Теория и практика организации обучения на интегративной основе.

Современные концепции образования, направленные на реализацию гуманистической образовательной парадигмы, ориентируют на целостное развитие человека, раскрытие качественного своеобразия его творческой индивидуальности. В соответствии с этим современные требования к развитию педагогических технологий выдвигает на первый план необходимость пересмотра и изменения традиционно сложившихся способов преподавания наук как набора практически не связанных между собой отдельных дисциплин. Появляются тенденции к широкой интеграции в содержании и структуре образовательного процесса, что проявляется в нескольких взаимосвязанных аспектах: в научных исследованиях на первый план все более выдвигается анализ всех процессов в природе и обществе как сложных взаимосвязанных аспектах: в научных исследованиях на первый план все более выдвигается анализ всех процессов в природе и обществе как сложных взаимосвязей; в практике все больше усиливается тенденция к синтезу знаний, их взаимопроникновению.

Интеграция (согласно толковому словарю Д. Н. Ушакова) – объединение в целое каких-нибудь частей или элементов в процессе развития. Педагогическая интеграция – это разновидность научной интеграции, осуществляемая в рамках педагогической теории и практики (по В. С. Безруковой). Разработке отдельных аспектов проблемы педагогической интеграции посвящены исследования А.С. Белкина, М.Н. Берулава, Н.В. Василенко, А.Я. Данилюка, Г.М. Доброва, В.И. Загвязинского, И.Д. Зверева, Г.И. Ибрагимова, Ю.А. Кустова, Б.М. Кедрова, В.С. Леднева, В.И. Максимовой, В. Т. Фоменко, И.П. Яковлева и др.

Интегратизм (согласно В.А. Энгельбардта) – путь от простого к сложному в познании явлений. Ученый определил три ступени интеграции частей и целого: а) возникновение системы связей между частями; б) утрата между частями своих первоначальных идентификационных качеств при вхождении в состав целого; в) появление у возникающей целостности новых свойств, обусловленных как свойствами частей, так и возникновением новых систем межчастных связей.

«Паспортные характеристики интегративного процесса» в педагогике (по Ю.С. Тюнникову): 1) целевые характеристики; 2) содержательные характеристики; 3) уровни интегративного процесса; 4) масштаб интегративного процесса; 5) формы интегративного процесса. Автором выводятся «процедурные характеристики» интеграционного процесса как «совокупность средства, приемов, форм организации, посредством которых данный интегративный процесс осуществляется. В работах В.С. Безруковой «Педагогическая интеграция: сущность, состав, реализация». В ней, предпринята попытка «реструктуризации» философского понятия «интеграция», разработаны подходы к созданию тезауруса педагогической интеграции; проведена идентификация категории интеграции относительно понятий взаимосвязи, дифференциации, синтеза.

В работах В.И. Загвязинского разработаны основные положения концепции внутрипредметной интеграции педагогического знания: определены ее факторы, принципы построения интегративных педагогических концепций, исходные идеи, составляющие ядро общей педагогики и направления ее развития. Концепция интеграции общего и профессионального образования предложена в работах М.Н. Берулавы. С его точки зрения «интеграция содержания образования выражает единство содержательных и процессуальных сторон и имеет отношение ко всем уровням содержания образования – общетеоретического представления, учебного материала, учебного предмета, педагогической действительности, личности.

А.Я. Данилюк формирует три принципа, определяющих организацию образовательных систем на интегративной основе: диалектическое единство интеграции и дифференциации, антропоцентризм, культуросообразность. В научно-педагогической литературе имеется опыт выделения «сущностных признаков интегративного процесса» (Ю.С.Тюнников): 1) интеграция строится на взаимодействии разнородных, ранее разобщенных элементов; 2) интеграция связана с количественными и качественными преобразованиями взаимодействующих элементов; 3) интегративный процесс имеет свою логико-содержательную основу; 4) интегративный процесс имеет собственную структуру; 5) педагогическая направленность и относительная самостоятельность интегративного процесса.

В качестве интегративных форм педагогической интеграции выступает предлагаемые Ю.С. Тюнниковым «формы интегративного процесса»: предметно-образная форма интеграции; понятийная форма; мировоззренческая; концептуальная.

В разработанной А.Я. Данилюком теории интеграции образования, дается определение понятию «интегральное пространство» - это особая образовательная система, в которой возможен систематический перевод учебной информации на языки различных наук и искусств.

