Творчество как высшая форма человеческой деятельности

«Я знаю себя как мысль, но я, безусловно, не знаю себя как мозг», — говорил более трехсот лет назад французский философ и ученый Рене Декарт. Знаем ли мы сегодня себя «как мозг» не хуже, чем Декарт знал себя «как мысль»? В новом подходе или, вернее, в новом пути, открывшемся перед учеными, исследующими деятель­ность мозга, начали проступать сквозь туман фрагменты того зна­ния, о котором говорил Декарт. Эти фрагменты уже складываются в цельную картину, и тесная определенная связь между мозгом и мыслью обнаруживается на всех уровнях — от простейшей реакции до акта творчества. Открытия, сделанные в науках о мозге за после­дние годы, позволяют нам взглянуть на проблему творчества с но­вых позиций. О творчестве написано много; его рассматривали и в психологии, психиатрии, генетике и других науках, но одна его сторона осталась вне рассмотрения. Это проблема связи между твор­ческой жилкой («Божьим даром») и мозгом как таковым.

«Философский словарь» определяет творчество как создание «ка­чественно новых материальных ценностей». Новизна — вот что от­личает творчество от ремесла, творец не может не быть ремесленни­ком — не может не владеть всеми навыками своего ремесла, ремес­ленник может и не быть творцом, может и не иметь творческой жилки.

Определение творчества говорит нам больше о результатах, чем о мотивах. Что заставляет поэта писать стихи, композитора — со­чинять музыку, инженера — создавать новую технику? «Искусст­ву, — говорил Стендаль, — нужны люди меланхоличные и доста-

точно «несчастные». У этой идеи во все века находилось немало сторонников. Человека тяготит груз психических конфликтов, то­пят червь неудовлетворенности, он на грани невроза, но, на его сча­стье, у него есть творческая жилка, способность превращать все его тяготы в живопись, музыку, стихи. Сами творцы, например, Гете, Бетховен, Брукнер, Малер, говорили о творчестве как об освобож­дении. Хемингуэю принадлежит знаменитая фраза: «От многого я уже освободился — написал про это».

Но мотивы творчества не могут исчерпываться давлением вытес­ненных в подсознание конфликтов и стремлением освободиться от них. Хемингуэй не был бы Хемингуэем, если бы не обладал уни­кальным литературным даром, избытком жизненных сил, трудо­любием, артистичностью, восприимчивостью к урокам европейских мастеров. Кроме «стендалевской доминанты», есть еще очень много мотивов — стремление реализовать свой дар, часто угадываемый очень рано, желание испытать себя во всем (мотив, сильно выра­женный у Пушкина), потребность откликнуться на «вечные темы», на запросы того общества, к которому творец ощущает свою при­надлежность, на веления времени; есть, наконец, удовлетворение первичной своей любознательности.

Словом, творчество — это самовыражение в самом широком зна­чении этого слова; это процесс, в котором человек выступает как сложное и нерасторжимое единство биологического и социального, где любой порыв — лишь фрагмент в многоцветной картине мотивов и потребностей.

Актуализация вопроса о работе с одаренными детьми

Одаренные дети — национальная гордость. Выявление способ­ных детей и работа с ними является актуальной задачей школы.

Тесты на творческую активность, составленные американскими психологами, выявили, что нестандартно мыслящих людей: взрос­лых — 2%, подростков — 11%, 7-летних — 17%, 6-летних — 37%.

Отсюда видна роль школы в развитии одаренности.

Различают общую и специфическую одаренность. Общая одарен­ность представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности (математичес­кой, музыкальной, художественной и др.) зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.

Интересны проблемы, связанные с художественной одареннос­тью, выявлением и обучением таких детей. На развитии художе-148

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ственных способностей специализируются, как известно, школы! искусств, изостудии и кружки по рисованию.

За рубежом накоплен немалый опыт. Разработана система диаг- i ностирования одаренных детей. Существует огромное количество,] специальных учебных программ для детей с повышенными интел­лектуальными возможностями. В нашей стране этим вопросам тоже уделяется большое внимание. В развитие отечественной психоло­гии по проблеме способностей внесли большой вклад фундаменталь­ные работы Л.С. Выготского «Избранные психологические исследо­вания», «Развитие высших функций», «Психология искусства»; Б.М. Теп лова «Способности и одаренность», «Проблемы индивиду­альных различий»; Н.С. Лейтеса «Об умственной одаренности», «Ум-, ственные способности и возраст», «Способности и одаренность в дет­ские годы»; Л.А. Венгера «Педагогика способностей»; Э.А. Голубе-вой «Способности и индивидуальность»; А.А. Мелик-Пашаева «Педагогика искусства и творческие способности» и др.

