Т.4.5. Оптимизация учебно-воспитательного процесса

Термин «оптимальный» (от лат. optimus — наилучший) означа­ет наиболее соответствующий определенным условиям и задачам вариант деятельности. Следовательно, оптимизация педагогическо­го процесса — это выбор наилучшего из возможных вариантов его заданной конкретной ситуации. Четверть века назад известный пе­дагог Ф.Ф. Королев писал: «Будущее приведет к тому, что идеи оптимального управления процессами станут характерными для всех областей деятельности, будут руководящими... и в педагогике». То есть проблему оптимизации учебного процесса новой не назовешь. В начале 80-х гг. прошлого столетия академик Ю.К. Бабанский из­дал книгу «Оптимизация учебно-воспитательного процесса», в ко­торой выделил следующие критерии оптимизации:

- Достижение каждым учеником реально возможного для него в данный период уровня успеваемости, воспитанности и раз­витости, но не ниже удовлетворительного в соответствии с принятыми нормами оценок.

- Соблюдение учеником и учителем установленных для них норм времени на урочную и домашнюю работу.

- Минимально необходимые усилия, затрачиваемые педагогом и учеником для достижения поставленных учебно-воспитатель­ных целей.

Пути оптимизации учебного процесса:

- комплексное планирование и конкретизация задач обучения и развития школьников;

- обоснование соответствия содержания задачам обучения с вы­делением главного, существенного;

- выбор наиболее удачной структуры урока и педагогических акцентов;

- осознанный выбор наиболее рациональных методов и средств обучения для решения учебно-воспитательных задач;

- дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам, который предполагает оптимальное сочетание групповых и ин­дивидуальных форм обучения;

- специальные меры по экономии времени учителей и учащих­ся, выбор оптимального темпа обучения (использование вкле-

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

ек, раздаточного материала) и технических средств (кодос-копы, проекторы и др.);

- создание благоприятных психологических, эргономических, материальных условий для обучения;

- анализ результатов обучения и затрат времени с позиции оп­тимальности.

Оптимизацию учебного процесса можно осуществлять уже на ста­дии педагогического проектирования путем сравнения коэффици­ентов эффективности преподавания, но еще обоснованнее это может сделать педагог, хорошо знающий индивидуальные особенности своих учащихся, уровень их интеллектуального развития, их жизненный опыт, характер восприятия информации.

В последние годы значительно выросла потребность в разнооб­разных средствах обучения. Педагогу необходимо иметь на уроке дидактический материал высокого качества, который должен быть тщательно продуман и подготовлен заранее (схемы, графики, черте­жи). С его помощью организуется фронтальная и индивидуальная работа по изучению, закреплению и повторению учебного материа­ла. Умелое применение средств обучения позволяет значительно экономить время на уроках, повысить темп обучения, увеличить долю самостоятельности учащихся, уделить больше внимания воп­росам формирования у них логического мышления, умственной активности, развитию их индивидуальных особенностей.

Современное развитие науки и техники способствует увеличе­нию разнообразия средств обучения. К последнему слову можно отнести учебное телевидение, компьютерную технику, тренажеры. Однако в условиях экономических проблем нашего государства, не­значительного финансирования учебных заведений и их ограничен­ных возможностей в коммерческой деятельности приобретение уль­трасовременных дорогостоящих технических средств обучения про­изводится в единичных экземплярах и не может обеспечить каждую учебную дисциплину в полном объеме.

В то же время любой преподаватель, творчески подходя к про­цессу выбора более доступных, проверенных временем средств обу­чения и педагогически правильном их использовании всегда может получить необходимый эффект.

Необходимо шире использовать дидактические возможности дру­гих наглядных пособий: плакатов, рисунков, фотографий, макетов, моделей для иллюстрации, детализации учебного материала, для акцентирования внимания на отдельных положениях учебных воп­росов, а также для обобщения и систематизации усвоенной инфор­мации. Наряду с перечисленными пособиями учебные кабинеты должны быть оснащены множеством дидактического раздаточного68

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

материала (билеты, карточки, задания, таблицы), специальной спра­вочной литературой. Дидактические материалы дают возможность рационально использовать время, дифференцировать процесс обу­чения, осуществлять оперативный контроль знаний и умений, кор­ректировать учебную деятельность.

Высока эффективность использования на уроках наиболее уни­версального и доступного дидактического материала — различного вида карточек, содержащих задания, примеры. Их применение на уроках" математики, физики, химии, биологии, географии, литера­туры дает возможность значительно увеличить число рассматривае­мых упражнений. Они позволяют с большей наглядностью выде­лить основные методы, приемы и алгоритмы выполнения заданий, а также дифференцировать упражнения по степени сложности.

Современный учебный процесс предполагает активное использо­вание различных технических средств обучения, с помощью кото­рых предъявляется учебная информация и контролируется ее усвое­ние. Непосредственными носителями учебной информации являются кино-, диафильмы, диапозитивы, слайды. Последние привлекают внимание преподавателей прежде всего возможностью значительно экономить время на занятиях, глубже раскрывать природу различ­ных явлений, содействовать повышению научности обучения. Экран­ные пособия позволяют выходить за рамки учебной программы, рас­ширять кругозор учащихся и пробуждать в них интерес к познанию. Они также дают возможность добиться мгновенной подачи готового учебного материала. Умело манипулируя таким процессом, педагог может легко получить желаемый эффект.

