

- Знаю ли я свой организм?

- Как я берегу свое здоровье?

Вывод: Человек познает себя, чтобы сберечь себя. А значит, сберечь мир.

- Что значит творить?

- Чем отличается деятельность пчелы и паука от деятельности человека? Вывод: Творческая деятельность меняет человека.

Рис. 21. Технология витагенного обучения на уроках курса

«Человековедение» (автор — учитель СШ № 109 г. Екатеринбурга

В.В. Патракова)

«О чем поет лесной ручей?», «Что рассказала мне веселая си­ница?», «Откуда прилетел беснующийся ветер?» и др. Уча­щимся может быть дано домашнее задание (типа вузовской курсовой работы) на тему: «Я — старый дом», «Я — плаку­чая ива», «Я — степной орел». Вхождение ребенка в образ живой или неживой природы побуждает его искать в своей памяти мельчайшие детали виденного когда-то ранее, разви­вает его эмоциональную сферу, наблюдательность; иллюстрирование произведений художественной (и даже тех­нической) литературы. В ростовской школе № 2 несколько лет назад шестиклассникам было предложено проиллюстрировать произведение И.С. Тургенева «Муму», выбрав любой фрагмент сюжета. Несмотря на усталость (синхронный урок литературы и изобразительного искусства длился 3 часа), дети настолько увлеклись работой, что просили продлить занятие еще на час378

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

для полного завершения работы. Итогом явилась выставка (все рисунки на ней были экспонированы по логике сюжета), кото­рая могла бы стать украшением любого музея. Осенью 2000 г. учащиеся этой же школы создали макет косми­ческой станции, используя книгу «Станции в космосе», изданную АН СССР в 1960 г., и современные газетные публикации. Эта рабо­та учащихся получила награду, заняв первое место на областном конкурсе художественного творчества;

• прием витагенного анализа. На уроке живописи учитель дает тему «Осень в городе» и предварительно — психо-эмоциональ-ную установку. На вопрос «Чем отличается осень в городе от осени в деревне или в лесу?» один из первоклассников отвеча­ет: «Осенью в городе дворники много бранятся».

— Почему?

— Потому что много листвы подметать приходится, а в деревне и в лесу асфальт никто не подметает.

Так наблюдательность помогла малышу создать интересное про­изведение: «Осень в городе. Недовольный дворник»;

• прием дополнительного конструирования незаконченной об­разовательной модели широко используется в курсе «Исто­рия архитектуры» (раздел «Реставрация памятников архитек­туры» (раздел «Реставрация памятников архитектуры»). Зная характерные черты и детали того или иного архитектурного стиля и даже наблюдая их на сохранившихся зданиях, уче­ник может воссоздать утраченные детали фасадов и интерье­ров зданий и сооружений.

Многолетняя практика использования витагенных педагогичес­ких технологий в ростовской СШ № 2 показывает, что такие при­емы помогают учителю сделать уроки интересными, повышают мо­тивацию обучения и способствуют учащимся в обретении себя. Об­служивая сложнейший социум (старые кварталы Ростова, настоящее «социальное дно»), где дети нередко не видят не только хорошей пищи, но и не знают доброго слова, СШ № 2 по своим академичес­ким и творческим показателям является одной из ведущих не толь­ко в Кировском районе, но и в городе. С мая 2001 г. это образова­тельное учреждение стало школой-лабораторией Академии педаго­гических и социальных наук.

Исследования по педагогике «счастливых семей» доказывают, что не прерывается «связь времен» в тех случаях, когда опыт стар­шего поколения культивируется как ценность, а не как источник информации.

Академик А.С. Белкин выделил семь основных условий, обеспе­чивающих успешную передачу витагенного опыта одного поколе-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ния другому. Они определяются прежде всего типом взаимоотноше­ний в семье: консультативный, партнерский, нейтральный, нега­тивный, конфликтный.

Условие первое. Признание за детьми права на «суверенитет лич­ности», т.е. права на ценностное отношение старших к жизненному опыту, право на тайну, на сокровенные движения чувств.