Согласно этим исследованиям, для отбора одаренных детей, ра­боты с ними нужна психолого-педагогическая служба, которая дол­жна выявлять и диагностировать таких детей, разрабатывать спе­циализированные программы.

Какого же ребенка считать художественно одаренным? В 1972 г. Комитет по образованию США опубликовал следующее определение: «Одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые, по оценке специалистов, в силу выдающихся способностей демонст­рируют высокие достижения в одной или нескольких сферах:

• интеллектуальной;

• академических достижений;

• творческого и продуктивного мышления;

• общения и лидерства;

• художественной деятельности;

• двигательной сфере».

Психологи выявили признаки одаренности в каждой сфере. В сфере художественной деятельности, касающейся изобразительного искусства, ребенок обладает следующими признаками: проявляет очень большой интерес к визуальной информации, в мельчайших деталях запоминает увиденное, проводит много времени за рисова­нием или лепкой, весьма серьезно относится к своим художествен­ным занятиям и получает от них большое удовольствие». Также «демонстрирует опережающую свой возраст умелость, оригинально использует средства художественной выразительности, эксперимен­тирует с использованием традиционных материалов, осознанно стро­ит композицию картин или рисунков». Кроме того, «его произведе­ния включают множество деталей, его работы отличает отменная

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

композиция, конструкция и цвет, работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности». Когда же начинает проявляться худо­жественная одаренность? Сложно, конечно, говорить о художествен­ной одаренности маленьких детей. Говоря о ней, считает российс­кий исследователь А.А. Мелик-Пашаев, «мы в сущности имеем в виду не особый дар, присущий конкретному ребенку, имеющему свое лицо и имя, а скорее некую «возрастную талантливость», кото­рая накатывает как волна на едва ли не на всех детей и как волна уходит, хотя и может оставить добрый след в душевном мире расту­щего человека».

Английский исследователь Г. Ревеш считает, что раньше всего в ребенке просыпаются и развиваются способности к музыке, затем — к математике. А что касается изобразительного искусства, то «вре­мя, отделяющее наиболее рано развивающегося художника, т.е. пе­риод примитивных художественных опытов от настоящего искусст­ва, относится к концу периода зрелости и началу второй половины юношеского возраста, т.е. к возрасту между 17 и 20 годами». И вооб­ще, «исследование одаренности в детстве не может иметь особого значения, но тем важнее оно в юношеском возрасте, так как в этом периоде формы одаренности не только проявляются, но и развивают­ся. Период между 13 и 20 годами имеет наибольшее значение для проявления одаренности. Даже способности, которые проявляются в детстве, развертываются лишь в юности в действительную одарен­ность». Поэтому в возрасте от 3 до 16 лет (условное ограничение) речь должна вестись скорее всего не о выявлении художественной одаренности, а о развитии художественных склонностей, а затем и способностей, которые в дальнейшем могут перерасти в «одарен­ность — высокий уровень развития способностей человека, позволя­ющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельно­сти» — до определению Большой Советской Энциклопедии.

Процесс выявления способных детей достаточно сложный. Как известно, яркие детские таланты встречаются довольно редко. В школах в основном учатся дети, при благоприятных условиях обу­чения способные достичь хороших результатов в видах деятельнос­ти, соответствующих их склонностям и интересам.

В этой связи нам представляется наиболее значимым трехэтап-ный комплекс мероприятий для работы со способными детьми, пред­ложенный челябинскими исследователями Н. Буториной и В. Гри­горьевских.

«На первом, анамнестическом этапе учитываются сведения о вы­соких успехах ребенка в какой-либо деятельности, полученные от родителей и педагогов. Могут быть использованы результаты груп­повых тестирований, социальных листов».150

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

I. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

Авторами разработан опросник для выявления художественных способностей у детей, который предлагается родителям:

• В каком возрасте ваш ребенок впервые взял карандаш в руки? Фломастер? Кисточку?

• Что вы предприняли тогда, заметив желание ребенка рисовать?

• В каком возрасте ребенок стал изображать маму, папу? Вооб­ражаемых героев, животных?

• Предлагаете ли вы ребенку кроме карандашей, фломастеров, красок другие художественные материалы?

