Используйте приведенный ниже список как руководство. Включите те пункты из этого списка, которые не будут названы слушателями.

· Приходите вовремяк началу каждого занятия и после каждого перерыва.

· Придерживайтесь установленного времени на каждом занятии.

· Отключайте мобильные телефоны,когда вы находитесь в комнате для занятий.

· Относитесь друг к другу на равных в комнате для занятий. Все звания и политические взгляды оставьте за пределами аудитории.

· Делитесь опытом и эрудицией. Многие слушатели уже имеют опыт и подготовку в проведении обучения.

· Не стесняйтесь задавать вопросы в любое время.

· Следует говорить по одному (это особенно важно, когда дается объяснение)

· Дайте каждому возможность участвовать в работе,сделав так, чтобы и тихие голоса были слышны. Не разрешается одному или двум слушателям доминировать в разговоре. Каждый имеет право сказать что-то существенное, и очень важно, чтобы у нас была возможность услышать всех.

· Никаких разговоров в стороне. Комментарии нужно давать перед всей группой.

· Предоставьте отзыв – конструктивный, а не критикующий

· В учебной комнате не курить

· Будьте терпимы к различиям в культуре и языке

· Относитесь благосклонно к ошибкам в произнесении имен

· Носите карточки с указанием имени

· Чаще проверяйте, все ли понимают информациюи имеют ли возможность задать вопросы (это особенно важно в ходе объяснения)

  • Все участники курса должны выступать по очереди.

Отметьте,что основные нормы применяются на протяжении всего обучения.

• Организаторы работы в группе и участники курса при разговоре друг с другом могут ссылаться на то, о чем мы договорились

• Новые нормы могут быть добавлены в ходе обучения.

• Основные правила будут полезны организатору работы в группе при управлении учебным процессом, поскольку с самого начала курса каждый участник согласился с нормами и знает, чего ожидать

«Парковка»

«Парковка» – это лист бумаги с перекидной доски, вывешенный на стене учебной комнаты, куда можно разместить вопросы, дела или темы, на которые не хватает времени во время презентаций. Преподаватели ставят их на «парковку» - с тем, чтобы позже их обсуждение можно было продолжить в перерывах, в обеденное время или в конце дня.

Эти темы обычно являются важными для участников курса, они записываются на бумаге и висят «припаркованные» до тех пор, пока не появится время для их обсуждения в конце курса или во время перерывов, обеденного времени или в конце дня.

«Парковку» можно с успехом применить при организации дискуссии, когда она слишком затягивается или когда выходит за рамки обсуждаемой темы. Это очень важный инструмент, который можно использовать при проведении обсуждений в группах.

Организационные вопросы

Важно познакомить участников курса с основными вопросами организации учебы, разъяснив им, что где размещается и к кому следует обращаться по разным организационным вопросам, включая:

Где будут проводиться

• Перерывы

• Обед

Где находятся

• Туалеты

• Запасной выход

• Рабочий офис

• Приемная

К кому следует обращаться по вопросам

• Гостиницы

• В непредвиденных ситуациях

• Прочее (например, суточные, вопросы повседневной жизни)

Руководство для преподавателя

По проведению занятия по разделу «Введение»

Форма и продолжительность учебных занятий:практика - 1 час.

Оснащение: доска или флипчарт, бумага А4, ручки, карандаши, стирательные резинки, фломастеры для флипчарта, система мультимедиа.

Структура занятия:Во время проведения слайд-презентации обсудите вопросы, относящиеся к данному разделу, организационные вопросы выявите обучающиеся потребности.

Слайд-презентация

№ слайдов Заголовок слайда и советы по преподаванию  
Слайд № 1 Заголовок: «Подготовка преподавателей для обучения медицинских работников организации борьбы с туберкулезом в первичной медико-санитарной помощи». Введение к обучающему семинару» • Скажите слова приветствия участникам курса.  
Слайд №2 Заголовок: Совместные усилия • Краткорасскажите о различных группах и организациях, которые принимали участие в этом семинаре, и в чем заключалась их роль
Слайд №3 Заголовок: Предпосылки для данного семинара • Краткоопишите пункты на слайде.
Слайд №4 Заголовок: Цель подготовки преподавателей • Кратко опишите основную цель семинара.
Слайд №5 Заголовок: Конкретные цели семинара • Попроситекого-нибудь из участников прочитать цели семинара
Слайд № 6-7 Заголовок: Материалы семинара • Сделайте обзорсодержания. • Покажитематериалы курса и обсудите,как они будут использованы в ходе обучения
Слайд №8 Заголовок: Знакомство • Попроситекаждого участника назвать o Свое имя o Должность o Место работы o Что он ожидает от этого курса • Запишите на доске или флипчарте,что они ждут отсеминара • Скажите,что мы будемстараться идти навстречу всем пожеланиям - кроме тех, которые выходят за рамки данного семинара • Прикрепитепереченьих предполагаемых ожиданий на стену, чтобы в последний день занятий сделать их обозрение.
Слайд №9 Заголовок: Отношение к данному семинару • Кратко обсудитепункты на слайде. • Отметьте,что для участников важно учиться без предубеждений. Подчеркните, что слушатели имеют большой опыт, и очень важно для них поделиться этим опытом с другими, и быть открытыми для восприятия новых путей обучения. • Констатируйте,что в обучении на данном семинаре все равны, и это очень важно для успеха. Иногда на таких семинарах оказываются вместе начальники и подчиненные, и пока идет учеба, важно, чтобы все оставили свои титулы за дверью.
Слайд №10-11-12 Заголовок: Основные правила • Опишитеосновные правила и их применение. • Создайтена доске с перекидными листами страницу под названием “Основные правила” • Спроситеслушателей, какие основные правила они хотели бы включить в этот перечень. • Добавьтекакие-то из основных правил, которые не были названы участниками (см. описание Основных правил). • Сделайте обзорв заключении. • Прикрепитеосновные правила на стену.
Слайд №13 Заголовок: Парковка • Объяснитеназначение «парковки» (см. описание «парковки») • Создайтена доске с перекидными листами страницу под названием «Парковка» и прикрепите ее на стену.
Слайд №14-15 Заголовок: Организационные вопросы • Обсудитеразличные организационные вопросы

