Дидактическая система Л.В. Занкова
Л.В. Занков вместе с сотрудниками своей лаборатории в 60-х годах предыдущего столетия разработал новую дидактическую систему, способствующую общему психическому развитию школьников.
Основные принципы
1. Высокий уровень трудности.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
2. Ведущая роль в обучении теоретических знаний, линейное построение учебных программ.
3. Продвижение в изучении материала быстрыми темпами с непрерывным сопутствующим повторением и закреплением в новых условиях.
4. Осознание школьниками хода умственных действий.
5. Воспитание у учащихся положительной мотивации учения и познавательных интересов, включение в процесс обучения эмоциональной сферы.
6. Гуманизация взаимоотношений учителей и учащихся в учебном процессе.
7. Развитие каждого учащегося класса. Суть технологии
• Урок имеет гибкую структуру.
• На уроках организуются дискуссии по прочитанному и увиденному, по изобразительному искусству, музыке, труду, создаются проблемные ситуации.
• Широко используются дидактические игры, интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, коллективный поиск на основе наблюдения, сравнения, группировки, классификации, выяснения закономерностей, самостоятельной формулировки выводов.
• Создаются педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, обстановка для естественного самовыражения ученика.
Дидактическая система Л.В. Занкова акцентирует внимание учителя на развитии у детей умения мыслить, наблюдать, действовать практически. Многие исследователи, однако, считают, что эта система хорошо развивает эмпирическое сознание и недостаточно теоретическое.
4.5.4. Система содержательного обобщения
И формирования учебной деятельности
Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова
Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова принципиально отличается от других тем, что акцент в ней делается на формировании теоретического мышления школьников.
Под теоретическим мышлением понимается словесно выраженное понимание человеком происхождения той или иной вещи, того или иного явления, понятия.
Теоретическое понятие можно усвоить только в ходе дискуссии. Значимыми в этой системе обучения становятся не столько знания,336
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
сколько способы умственных действий, что достигается при воспроизводстве в учебной деятельности детей логики научного познания: от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Система начала формироваться с конца 50-х годов, в массовой школе она стала распространяться в 80-х — 90-х годах XX столетия. Основные принципы
• дедукция на основе содержательных обобщений;
• содержательный анализ;
• содержательное абстрагирование;
• теоретическое содержательное обобщение;
• восхождение от абстрактного к конкретному;
• содержательная рефлексия. Ход обучения
• знакомство с предлагаемой научной ситуацией или задачей;
• ориентировка в ней;
• образец преобразования материала;
• фиксация выявленных отношений в виде предметной или знаковой модели;
• определение свойств выделенного отношения, благодаря которым выводятся условия и способы решения исходной задачи, формулируются общие подходы к решению;
• наполнение выделенной общей формулы, вывода конкретным
содержанием. Особенности технологии
• Отрицание концентрического построения учебных программ.
• Непризнание универсальности использования конкретной наглядности в начальной школе.
• Свобода выбора и вариативность домашних заданий, имеющих творческий характер.
• Особенностями урока в данной системе являются коллективная мыследеятельность, диалог, дискуссия, деловое общение детей.
• Допустимым является только проблемное изложение знаний, когда учитель идет к школьникам не с готовым знанием, а с вопросом.
• На первом этапе обучения основным является метод учебных
задач, на втором — проблемное обучение.
Учебная задача в этой концепции похожа на проблемную ситуацию:
• принятие от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи;
• преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
- моделирование выделенного отношения для изучения его свойств в предметной, графической и буквенной формах;
- преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»;
- построение системы частных задач, решаемых общим способом;
- контроль за выполнением предыдущих действий;
- оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.
- Качество и объем работы оцениваются с точки зрения субъективных возможностей учащихся.
- Оценка отражает персональное развитие ученика, совершенство его учебной деятельности.
Обучение по этой системе значительно повышает теоретический уровень образования за счет обучения школьников не только знаниям и практическим умениям, но и научным понятиям, художественным образам, нравственным ценностям. Цель учителя — вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить потребность в познании.