• Какое занятие любимое у вашего ребенка: рисовать, вырезать из бумаги, лепить (другое)?

• Как часто ваш ребенок занят любимым делом?

• Что нравится вашему ребенку больше — раскрашивать гото­вый рисунок внутри контура или работать с чистым листом бумаги и выдумывать самому рисунок?

• Любит ли ребенок срисовывать готовые картинки?

• Зарисовывает ли он свои пережитые впечатления?

• Отведено ли ребенку специальное место для рисования?

• Устраиваете ли вы дома выставки работ вашего ребенка? Где?

• Высказываете ли вы ребенку свое мнение о его работах? Не допускаете ли вы критику в адрес его работ?

• Какими методами вы поддерживаете интерес к художествен­ному творчеству у ребенка? Оказываете ли вы ему помощь в освоении изучаемого материала?

• Принимал ли ваш ребенок участие в конкурсах, выставках по рисованию? Какие имел результаты?

После проведения опроса родителям объясняется роль семьи в развитии творческого ребенка: при поддержке родителей способно­сти развиваются, без нее — нивелируются. Поэтому главная задача родителей — не оставлять идеи ребенка без внимания, наиболее интересные рассматривать как перспективные.

После прохождения первого этапа подводятся итоги — кто из де­тей, по мнению родителей, обладает художественными способностями?

На втором этапе проводится диагностика ребенка с помощью пси­хологических тестов. На занятиях можно предложить тест амери­канского психолога П. Торренса. Этот тест предназначен для выяв­ления творческих способностей у детей 6-18 лет как одного из глав­ных показателей творческой одаренности. Уникальные задания П. Торренса позволяют оценить способности, не выявляемые интел­лектуальными, академическими и другими тестами.

П. Торренс, а также большинство психологов считают, что «твор­ческие возможности детей прямо и непосредственно не связаны с их способностью к обучению.

Творчество может стимулироваться не столько многообразием имеющих знаний, сколько восприимчивостью к новым идеям, ло­мающим устоявшиеся стереотипы». Однако, как считает П. Тор­ренс, «высокие показатели теста не гарантируют творческих дости­жений, а лишь свидетельствуют о высокой вероятности их проявле­ния. При отсутствии творческой мотивации высокий уровень творческих способностей не может гарантировать творческих дос­тижений в искусстве. И наоборот, наличие соответствующей моти­вации и овладение необходимыми знаниями и умениями при отсут­ствии творческих возможностей не может привести к творческому результату, обеспечивая лишь исполнительское мастерство».

По определению итальянского исследователя Дж. Рензулли, «ода­ренность — это результат сочетания трех характеристик: интеллек­туальных способностей, творческого подхода и настойчивости». После прохождения ребенком второго этапа вырабатывается определенное мнение о ребенке. Конечно, результаты теста еще не дают полного определения способностей ребенка, потому что в наши дни не суще­ствует общепринятого научного определения одаренности. В то же время опубликовано немало тестов по определению уровня интел­лектуального развития человека, например тесты профессора Г. Ай-зенка. Законно возникает вопрос: можно ли измерить то, что неиз­вестно? Тот же Айзенк ответил на этот вопрос, ссылаясь на класси­ческую науку: термометр был изобретен до появления научного определения теплоты, а результаты измерений помогли обогатить наши знания и открыть фундаментальные законы термодинамики.

Если воспользоваться аналогией, предложенной Г. Айзенком, то проблема измерения и исследования одаренности, на первый взгляд упрощается: достаточно указать на ту феноменологию, в которой про­являет себя одаренность. В качестве такого внешнего проявления для одаренности выступает творчество. Именно в этом сказывается привилегированное положение одаренности среди других свойств че­ловеческой психики. Доктор психологических наук Д.Е. Богоявлен­ская считает, что научная недифференцированность феноменологии творчества создает иллюзию, что ее можно измерить одним «градус­ником». И эти попытки, по ее мнению, приводят к результатам, по­хожим на «среднюю температуру по госпиталю».

Своей вершины анализ продуктивного процесса достиг в работах С.Л. Рубинштейна. В его научной школе были впервые выявлены реальные детерминанты (определители) инсайта — внеземного оза­рения, мгновение которого в принципе невозможно прогнозировать. Ведь инсайт («загадка») традиционно рассматривался как явление, не обусловленное предшествующим ходом мысли.152

Наши рекомендации