Принципы обучения взрослых в медицинском образовании

Обучение взрослых

Многие считают, что обучение взрослых – это то же самое, что и обучение детей в традиционной школьной системе. Но это не верно, для взрослых требуются другие подходы к обучению. Знание того, как учатся взрослые, необходимо для достижения успеха обучающих курсов.

Обучение взрослых основано на теории «андрогогики» (Knowles M., 1984)Андрагогика (от греческого слова andros – взрослый мужчина, зрелый мужчина и ago – веду) – наука об обучении взрослых, которая обосновывает деятельность по организации процесса обучения, как обучающихся, так и преподавателей.

Теория «андрогогики» рассматривает следующие допущения:

1) взрослым нужно знать, почему им нужно научиться чему-то;

2) взрослым нужно учиться эмпирическим путем;

3) взрослые подходят к учебе как к процессу решения проблем;

4) взрослые учатся лучше, если тема имеет сиюминутную ценность. Поэтому при обучении взрослых наиболее эффективными являются такие педагогические технологии как, изучение случаев заболевания, ролевое обучение, моделирование и самооценка.

Понимание, как учатся взрослые необходимо, чтобы выбрать соответствующие обучающие технологии. Взрослые используют свой личный опыт как главный ресурс в обучении. Их обучающие потребности сосредоточены на реальной жизни. Они используют активное участие и лучше всего учатся в удобной благосклонной окружающей среде.

В таблице, представленной ниже, описаны основные принципы обучения взрослых и приемы, которые вы можете использовать для вовлечения взрослого слушателя курса в процесс в обучения.

Принципы обучения взрослых

  Принцип Прием обучения
1. Приходят на курс с багажом знаний и опыта и хотят или делиться Поощрять участников делиться знаниями и опытом. Включать виды деятельности, которые требуют применения их знаний и опыта
2. Могут принимать решения, представляют собой учащихся, способных определять собственные потребности в обучении. Включать виды деятельности, касающиеся решения проблем /задач
3. Имеют разный стиль обучения, который необходимо уважать Предоставьте участникам курса разные способы изучения материала
4. Взрослые хотят участвовать в процесс обучения, а не просто слушать лекцию Создайте атмосферу обучения с активным участием в нем участников курса, с применением различных типов деятельности
5. Мотивацией для взрослых является получение информации или заданий, имеющих значение и применение в их работе. Установить связь между содержанием, навыками и работой участников курса
6. Предпочитают обучение, которое основывается на реальных жизненных ситуациях Установить связь между содержанием выступлений и проблемами, с которыми участники курса сталкиваются на работе
7. Ожидают рационального использования из времени в ходе обучения Придерживаться реалистичного расписания
8. Беспокоятся, что во время работы в группе не смогут престать в должном свете в профессиональном или личностном плане Избегать критики. Выражать благодарность всем участникам за их вклад в процесс.
9. Лучше обучаются в позитивной атмосфере, где они чувствуют должное к себе уважение и уверенность в себе. Создайте позитивную атмосферу, при которой обеспечивалась бы положительная обратная связь, и проявлялось уважение ко всем участникам курса
10. Принадлежат к разным культурным слоям, ведут разный образ жизни, имеют различные религиозные предпочтения, они разного пола и возраста. Уважать мнения участников, а также поощрять участников уважать мнение других.

Обучающие потребности

Определение обучающих потребностей является фундаментальным требованием в обучении взрослых. Как только они определены, могут быть сформулированы цели, определены задачи и выбраны соответствующие методы преподавания и изучения.

Знание потребностей обучения слушателей поможет Вам построить курс таким образом, чтобы он давал им такие навыки, которые действительно будут использоваться. Выявление обучающих потребностей врачей должно проводиться постоянно. Если слушателям курса что-то в нем не нужно, это поможет Вам решить, какую информацию удалить, а какую осветить. Способы выявления обучающих потребностей: заполнение специальных форм, анкетирование, опрос и др.

Правила обратной связи

Преподавателям и врачам очень важен процесс обзора своей работы. Мы все должны учиться как на своих ошибках, так и на своих успехах. Предоставление обратной связи применяется и к преподавателям, и к врачам.

Наши рекомендации