Таким образом, анализ проблемы интеграции в образовании позволяет сделать вывод, что организация учебного процесса на интегративной основе может стать средством формирования у личности системной картины мира, активизации их интеллектуальной и личностной сферы, целостного развития личности. Это происходит за счет включения одного предметного знания через другие предметные и образовательные области в личностно-смысловой контекст, наполняя предметные знания новым содержанием, раскрытием многомерности предмета.

1.3.Интеграция высшей школы и семьи на основе культурных традиций воспитания детей в контексте глобального образования.

К началу ХХI века научно-технический прогресс привел к быстро развивающимся процессам глобализации, что обусловило вхождение в мир высоких технологий и Интернет, понятий «глобальная экономика», «глобальная экология», «глобальное образование» и др. М.Уотерс определил глобализацию как «социальный процесс, в котором ограничения, налагаемые географией на социальное и культурное устройство, ослабевают и в котором люди это ослабление все больше осознают». Американский Форум «Глобальное образование» и ЮНЕСКО провели международную конференцию «Bridges to the Future» («Мосты в будущее»), где определили роль и основные направления развития Глобального образования в 21 веке. Глобальное образование в развитии человечества: выступает наиболее эффективным средством позитивного развития процессов глобализации (только образованное общество может разумно противопоставить позитивные процессы - негативным); обеспечивает активное участие мировой науки и общественности в управлении миром в новом тысячелетии; определяет пути выживания – развитие, совершенствование, просвещение, гуманизация, интеграция или невежество и агрессия; определяет будущее каждой страны в отдельности и планеты в целом; решает задачи воспитания образованной и ответственной личности, способной обеспечить не только собственное жизнетворчество, но и разумную жизнедеятельность других людей; обеспечивает получение комплекса экологических, экономических и юридических знаний и рациональное их использование как инструмент непрерывного самообразования; открывает огромный мир информации и дает большие возможности для успешной и компетентной деятельности на мировом уровне, стать «человеком мира»; призвано обеспечить подготовку человека к жизни в тревожном, быстро меняющемся и взаимозависимом мире, к решению нарастающих глобальных проблем образования; обеспечивает международную интеграцию ценностей за счет согласованной международной образовательной политики взаимного сближения, взаимодополняемости и взаимозависимости национальных образовательных систем, синхронизации действий, достигаемой на основе регулирования их наднациональными институтами; постепенное перерастание национальными образовательными системами своих государственных рамок и зарождение тенденций к формированию единого образовательного пространства как наиболее эффективной формы реализации задач будущего (А. Лиферов).

Направления содержания и уровни глобального образования: направления (Kniep,1989): изучение систем (экономических, политических, экологических, технологических, образовательных, семейных), изучение гуманитарных ценностей (общих и различных), изучение универсальных проблем (война и мир, права человека, окружающая среда), изучение глобальной истории (развитие глобальной системы, гуманитарных ценностей).

Уровниприменения понятия «глобальное образование»: на уровне глобальной мегасистемы (планетарном), то есть на уровне взаимодействия и взаимообогащения национальных образовательных систем, межгосударственных, межрегиональных связей и международного сотрудничества, на уровне конкретных образовательных систем (школ и классов, образовательных центров, университетов и т.д.), позволяющих осознавать содержание интернационального (международного) образования, которое развивает планетарное мышление и сознание, и организует процесс обучения в соответствии с современными образовательными стандартами, новыми информационными и обучающими технологиями. на уровне мегасистемы - как совокупности множества национальных образовательных пространств и систем, где задаются и реализуются цели национальной и мировой образовательной политики, где функционируют специфические связи и отношения между государствами и их образовательными системами, направленные на всемерное расширение возможностей развития личности.

Изменение обучения в контексте глобальных образовательных тенденций, которые получили название «мегатенденций» (М.Кларин). К их числу относятся: массовый характер образования и его непрерывность как новое качество, значимость как для индивида, так и для общественных ожиданий и норм, ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности, адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности, ориентация обучения на личность обучающегося, обеспечение возможностей ее самораскрытия.

