Специальные методики обучения

• Начиная с 1991 г. в ростовской СШ № 83 учитель физической культуры А.Г. Спалвис разработал специальные методики по разви­тию интеллекта в классах ППВ на уроках физкультуры. При помощи специальных упражнений и двигательных режимов созда­ются предпосылки для успешной бытовой, учебной, трудовой и со-144

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

циальной адаптации учащихся. В основу работы положены есте­ственный интерес детей к играм, движению, желание быть первым. Но это желание удовлетворяется при условии выполнения упраж­нений по математике. Решение интеллектуальной задачи выступа­ет своеобразным стимулом для выполнения физических упражне­ний и заданий. Все авторские задачи — игры А.Г. Спалвиса (а их более 25) выполняются по принципу «Сосчитай — выполняй физи­ческое упражнение». Решенная арифметическая задача — старто­вый сигна'л физического упражнения.

Получены интересные результаты. В контрольном классе через полтора месяца обучения скорость решений возрастает с 338 до 368 секунд на 15 задач, а в экспериментальном — до 229 секунд или на 30%. При этом улучшается и качество решения.

Сейчас А. Г. Спалвис ищет варианты наполнения спортивных за­дач экологическим и природоведческим содержанием.

• На II ступени обучения широко практикуется уровневая диф­ференциация, которая состоит в том, что к каждому уроку учитель готовит пакет дидактических материалов не менее чем в трех вари­антах. Например, в той же школе учитель математики И.А. Галыга делает это так:

1-й вариант заданий — самые простые. Они включают необходи­мый для усвоения темы теоретический материал, где нужно восста­новить полностью неоконченную запись формулы, теоремы, опреде­ления; образец решения простого примера или задачи по изучаемой теме и один пример, который ученик должен решить сам по образцу.

Задания для 2-й группы включают теоретические вопросы по теме (но без подсказок!) и аналогичный пример, который ученик должен выполнить сам по образцу; предлагается также простой при­мер, который нужно решить самостоятельно.

Задание для 3-й группы включает себя проверку знаний по тео­рии (возможно, по ранее пройденным темам), более сложный при­мер или задачу, но с рекомендациями по решению, и задание, в котором нужно применить нестандартный подход к решению.

Очевидно, что от одной группы к последующей повышается труд­ность выполнения задач: увеличивается число мыслительных опе­раций в единицу времени, усложняются связи между отдельными элементами содержания. Такая организация обучения и закрепле­ния учебного материала на практике способствует переходу учени­ков из одной группы в другую, более высокого интеллектуального развития, и даже в другой класс с более высоким индексом интел­лекта.

Описанная система апробирована в СШ № 83 в течение 7 лет и вполне себя оправдывает, так как способствует формированию пси-

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

Специальные методики обучения - student2.ru

Специальные методики обучения - student2.ru

Рис. 7. Варианты маршрутов движения с подсчетом

© я& Ф

А

©

А

& А

© Ф

v Чш^ш

Рис. 8. Схема площадки для игр «Через границу»146

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

хологически комфортной для учащихся среды, чувства уважения к себе и к окружающим. Она дает школьникам возможность и право, обучаясь в одном классе и по одной программе, выбирать тот уро­вень усвоения, который соответствует их способностям.

В настоящее время А.Г. Спалвис разрабатывает в рамках курса адаптационной физкультуры цикл задач с природоведческим содер­жанием для 2-3 классов. На очереди — разработка методики уро­ков ритмики, при которой выполнение упражнений двигательного характера в классах повышенного педагогического внимания будет сочетаться с речевыми заданиями.

Работа с одаренными детьми

Я знаю все, но только не себя.

Франсуа Вийон

Наши рекомендации