Условие второе. Выбор правильной педагогической позиции ро­дителями, исключающей крайности педоцентризма или эгоцентриз­ма, т.е. обеспечение процесса воспитывающей инверсии.

Условие третье. Ценностное отношение родителей к собственно­му витагенному опыту. Нахождение в нем гуманистических пози­тивно направленных тенденций. Раскрытие законов педагогичес­кой инверсии по формуле «Я добрый не потому, что добр, а потому, что делал добро».

Условие четвертое. Создание в семьях культа предков. Изучение генеалогии семей; беседы о добрых, известных делах старших поко­лений, почитание выдающихся представителей семейного клана.

Условие пятое. Постоянное информирование детей о собствен­ных жизненных проблемах, о путях их решения. Выбор правиль­ных акцентов изложения информации, т.е. без назидания, упреков, противопоставления.

Условие шестое. Включение детей в обсуждение существенных проблем семьи не только с правом совещательного, но и решающего голоса.

Условие седьмое. Постоянное взаимодействие с педагогическими коллективами дошкольных и школьных коллективов, воспитываю­щих уважительное отношение к опыту предшествующих поколе­ний, в рамках образовательного процесса.

То есть жизненный опыт старшего поколения — непреходящая ценность семейного воспитания.

Этнокультурные технологии

Национальность проявляется в культурном творчестве.

С.Н. Булгаков

ТО. I. Общие соображения

Нарастающие интеграционные тенденции в рамках мирового со­общества, резко возросшее этническое самосознание все более ак­центируют внимание на развитии национальных культур. Именно многообразие культур дает основание говорить о поликультурном380

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

образовании, органически связывающем все виды культур в едином видении.

Исследования показывают, что в основе тенденций гуманизации и возрастания роли этнических факторов лежат три основные при­чины их возникновения:

• осознание кризисного характера развития человеческой ци­вилизации, проявляющегося в обострении и актуализации це­лого ряда политических, экономических, национальных, ду­ховно-нравственных и других проблем;

• переоценка исторического опыта и выработка новых, отвеча­ющих современным требованиям человеческого общества куль­турно-ценностных ориентации развития, связанных с резким возрастанием роли антропоидных факторов в процессе даль­нейшей эволюции планеты;

• интенсификация процесса познания и интеграция научного знания.

Однако разграничивать проблемы воспитания на этнические ком­поненты представляется нецелесообразным, поскольку воспитание — процесс интегрированный, направленный на формирование всесто­ронне развитой, планетарно значимой личности. Важно, чтобы наци­ональное воспитание выступало не как результат процесса обучения, а как первоочередное средство приобщения к мировой культуре. Толь­ко гуманизация — гуманитаризация образования предоставляет ши­рокие возможности для передачи подлинного этнокультурного плю­рализма.

Необходимо реализовывать выстраданную человечеством пропис­ную истину: культура — не технический прогресс, не танки, не самолеты и не сверхдальние ракеты, хотя и это значимо, а уровень развития нравственности, морали, зародившихся и развивавшихся на протяжении тысячелетий в лоне соответствующих цивилизаций.

В процессе этнопедагогизации школы доминирующее значение имеет учет психологических особенностей учащихся.

Этнопедагогическое обоснование воспитания — сложнейший про­цесс, и одним из его механизмов является внедрение в систему вос­питания накопленных народом приемов и методов воспитания дос­тойного члена общины, передаваемых из поколения в поколение и усваиваемых в конкретной жизненной действительности.

Этнопедагогика выражает освященный вековыми традициями взгляд на взаимоотношения природы, человека и общества. Следо­вательно, она выражает интересы всех слоев народа, его педагоги­ческие взгляды, педагогику семьи, рода, племени. Эта педагогика учитывает особенности национального характера, представления и взгляды на сущность воспитательного процесса, находящиеся на

Обучение на интегративной основе - student2.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

уровне так называемого «обыденного сознания». Отсюда следует, что функция народной педагогики проявляется при решении прак­тических воспитательных задач в повседневной жизни и способствует формированию в сознании людей различных аспектов умственной, нравственной, экологической, эстетической и физической культу­ры, трудовых навыков.

