Творчество как высшая форма человеческой деятельности
«Я знаю себя как мысль, но я, безусловно, не знаю себя как мозг», — говорил более трехсот лет назад французский философ и ученый Рене Декарт. Знаем ли мы сегодня себя «как мозг» не хуже, чем Декарт знал себя «как мысль»? В новом подходе или, вернее, в новом пути, открывшемся перед учеными, исследующими деятельность мозга, начали проступать сквозь туман фрагменты того знания, о котором говорил Декарт. Эти фрагменты уже складываются в цельную картину, и тесная определенная связь между мозгом и мыслью обнаруживается на всех уровнях — от простейшей реакции до акта творчества. Открытия, сделанные в науках о мозге за последние годы, позволяют нам взглянуть на проблему творчества с новых позиций. О творчестве написано много; его рассматривали и в психологии, психиатрии, генетике и других науках, но одна его сторона осталась вне рассмотрения. Это проблема связи между творческой жилкой («Божьим даром») и мозгом как таковым.
«Философский словарь» определяет творчество как создание «качественно новых материальных ценностей». Новизна — вот что отличает творчество от ремесла, творец не может не быть ремесленником — не может не владеть всеми навыками своего ремесла, ремесленник может и не быть творцом, может и не иметь творческой жилки.
Определение творчества говорит нам больше о результатах, чем о мотивах. Что заставляет поэта писать стихи, композитора — сочинять музыку, инженера — создавать новую технику? «Искусству, — говорил Стендаль, — нужны люди меланхоличные и доста-
точно «несчастные». У этой идеи во все века находилось немало сторонников. Человека тяготит груз психических конфликтов, топят червь неудовлетворенности, он на грани невроза, но, на его счастье, у него есть творческая жилка, способность превращать все его тяготы в живопись, музыку, стихи. Сами творцы, например, Гете, Бетховен, Брукнер, Малер, говорили о творчестве как об освобождении. Хемингуэю принадлежит знаменитая фраза: «От многого я уже освободился — написал про это».
Но мотивы творчества не могут исчерпываться давлением вытесненных в подсознание конфликтов и стремлением освободиться от них. Хемингуэй не был бы Хемингуэем, если бы не обладал уникальным литературным даром, избытком жизненных сил, трудолюбием, артистичностью, восприимчивостью к урокам европейских мастеров. Кроме «стендалевской доминанты», есть еще очень много мотивов — стремление реализовать свой дар, часто угадываемый очень рано, желание испытать себя во всем (мотив, сильно выраженный у Пушкина), потребность откликнуться на «вечные темы», на запросы того общества, к которому творец ощущает свою принадлежность, на веления времени; есть, наконец, удовлетворение первичной своей любознательности.
Словом, творчество — это самовыражение в самом широком значении этого слова; это процесс, в котором человек выступает как сложное и нерасторжимое единство биологического и социального, где любой порыв — лишь фрагмент в многоцветной картине мотивов и потребностей.
Актуализация вопроса о работе с одаренными детьми
Одаренные дети — национальная гордость. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы.
Тесты на творческую активность, составленные американскими психологами, выявили, что нестандартно мыслящих людей: взрослых — 2%, подростков — 11%, 7-летних — 17%, 6-летних — 37%.
Отсюда видна роль школы в развитии одаренности.
Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности (математической, музыкальной, художественной и др.) зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.
Интересны проблемы, связанные с художественной одаренностью, выявлением и обучением таких детей. На развитии художе-148
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ственных способностей специализируются, как известно, школы! искусств, изостудии и кружки по рисованию.
За рубежом накоплен немалый опыт. Разработана система диаг- i ностирования одаренных детей. Существует огромное количество,] специальных учебных программ для детей с повышенными интеллектуальными возможностями. В нашей стране этим вопросам тоже уделяется большое внимание. В развитие отечественной психологии по проблеме способностей внесли большой вклад фундаментальные работы Л.С. Выготского «Избранные психологические исследования», «Развитие высших функций», «Психология искусства»; Б.М. Теп лова «Способности и одаренность», «Проблемы индивидуальных различий»; Н.С. Лейтеса «Об умственной одаренности», «Ум-, ственные способности и возраст», «Способности и одаренность в детские годы»; Л.А. Венгера «Педагогика способностей»; Э.А. Голубе-вой «Способности и индивидуальность»; А.А. Мелик-Пашаева «Педагогика искусства и творческие способности» и др.