Роль Глобального образования в реформировании образования в России: поиск новых подходов к обучению мыслить и действовать в новых условиях; развитие нового образа мышления и нового стиля жизни будущих поколений (теория критического мышления); поиск нестандартных ответов в исследовательской деятельности, которые способствуют развитию творчества, самостоятельности, профессионализма и ответственности - личностных качеств, столь необходимых в современных социокультурных условиях; развитие потребности в изучении, как мирового передового педагогического опыта, так и индивидуального стиля деятельности.

Личность педагога в Глобальном образовании: носитель культуры и её творца, преемника и создателя мирового педагогического опыта; творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением; создатель многовариативных программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые технологии обучения, интерпретирующий их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии; человек, обладающий системой интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, социальной действительности и педагогической деятельности; педагог, способный работать с отдельной личностью, с группой обучающихся, взаимодействовать с родителями, работать в команде, в профессиональном сообществе.

В содержании педагогического образования, исключая социальную педагогику, весьма поверхностно раскрываются такие типы семей, как неполные, многодетные, замещающие, студенческая и др. Ценность семьи в современном глобальном мире определяется значимостью и ответственностью родителей в установлении системы «мать-дитя», определяющей основы здоровья малыша и здорового пространства жизнедеятельности и воспитаниями его личности. Родитель определяется как носитель социокультурного опыта человека, несущий государственную и моральную ответственность за обеспечение счастливого и безопасного детства как жизненно значимого детско-взрослого пространства, где развивается индивидуальность ребенка и осуществляется процесс воспитания.

Обществом принят ряд нормативных документов – Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Семейный кодекс РФ, Программа «Дети России», Концепция демографической политики РФ, которые провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Материнство, отцовство, детство и семья находятся под защитой государства, которое оказывает государственную помощь семьям и детям, поддерживает институт семьи и брака, определяет приоритетные направления семейной политики.

Система высшего педагогического образования призвана решать ряд задач: психолого-педагогическое сопровождение и поддержка ребенка и семьи; содействие стабилизации семейно-брачных отношений; формирование престижа семейных ценностей; содействие адаптации семей различных типов к происходящим социально-экономическим и культурным переменам; оказывать помощь в формировании родительской культуры в развитии, воспитании и образовании детей; актуализировать потенциал семьи в содержательном и ценностно-смысловом плане для обеспечения личностного взаимодействия с ребенком; стимулировать потребность в самообразовании и самореализации родителей как воспитателей собственных детей; формировать образ матери и отца как субъектов личностного, социокультурного и образовательного пространства, несущих ответственность за сохранение жизни, здоровья ребенка, его воспитание и образование; воспитать ответственность за взращивание здорового поколения и становление национального генофонда России; способствовать освоению педагогических компетенций родителями, изменяющих их ценностно-смысловое сознание, отношение к ребенку, открывающих новые смыслы их жизни для семьи и общества; формировать опыт сознательного и ответственного родительства, проявляющегося в терпении и уважительном отношении к ребенку, в поддержке его адекватной самооценки, чувства достоинства и самоуважения, уверенность и самостоятельность.

Глобальное образование диктует необходимость разработки профессионально-педагогических компетенций, позволяющих выпускникам вуза быть гибкими и мобильными в образовательной и социокультурных средах. Педагогические компетенции выпускников высшей школы в сфере работы с различными типами семей. Компетенции открывают педагогу новую сферу педагогического знания; создают предпосылки для конкурентности на рынке образовательных услуг; обеспечивают условия для самовоспитания образа будущего родителя, несущего ответственность за свое здоровье и здоровье будущего поколения, осознавая значимость пренатального периода развития ребенка. Приобретение студентами педагогического опыта общения с родителями расширяет профессиональные, социальные и личностные функции в процессе коммуникаций с ними.

Педагогическое образование, развивающееся в контексте глобального образования, можно определить как воспроизводство опережающих знаний, морали, добродетелей, идеалов матери, отца, педагога. Освоение выпускниками высшей школы новых педагогических компетенций в сфере семейной педагогики, домашнего воспитания, семейных традиций позволит им быть не только конкурентоспособными, но и социально гибкими и творчески индивидуальными. Как отмечает Н.А.Гительсон: «В связи с переориентацией общества на семейные ценности, высветилась актуальность восстановления и укрепления родительского, семейного статусов, воспитания в современной молодежи семейно-родительских качеств» и задача педагогического образования – подготовка педагога, способного решать одну из самых сложных проблем образования.

Наши рекомендации