Например, формирование личности ребенка в якутских семьях осуществляется в соответствии с девятью положениями учения тайны:

- правильное движение;

- традиционное питание экологически чистыми продуктами Севера;

- умелая организация жизни;

- своевременное обучение;

- полезный отдых с преобладанием активных форм;

- доверительное отношение к людям;

- интеллектуальное развитие;

- традиционные верования;

- эффективная деятельность.

По существу, это главные направления самовоспитания. Эти на­правления эффективно передают молодому поколению саха (яку­тов) подлинные народные ценности жизни предков: изучение на­родного творчества, осуществление преемственности между поколе­ниями, трансляция социального опыта предков, овладение знанием национальной и общечеловеческой культур.

У многих народов Кавказа сохранились традиции геронтотамии — обычай почитания старших, который играет важную роль и в ны­нешней общественной жизни. Например, у карачаевцев и балкар-цев высок был не только культ старших, но и младших. Особыми здесь являются отношения между отцами и детьми. Мудрость наро­да заключается не только в том, что сохраняется уважительное от­ношение младших к старшим. Отношение родителей, учителей к детям — подчеркнуто суровое, но бережное, внимательное, справед­ливое.

У балкарцев терпимость, миролюбие, ненасилие были важными нравственными качествами. Балкарцы говорят: «Мудрости и спо­койствия основа — чистое золото». Их народная педагогика была ориентирована на воспитание квинтэссенции нравственности — «адамлыкъ» (человечность). Адамлыкъ ценился превыше всего. В это понятие включались благородство, справедливость, честность, сердечность, терпимость, честь, достоинство, безупречные манеры поведения.382

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

У карачаевцев и балкарцев широко развиты межэтнические бра­ки, что также способствует дальнейшему развитию толерантности, восприятию культуры других этносов, уважение к людям другой национальности.

На протяжении веков все кавказские народы показали высокую толерантность в межнациональных отношениях, о чем свидетель­ствует полиэтнический состав населенных мест. Сторонники мно­гих религиозных общин (сект) находили на Кавказе свою вторую родину. Пестрый в национальном отношении регион не знал круп­ных конфликтов.

Вдумаемся в слова великого русского мыслителя" И.А. Ильина: «Все люди непрерывно воспитывают друг друга, — хотят они этого или не хотят; сознают ли они это, или не осознают; умеют или не умеют; радеют или небрегут. Они воспитывают друг друга всяким проявлением своим; ответом или интонацией, улыбкой или ее от­сутствием, приходом и уходом, восклицанием и умолчанием, просьбою и требованием, общением и бойкотом». В этих двух фра­зах сконцентрировано все многоцветье человеческих Отношений, которые испокон веков находились в центре внимания мудрецов.

Естественным образом тема человеческих взаимоотношений про­низывает устное народное творчество всех этносов на Земле. Колос­сальный по объему фонд составляют пословицы и поговорки о чес­ти и совести:

«Где страх, там и стыд» (армянская);

«Мой враг — моя совесть» (грузинская);

«В ком стыд, в том и совесть» (русская);

«Совесть — половина веры, а может быть, и вся» (азербайджан­ская).

Формирование позитивных качество личности — одна из веду­щих тем фольклора:

«Кто меня хвалит — тот мой враг» (корейская);

«Хваленого берегись хуже хаяного» (русская);

«У кого много недостатков, тот легко находит их и у других» (адыго-абхазская);

«Венец мужества — скромность» (восточная мудрость).

Народная мудрость — неиссякаемый источник знания. У всех народов мира испокон веков воспитанием подрастающего поколе­ния занимались бабушки и дедушки. Не случайно так высок авто­ритет пожилых людей и у христиан, и у иудеев, и у мусульман, и у буддистов, а значение старшего поколения в воспитании детей луч­ше всего отражено в адыго-абхазской пословице: «де нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи».

Обучение на интегративной основе - student2.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В свое время Альберт Энштейн писал: «Наука без религии ущерб­на, рели<

Наши рекомендации