Согласно этим исследованиям, для отбора одаренных детей, работы с ними нужна психолого-педагогическая служба, которая должна выявлять и диагностировать таких детей, разрабатывать специализированные программы.
Какого же ребенка считать художественно одаренным? В 1972 г. Комитет по образованию США опубликовал следующее определение: «Одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые, по оценке специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах:
• интеллектуальной;
• академических достижений;
• творческого и продуктивного мышления;
• общения и лидерства;
• художественной деятельности;
• двигательной сфере».
Психологи выявили признаки одаренности в каждой сфере. В сфере художественной деятельности, касающейся изобразительного искусства, ребенок обладает следующими признаками: проявляет очень большой интерес к визуальной информации, в мельчайших деталях запоминает увиденное, проводит много времени за рисованием или лепкой, весьма серьезно относится к своим художественным занятиям и получает от них большое удовольствие». Также «демонстрирует опережающую свой возраст умелость, оригинально использует средства художественной выразительности, экспериментирует с использованием традиционных материалов, осознанно строит композицию картин или рисунков». Кроме того, «его произведения включают множество деталей, его работы отличает отменная
ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ
композиция, конструкция и цвет, работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности». Когда же начинает проявляться художественная одаренность? Сложно, конечно, говорить о художественной одаренности маленьких детей. Говоря о ней, считает российский исследователь А.А. Мелик-Пашаев, «мы в сущности имеем в виду не особый дар, присущий конкретному ребенку, имеющему свое лицо и имя, а скорее некую «возрастную талантливость», которая накатывает как волна на едва ли не на всех детей и как волна уходит, хотя и может оставить добрый след в душевном мире растущего человека».
Английский исследователь Г. Ревеш считает, что раньше всего в ребенке просыпаются и развиваются способности к музыке, затем — к математике. А что касается изобразительного искусства, то «время, отделяющее наиболее рано развивающегося художника, т.е. период примитивных художественных опытов от настоящего искусства, относится к концу периода зрелости и началу второй половины юношеского возраста, т.е. к возрасту между 17 и 20 годами». И вообще, «исследование одаренности в детстве не может иметь особого значения, но тем важнее оно в юношеском возрасте, так как в этом периоде формы одаренности не только проявляются, но и развиваются. Период между 13 и 20 годами имеет наибольшее значение для проявления одаренности. Даже способности, которые проявляются в детстве, развертываются лишь в юности в действительную одаренность». Поэтому в возрасте от 3 до 16 лет (условное ограничение) речь должна вестись скорее всего не о выявлении художественной одаренности, а о развитии художественных склонностей, а затем и способностей, которые в дальнейшем могут перерасти в «одаренность — высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности» — до определению Большой Советской Энциклопедии.
Процесс выявления способных детей достаточно сложный. Как известно, яркие детские таланты встречаются довольно редко. В школах в основном учатся дети, при благоприятных условиях обучения способные достичь хороших результатов в видах деятельности, соответствующих их склонностям и интересам.
В этой связи нам представляется наиболее значимым трехэтап-ный комплекс мероприятий для работы со способными детьми, предложенный челябинскими исследователями Н. Буториной и В. Григорьевских.
«На первом, анамнестическом этапе учитываются сведения о высоких успехах ребенка в какой-либо деятельности, полученные от родителей и педагогов. Могут быть использованы результаты групповых тестирований, социальных листов».150
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
I. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ
Авторами разработан опросник для выявления художественных способностей у детей, который предлагается родителям:
• В каком возрасте ваш ребенок впервые взял карандаш в руки? Фломастер? Кисточку?
• Что вы предприняли тогда, заметив желание ребенка рисовать?
• В каком возрасте ребенок стал изображать маму, папу? Воображаемых героев, животных?
• Предлагаете ли вы ребенку кроме карандашей, фломастеров, красок другие художественные материалы?
