Некоторые технологические приемы развивающего обучения

Под влиянием возрастающих требований к школьному образова­нию советские психологи еще четыре десятилетия назад начали ис­следовать «зону ближайшего развития» детей. Была поставлена за­дача выяснить, каковы возможности мышления детей. Оказалось, что первоклассники могут оперировать отвлеченными символами, решать задачи на основе формул, овладевать грамматическими по­нятиями.

Аналогичные данные были получены и за рубежом. Известный психолог Дж. Брунер, увлеченный успехами экспериментов, даже сформулировал крайнюю точку зрения, противоположную господ­ствовавшим ранее представлениям о весьма ограниченных возмож-

Некоторые технологические приемы развивающего обучения - student2.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ностях интеллекта детей. Он писал, что любому ребенку на любой стадии его развития доступны любые знания при адекватных мето­дах их преподнесения.

Конечно, возможности детей не безграничны. Но исследования показали, что при соответствующей организации учебной деятель­ности они могут быть реализованы в большей мере, чем при ранее существовавшей системе обучения. Так, коллектив, руководимый В.В. Давыдовым и Д.Б. Элькониным, доказал возможность форми­ровать уже в младшем школьном возрасте элементы теоретического мышления, повысить его удельный вес в познавательной деятель­ности детей, идти в обучении от «абстрактного к конкретному».

Решение проблемы нередко происходит интуитивно, и в этом процессе существенную роль играют и практическое, и образное мыш­ление, непосредственно связанные с чувственной опорой. Включе­ние в этот процесс наглядно-образного мышления дает возможность сразу, «одним взглядом» охватить все входящие в проблемную си­туацию компоненты, а практические действия позволяют устано­вить взаимосвязь между ними, раскрыть динамику исследуемого явления и тем самым облегчают поиск решения.

Преобладание практических, образных или понятийных видов мыс­лительной деятельности определяется не только спецификой решае­мой проблемы, но и индивидуальными особенностями самих детей. Вот почему одним из важных принципов развивающего обучения является оптимальное (отвечающее целям обучения и психическим особенностям ребенка) развитие разных видов мыслительной деятель­ности: абстрактно-теоретического, наглядно-образного, наглядно-дей­ственного, практического мышления.

Учебная деятельность требует владения разными приемами со­здания образов, на разном материале (на основе описанного текста, чертежей, картин). Приемы учебной работы могут иметь разную степень сложности. Например, учащийся овладел умением показы­вать указкой природные зоны по карте природных зон и по разным физическим картам, где границы зон не помечены. Однако при мыс­ленном «наложении» границ, например, тундры на физическую карту он не использует имеющиеся на карте ориентиры (горные хребты, устья рек); вместо этого он непрестанно поворачивает голову от карты природных зон к физической карте и обратно, останавливая движе­ние указки. Этот ученик — «копиист». Он овладел умением на ос­нове нерационального приема.

Существует система учебных приемов, способствующих разви­тию личности учащихся:

• перенос усвоенных приемов с обучающей задачи на новую;

• поиск новых приемов учебной работы;334

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

• управление своей учебной деятельности;

• приемы обобщения.

Многолетняя практика развивающего обучения доказала его пра­вомочность и эффективность. В нашем опыте мы внедряли разви­вающее обучение в обычной провинциальной школе с обычным контингентом учащихся.

В учебном плане для 5 класса были произведены радикальные изменения. Прежде всего, из программы 7 класса была взята и «омо­ложена» физика. К 8 классу в качестве региональной дисциплины этому контингенту был подготовлен курс «Человек и космология», усилены многие разделы математики. В итоге большая часть вы­пускников поступила в вузы естественнонаучного и инженерного профиля.

В другом случае в школе, работающей под патронажем Академии архитектуры и искусств, курс геометрии был введен с 5 класса, при­чем дополнен «архитектурным компонентом». Спустя три года в этой же школе уже в 1 классе был введен курс «Архитектурная геомет­рия». Интересно то, что учащиеся понимали необычность учебного плана, но очень гордились школьной инновацией и прекрасно освои­ли азы геометрии. После окончания школы подавляющее большин­ство из них стали студентами художественно-графического факуль­тета педагогического университета, Академии архитектуры и искусств и местного художественного училища.

Итак, в концепциях развивающего обучения общим является сле­дующее:

• решающая роль в развитии ребенка принадлежит обучению, происходящему в «зоне ближайшего развития» личности (Л.С. Выготский);

• педагогические воздействия опережают, стимулируют, направ­ляют и ускоряют развитие наследственных данных личности, развивая целостную совокупность личностных качеств: зна­ния, умения и навыки; способы умственных действий; само­управляющиеся механизмы личности; эмоционально-нрав­ственную и деятельностно-практическую сферы;

• ребенок является полноценным субъектом деятельности и сво­его развития.

Наши рекомендации