Как сделать лекцию запоминающейся
Начать с того, что привлекло бы внимание
§ Сделать что-то уникальное или значительное, чтобы привлечь внимание участников в самом начале.
o Пошутить
o Рассказать историю
§ Поддерживать соответствие между вступительной частью и лекцией.
Используйте «крючок»
Точно так же как рыбак использует крючок для ловли рыбы, лектор использует «крючок» для привлечения внимания участников.
§ Наилучшей приманкой является подход – а что здесь интересного для меня?
o Почему эта лекция важна для меня?
o Как я могу использовать эту информацию в моей работе?
o Как эта информация поможет мне решить мою проблему?
§ Во вступительной речи сообщить участникам, какую пользу они могут извлечь из этой лекции.
Привлеките аудиторию
§ Побудить участников поделиться своим мнением, опытом и планами.
§ Задать вопросы.
§ Соотнести представляемый материал со знаниями и опытом участников, используя следующее:
o Аналогии
o Связанные с работой ситуации
o Личные истории
o Примеры
Обычно участники запоминают начало и конец лекции. Вам также необходимо сделать запоминающейся середину лекции.
Показывать и рассказывать
При обучении слушателей следует использовать один или несколько приемов, делающих лекцию незабываемой:
§ Наглядные пособия
§ Реквизит
§ Примеры
§ Показы/демонстрации
Приемы, используемые для оживления лекции
§ Истории, случаи из жизни или анекдоты – персонифицируйте их, делайте выразительными. Это один из наиболее мощных способов сделать подаваемую информацию выразительной и запоминающейся.
§ Аналогии – приведите другую точку зрения.
§ Цитаты – четко формулируйте мысль.
§ Провокационные утверждения – спровоцируйте ответную реакцию у участников.
§ Интересная статистика – дайте подтверждение утверждению.
Затрагивайте чувства участников
§ Рассказывайте эмоциональные истории, проводите аналогии, и т.п., чтобы сделать обучение выразительным и запоминающимся.
§ Шутите.
§ Используйте эмоции уместные для обучения например, гнев, озабоченность, просьба, сочувствие, воодушевление, огорчение, радость, вдохновение, печаль, удовлетворение, сентиментальность, стыд, скорбь, симпатия, глубокое волнение, сердечность).
Давайте интеллектуальные задания. Побуждайте участников:
§ Решать проблемы.
§ Смотреть на проблемы с разных точек зрения.
Поощряйте творчество
§ Преподносите информацию, используя художественные методы - через различные художественные средства (например, художественную фотографию, музыку, поэзию, театр, фокусы)
§ Представляйте информацию, соответствующую обучению – если информация не соответствует, то она окажется бессмысленной и на нее будет затрачено ценное время.
§ Представляйте материал, достаточный для Вас и участников – если Вы не чувствуете себя свободно, это будет заметно. Если участники не будут чувствовать себя свободно, это отвлечет их внимание.
Преодоление страха
Чего Вы боитесь больше всего?
§ В США люди больше всего боятся:
o Смерти
o Выступлений перед публикой
§ Даже если данная статистика не соответствует статистике в Вашей стране, большинство людей все-таки испытывают страх перед публичным выступлением.
§ Роско Друмонд забавно иллюстрирует это: «Ум – удивительная вещь.
Он начинает свою работу в минуту рождения и не прекращает ее до тех пор, пока Вы не встанете для выступления на публике»
Способы преодоления страха
§ Поймите, что:
o Временами все нервничают и переживают.
o Участники хотят, чтобы Вы выступили успешно. Они вас поддержат.
§ Тренировка, тренировка и еще раз тренировка. Она поможет вам чувствовать себя свободно с материалом и во время обучения. Отработайте ситуацию, в которой Вы потеряли способность сосредоточиться или возникла какая-либо другая проблема.
§ Чем больше лекций Вы проведете, тем спокойнее станет Ваше отношение к ним.
§ Заранее подготовьте информацию, оборудование, материалы и помещение, в котором будет проводиться обучение.
§ Создайте свободную неформальную атмосферу.
§ Побеседуйте с участниками по мере их прибытия на обучение. Это поможет Вам почувствовать связь с ними.
§ В начале презентации обращайтесь к тому человеку, которого Вы знаете. Присутствие знакомого лица помогает.
§ Сделайте глубокий вдох. Дыхание помогает расслабить тело.
§ Не торопитесь – говорите медленнее, если начинаете нервничать.
§ Шутите – смех помогает расслабиться.
§ Запишите свое выступление на видео. Это поможет Вам увидеть, что Вы делаете правильно, а что могли бы усовершенствовать. Вероятнее всего, Вы делаете все гораздо лучше, чем думаете.
§ Не относитесь к себе и своей роли слишком серьезно.
Что делать, если Вы сбились?
§ Помните, что это происходит даже с самыми лучшими лекторами.
§ Составьте запасной план (подготовьтесь на случай, если это произойдет)
o Задайте вопрос участникам.
o Спросите участников, не хотят ли они что-либо добавить к сказанному
o Проверьте свои записи и найдите на чем Вы остановились.
o Вернитесь к предыдущему слайду, чтобы освежить память.
Стиль
Некоторые лекторы обладают природным талантом к проведению лекций. У большинства из нас этого нет, но мы можем усовершенствовать свои навыки и стать лучше в пределах своих возможностей.
§ Признайте, что у каждого человека есть свой стиль.
§ Наблюдайте за другими и учитесь у них.
§ Будьте искренними – используйте то, что работает на Вас и Вашу ситуацию.
Семинар – один из видов учебных практических занятий, на которых обучающиеся обсуждают выполненные ими под руководством преподавателя доклады, рефераты и т.п. Виды семинаров: семинар-коллоквиум, семинар-дискуссия, семинар-конференция, семинар по клиническому разбору больных, семинар по обмену опытом работы, семинар по обсуждению письменных рефератов, семинар-экскурсия.
На практическом занятии врачи осваивают необходимые умения и практические навыки и переводят теоретические знания в практические умения и навыки профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа расширяет, закрепляет и углубляет знания и практические навыки врача, выполняется без непосредственного участияпреподавателя, но по его заданию. Преподаватель разрабатывает организацию, цели и задачи самостоятельной работы и создает необходимые условия для ее выполнения.
Дистанционное обучение – это взаимодействие преподавателя и обучающихся, а также обучающихся между собой на расстоянии, имеющее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемые специфичными средствами Интернет-технологий, как в синхронном, так и в асинхронном режиме или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
На современном этапе наиболее удобны электронные технологии – как цифровые (компьютерные), так и нецифровые (например, видео, телефонная и радиосвязь). Предпочтение отдается компьютерным технологиям. Основные компьютерные технологии:
§ технология отчуждаемых носителей,
§ технология компьютерных сетей,
§ технология реального времени,
§ технология виртуального времени.
Учебный дистанционный курс организуется по модульному принципу. Отслеживать процесс обучения возможно только через контрольные задания, т.к. для их выполнения обучающемуся необходимо обращаться к основной и дополнительной литературе, включая Интернет-ресурсы. Выполнение контрольных заданий свидетельствует об успешном прохождении курса.