• Какое занятие любимое у вашего ребенка: рисовать, вырезать из бумаги, лепить (другое)?
• Как часто ваш ребенок занят любимым делом?
• Что нравится вашему ребенку больше — раскрашивать готовый рисунок внутри контура или работать с чистым листом бумаги и выдумывать самому рисунок?
• Любит ли ребенок срисовывать готовые картинки?
• Зарисовывает ли он свои пережитые впечатления?
• Отведено ли ребенку специальное место для рисования?
• Устраиваете ли вы дома выставки работ вашего ребенка? Где?
• Высказываете ли вы ребенку свое мнение о его работах? Не допускаете ли вы критику в адрес его работ?
• Какими методами вы поддерживаете интерес к художественному творчеству у ребенка? Оказываете ли вы ему помощь в освоении изучаемого материала?
• Принимал ли ваш ребенок участие в конкурсах, выставках по рисованию? Какие имел результаты?
После проведения опроса родителям объясняется роль семьи в развитии творческого ребенка: при поддержке родителей способности развиваются, без нее — нивелируются. Поэтому главная задача родителей — не оставлять идеи ребенка без внимания, наиболее интересные рассматривать как перспективные.
После прохождения первого этапа подводятся итоги — кто из детей, по мнению родителей, обладает художественными способностями?
На втором этапе проводится диагностика ребенка с помощью психологических тестов. На занятиях можно предложить тест американского психолога П. Торренса. Этот тест предназначен для выявления творческих способностей у детей 6-18 лет как одного из главных показателей творческой одаренности. Уникальные задания П. Торренса позволяют оценить способности, не выявляемые интеллектуальными, академическими и другими тестами.
П. Торренс, а также большинство психологов считают, что «творческие возможности детей прямо и непосредственно не связаны с их способностью к обучению.
Творчество может стимулироваться не столько многообразием имеющих знаний, сколько восприимчивостью к новым идеям, ломающим устоявшиеся стереотипы». Однако, как считает П. Торренс, «высокие показатели теста не гарантируют творческих достижений, а лишь свидетельствуют о высокой вероятности их проявления. При отсутствии творческой мотивации высокий уровень творческих способностей не может гарантировать творческих достижений в искусстве. И наоборот, наличие соответствующей мотивации и овладение необходимыми знаниями и умениями при отсутствии творческих возможностей не может привести к творческому результату, обеспечивая лишь исполнительское мастерство».
По определению итальянского исследователя Дж. Рензулли, «одаренность — это результат сочетания трех характеристик: интеллектуальных способностей, творческого подхода и настойчивости». После прохождения ребенком второго этапа вырабатывается определенное мнение о ребенке. Конечно, результаты теста еще не дают полного определения способностей ребенка, потому что в наши дни не существует общепринятого научного определения одаренности. В то же время опубликовано немало тестов по определению уровня интеллектуального развития человека, например тесты профессора Г. Ай-зенка. Законно возникает вопрос: можно ли измерить то, что неизвестно? Тот же Айзенк ответил на этот вопрос, ссылаясь на классическую науку: термометр был изобретен до появления научного определения теплоты, а результаты измерений помогли обогатить наши знания и открыть фундаментальные законы термодинамики.
Если воспользоваться аналогией, предложенной Г. Айзенком, то проблема измерения и исследования одаренности, на первый взгляд упрощается: достаточно указать на ту феноменологию, в которой проявляет себя одаренность. В качестве такого внешнего проявления для одаренности выступает творчество. Именно в этом сказывается привилегированное положение одаренности среди других свойств человеческой психики. Доктор психологических наук Д.Е. Богоявленская считает, что научная недифференцированность феноменологии творчества создает иллюзию, что ее можно измерить одним «градусником». И эти попытки, по ее мнению, приводят к результатам, похожим на «среднюю температуру по госпиталю».
Своей вершины анализ продуктивного процесса достиг в работах С.Л. Рубинштейна. В его научной школе были впервые выявлены реальные детерминанты (определители) инсайта — внеземного озарения, мгновение которого в принципе невозможно прогнозировать. Ведь инсайт («загадка») традиционно рассматривался как явление, не обусловленное предшествующим ходом мысли.152