Сегодня нет сомнения в том, что техническая оснащенность яв­ляется одним из объективных предварительных условий примене­ния новшеств в технологии обучения. Эффективность использова­ния различных средств обучения зависит от профессиональной под­готовленности педагога. Его умение педагогически правильно использовать средства обучения будет складываться не только из овладения навыками работы с проекционной, звуковоспроизводя­щей и другой аппаратурой, но и за счет творческого подхода к мето­дике использования средств обучения, его-совершенствования и раз­вития. Это зависит и от того, насколько глубоко учитель изучит все возможности имеющегося оборудования и технических средств обу­чения по каждому разделу и каждой теме преподаваемой им дис­циплины.

Оптимизация не есть какой-то особый метод или прием обуче­ния, а представляет собой целенаправленный подход учителя к по­строению педагогического процесса на основе закономерностей и принципов обучения, сознательный, научно обоснованный (а не сти-

хийный, случайный) выбор наилучшего для конкретной ситуации варианта построения урока и учебного процесса в целом. При таком подходе учитель не просто пробует один из возможных вариантов обучения, а осознанно выбирает наиболее удачный вариант урока или системы уроков.

Ю.К. Бабанский и М.М. Поташник к основным критериям опти­мизации содержания учебных программ отнесли следующие:

- критерий целостности содержания образования, предполага­ющий достаточно полное отражение основных направлений современной науки, производства, социальной жизни и куль­туры;

- критерий научной и практической значимости элементов со­держания образования, который обеспечивает вычленение главных, наиболее существенных компонентов;

- критерий соответствия содержания образования возрастным возможностям участия;

- критерий соответствия содержания образования возможнос­тям учебно-материальной базы современной школы с учетом перспектив ее развития на ближайший период.

Оптимизация методов обучения ориентирует учителя на осознан­ный и обоснованный их выбор с учетом:

- задач урока (обучение, воспитание, развитие);

- содержания урока;

- степени сложного материала;

- уровня подготовленности класса, характеристики класса на основе выводов педагогического консилиума;

- сравнительной характеристики возможностей, сильных и сла­бых сторон различных методов обучения;

- особенностей, сильных сторон личности самого учителя;

- возможностей учебного кабинета;

- наличия учебного кабинета;

- сложившихся морально-психологических условий в школе и др.

Такой подход к отбору методов обучения предостерегает учите­лей как от абсолютизации отдельных методов, так и от необосно­ванного отказа от выбора ведущего, доминирующего на конкретном уроке метода.

К оптимизации обучения относится и дифференцированный под­ход педагогов к учащимся.

Хорошие уроки (если судить по результатам) свидетельствуют о том, что педагог либо целенаправленно использовал идеи оптимиза­ции, либо, не будучи с ними знаком, интуитивно к ним пришел сам и реализовал их. Поиски оптимальных путей обучения уже давно70

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ведутся в школе. Вот почему любой хороший урок с точки зрения максимума возможного в приобретении учащимися знаний, уме­ний, навыков, в повышении уровня их воспитанности и развитости есть урок оптимальный, независимо от того, употреблял ли учитель этот термин, использовал ли он процедуру оптимизации или, не зная о ней, годами шел к ней эмпирически. Оптимизация учебного процесса:

• помогает учителю научиться комплексно решать задачи обу­чения, воспитания и общего развития школьников;

• формирует у учителя умение изучать реальные учебные воз­можности школьников, т.е. осуществлять в доступной мере прогнозирование ожидаемых успехов школьников в учебе и учитывать их особенности при планировании урока;

• учит постоянно выделять главное, существенное в содержа­нии учебного материала;

• формирует умение выбирать наиболее рациональные методы и средства обучения, освобождая учителя от механического требования применять все методы на одном уроке;

• учит дифференцированному подходу к слабоуспевающим, наи­более подготовленным и ко всем остальным ученикам;

• учит создавать оптимальные учебно-материальные, гигиени­ческие, морально-психологические и эстетические условия;

• соединяет поиск большей эффективности обучения с обяза­тельной экономией времени учеников и учителей, с предуп­реждением их от перегрузки;

• открывает простор для развития методического творчества учи­телей, их диалектического мышления, ограждает педагогов от шаблонных требований при контроле за качеством уроков.

В целом же оптимизация учебно-воспитательного процесса явля­ется одним из реально доступных шагов на пути к внедрению науч­ной организации педагогического труда. Без овладения методикой оптимизации научная организация труда учителя лишается своей сердцевины, сосредотачиваясь на многих внешних факторах и ус­ловиях, а не на самой структуре учебного процесса.

Овладение методикой оптимизации повышает общий уровень пе­дагогической культуры учителя, позволяет ему в целостной взаи­мосвязи, а не разрозненно воспринимать ее категории, закономер­ности и принципы педагогики, руководствоваться всей системой их при выборе наилучших в данной ситуации методических подходов к организации учебно-воспитательного процесса.

В этом состоит не только социально-практическое, но и гумани­стическое значение идей оптимизации для современной школы.

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Наши рекомендации