Как сделать лекцию запоминающейся

Начать с того, что привлекло бы внимание

§ Сделать что-то уникальное или значительное, чтобы привлечь внимание участников в самом начале.

o Пошутить

o Рассказать историю

§ Поддерживать соответствие между вступительной частью и лекцией.

Используйте «крючок»

Точно так же как рыбак использует крючок для ловли рыбы, лектор использует «крючок» для привлечения внимания участников.

§ Наилучшей приманкой является подход – а что здесь интересного для меня?

o Почему эта лекция важна для меня?

o Как я могу использовать эту информацию в моей работе?

o Как эта информация поможет мне решить мою проблему?

§ Во вступительной речи сообщить участникам, какую пользу они могут извлечь из этой лекции.

Привлеките аудиторию

§ Побудить участников поделиться своим мнением, опытом и планами.

§ Задать вопросы.

§ Соотнести представляемый материал со знаниями и опытом участников, используя следующее:

o Аналогии

o Связанные с работой ситуации

o Личные истории

o Примеры

Обычно участники запоминают начало и конец лекции. Вам также необходимо сделать запоминающейся середину лекции.

Показывать и рассказывать

При обучении слушателей следует использовать один или несколько приемов, делающих лекцию незабываемой:

§ Наглядные пособия

§ Реквизит

§ Примеры

§ Показы/демонстрации

Приемы, используемые для оживления лекции

§ Истории, случаи из жизни или анекдоты – персонифицируйте их, делайте выразительными. Это один из наиболее мощных способов сделать подаваемую информацию выразительной и запоминающейся.

§ Аналогии – приведите другую точку зрения.

§ Цитаты – четко формулируйте мысль.

§ Провокационные утверждения – спровоцируйте ответную реакцию у участников.

§ Интересная статистика – дайте подтверждение утверждению.

Затрагивайте чувства участников

§ Рассказывайте эмоциональные истории, проводите аналогии, и т.п., чтобы сделать обучение выразительным и запоминающимся.

§ Шутите.

§ Используйте эмоции уместные для обучения например, гнев, озабоченность, просьба, сочувствие, воодушевление, огорчение, радость, вдохновение, печаль, удовлетворение, сентиментальность, стыд, скорбь, симпатия, глубокое волнение, сердечность).

Давайте интеллектуальные задания. Побуждайте участников:

§ Решать проблемы.

§ Смотреть на проблемы с разных точек зрения.

Поощряйте творчество

§ Преподносите информацию, используя художественные методы - через различные художественные средства (например, художественную фотографию, музыку, поэзию, театр, фокусы)

§ Представляйте информацию, соответствующую обучению – если информация не соответствует, то она окажется бессмысленной и на нее будет затрачено ценное время.

§ Представляйте материал, достаточный для Вас и участников – если Вы не чувствуете себя свободно, это будет заметно. Если участники не будут чувствовать себя свободно, это отвлечет их внимание.

Преодоление страха

Чего Вы боитесь больше всего?

§ В США люди больше всего боятся:

o Смерти

o Выступлений перед публикой

§ Даже если данная статистика не соответствует статистике в Вашей стране, большинство людей все-таки испытывают страх перед публичным выступлением.

§ Роско Друмонд забавно иллюстрирует это: «Ум – удивительная вещь.
Он начинает свою работу в минуту рождения и не прекращает ее до тех пор, пока Вы не встанете для выступления на публике»

Способы преодоления страха

§ Поймите, что:

o Временами все нервничают и переживают.

o Участники хотят, чтобы Вы выступили успешно. Они вас поддержат.

§ Тренировка, тренировка и еще раз тренировка. Она поможет вам чувствовать себя свободно с материалом и во время обучения. Отработайте ситуацию, в которой Вы потеряли способность сосредоточиться или возникла какая-либо другая проблема.

§ Чем больше лекций Вы проведете, тем спокойнее станет Ваше отношение к ним.

§ Заранее подготовьте информацию, оборудование, материалы и помещение, в котором будет проводиться обучение.

§ Создайте свободную неформальную атмосферу.

§ Побеседуйте с участниками по мере их прибытия на обучение. Это поможет Вам почувствовать связь с ними.

§ В начале презентации обращайтесь к тому человеку, которого Вы знаете. Присутствие знакомого лица помогает.

§ Сделайте глубокий вдох. Дыхание помогает расслабить тело.

§ Не торопитесь – говорите медленнее, если начинаете нервничать.

§ Шутите – смех помогает расслабиться.

§ Запишите свое выступление на видео. Это поможет Вам увидеть, что Вы делаете правильно, а что могли бы усовершенствовать. Вероятнее всего, Вы делаете все гораздо лучше, чем думаете.

§ Не относитесь к себе и своей роли слишком серьезно.

Что делать, если Вы сбились?

§ Помните, что это происходит даже с самыми лучшими лекторами.

§ Составьте запасной план (подготовьтесь на случай, если это произойдет)

o Задайте вопрос участникам.

o Спросите участников, не хотят ли они что-либо добавить к сказанному

o Проверьте свои записи и найдите на чем Вы остановились.

o Вернитесь к предыдущему слайду, чтобы освежить память.

Стиль

Некоторые лекторы обладают природным талантом к проведению лекций. У большинства из нас этого нет, но мы можем усовершенствовать свои навыки и стать лучше в пределах своих возможностей.

§ Признайте, что у каждого человека есть свой стиль.

§ Наблюдайте за другими и учитесь у них.

§ Будьте искренними – используйте то, что работает на Вас и Вашу ситуацию.

Семинар – один из видов учебных практических занятий, на которых обучающиеся обсуждают выполненные ими под руководством преподавателя доклады, рефераты и т.п. Виды семинаров: семинар-коллоквиум, семинар-дискуссия, семинар-конференция, семинар по клиническому разбору больных, семинар по обмену опытом работы, семинар по обсуждению письменных рефератов, семинар-экскурсия.

На практическом занятии врачи осваивают необходимые умения и практические навыки и переводят теоретические знания в практические умения и навыки профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа расширяет, закрепляет и углубляет знания и практические навыки врача, выполняется без непосредственного участияпреподавателя, но по его заданию. Преподаватель разрабатывает организацию, цели и задачи самостоятельной работы и создает необходимые условия для ее выполнения.

Дистанционное обучение – это взаимодействие преподавателя и обучающихся, а также обучающихся между собой на расстоянии, имеющее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемые специфичными средствами Интернет-технологий, как в синхронном, так и в асинхронном режиме или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

На современном этапе наиболее удобны электронные технологии – как цифровые (компьютерные), так и нецифровые (например, видео, телефонная и радиосвязь). Предпочтение отдается компьютерным технологиям. Основные компьютерные технологии:

§ технология отчуждаемых носителей,

§ технология компьютерных сетей,

§ технология реального времени,

§ технология виртуального времени.

Учебный дистанционный курс организуется по модульному принципу. Отслеживать процесс обучения возможно только через контрольные задания, т.к. для их выполнения обучающемуся необходимо обращаться к основной и дополнительной литературе, включая Интернет-ресурсы. Выполнение контрольных заданий свидетельствует об успешном прохождении курса.

Наши рекомендации