Отношения с администрацией школы и с учителями
Данный аспект очень существенен для успешной реализации семейного обучения.
Каков мой подход?
Я исхожу из того, что и для директора, и для завуча, и для всех школьных педагогов наше семейное обучение представляет собой некую дополнительную мороку. В школе сотни учащихся. А тут еще отдельно нужно разбираться с несколькими учениками и их папой, составлять специальный договор, выделять дополнительное время на то, чтобы принять зачеты и экзамены...
Что я могу? Я могу приложить максимум усилий, дабы минимизировать людям дополнительные хлопоты. У меня нет денег на дорогие подарки. Но я могу быть внимательным и вежливым, четким в договоренностях, пунктуальным и организованным во всех мелочах. Людям должно быть удобно иметь со мной дело.
Я никогда не предъявляю учителям претензий по поводу оценок. Даже заранее говорю, что мы вовсе не претендуем обязательно на «пятерку». Ведь мы могли не учесть (даже и не знать) всех необходимых требований. Да и вообще учитель имеет профессиональное право ставить те отметки, которые считает нужными.
Должен сказать, что только пару раз мои дети получали заниженные отметки (с моей точки зрения) – с «пятерки» на «четверку».
Однажды это произошло от избыточной осторожности учительницы. Но мы не обиделись – тем более, что до того она проявила много чуткости и терпения.
В другой раз Тима немного разошелся с учительницей по литературе во взглядах на то, как надо писать сочинения. Да и вообще подошел к анализу литературных произведений совсем не так, как считала верным педагог. Тима к тому времени уже вовсю сам занимался сочинением песен и стихов, поэтому имел достаточно наглости и школьные сочинения писать на свой лад. Получился своеобразный конфликт классики и авангарда. Но, кстати, учительница его не ругала, а просто сказала, что не согласна с ним, хотя уважает его право на свою позицию.
Наблюдая различные методы действий у школьных педагогов, я вижу, что они довольно существенно отличаются от моих. Но не ощущаю никакого противоречия. Просто мы работаем в очень разных условиях. Но главное, мы – коллеги, мы – соратники, мы делаем одно общее дело. И кстати, в других условиях те же самые люди действуют иначе.
Довольно забавно бывает видеть, как милая молодая женщина очень строго разговаривает с классом (даже мне делается немного жутковато), а через несколько минут, перестроившись, мягко и спокойно принимает зачет у кого-нибудь из моих детей. Но вот в класс ворвалась группа дерущихся и орущих мальчишек и девчонок. И добрая школьная фея мгновенно преображается: меняется осанка, тембр голоса, взгляд… Звучат грозные слова. Буйствующие дети усмиряются, а затем изгоняются из класса. И снова мы видим милую, спокойную учительницу.
Несмотря на то, что я иду «альтернативным» и «неформальным» путем в образовании, мне очень близки и понятны заботы, проблемы, усталость школьных педагогов. Я их очень уважаю. Часто я ими просто восхищаюсь.
И, разумеется, все они радуются, что мы учимся хорошо. И всячески меня подбадривают и хвалят. А я год за годом радуюсь, что нам так повезло со школой и со всеми учителями.
Неудачный (единственный за все годы) опыт с той учительницей, из-за которой Тима остался на второй год, я учел во всех последующих контактах со школьными педагогами. И всегда достаточно подробно разъяснял им специфику нашей семейной ситуации, особенности характеров детей, психологические и учебные трудности. И учителя всегда чутко прислушивались (не снижая требований, а просто обращаясь с моими детьми помягче: учитывая, что школьная обстановка для них не совсем привычна).
Я никогда не подхожу с той позиции, будто бы школьные педагоги нам что-то «должны» (как сказала мне мама одного очень трудного подростка, поведение которого не укладывалось ни в какие рамки). Я обращаюсь к каждому учителю как к человеку, который может нам помочь – мне и моим детям. И я всегда очень благодарен за то время и внимание, которое нам уделяют.
Я полагаю, что если бы не такое доброжелательное отношение ко мне и к моим детям, какое сложилось в нашей школе, то очень трудно было бы столь успешно учиться дома и столь хорошо сдавать экзамены.
Сдача экзаменов и зачетов
Одно дело – помочь ребенку овладеть какими-то знаниями, а другое дело – научить его эти знания предъявлять. Умение четко и безошибочно ответить на экзамене, собраться на контрольной или диктанте, быстро сориентироваться в тесте, не растеряться от непривычно поставленного вопроса… – безо всех этих навыков даже хорошо подготовленные ученики получают «двойки» и «тройки» – лишь потому, что не умеют показать свои знания.
Для начала, конечно, я стремился к тому, чтобы мои дети шли на экзамен, хорошо подготовившись. Обычно дома я у них проверял знание всего материала. Только в старших классах отошел от данной практики. Заодно мы таким образом все повторяли, уточняли, находили слабые места и дорабатывали их.
Если все же с чем-то мы не могли разобраться, то я предупреждал об этом учителя и просил объяснить данную тему или отдельный вопрос.
Непосредственно перед отчетной письменной работой мы учились оформлять ее в соответствии с принятыми требованиями. В качестве основного ориентира я предлагал своим детям такой подход: проверяющему должен быть понятен ход твоих рассуждений, ход решения; проверяющему должно быть приятно (ну или хотя бы не противно) держать твою работу в руках; окончательный ответ должен быть четко выделен.
Готовя детей к устным зачетам, я объяснял им, что говорить надо внятно и четко (а не бормотать что-то себе под нос), что вести себя нужно вежливо, что не надо баловаться. Общий принцип: учителю должно быть приятно с тобой общаться. Причем, надо не «подлизываться», а просто общаться по-человечески, с чувством собственного достоинства и уважая собеседника.
Конечно, любому педагогу гораздо радостнее, если ученик подготовился хорошо и демонстрирует качественные, глубокие знания. Получается как бы маленький праздник. Особенно на фоне того разгильдяйства, которое характерно в отношении к учебе для большинства учеников.
Если с письменными экзаменами все более или менее ясно, то устные экзамены часто требуют особой психологической подготовки, особых моих предварительных объяснений. Например, тебе непонятен вопрос учителя. Надо не постесняться так и сказать. А что делать, если тебе задали вопрос по обширной теме? Ведь непонятно, с чего начать ответ. Я рекомендую начинать с того, что знаешь. А уж учитель, если сочтет нужным, направит разговор в требуемое русло. А как быть, если что-то забыл? Не теряться, не сникать, не замолкать совсем. Ведь идеальных знаний нет ни у кого. Рассказывай то, что помнишь.
Еще я объясняю детям, как важно полностью собраться, сконцентрироваться на экзамене. Мы заранее настраиваемся, внутренне готовимся.
Я ощущаю себя подобно тренеру, готовящему спортсмена к соревнованию, к выступлению. Я тоже являюсь участником экзамена – даже если жду за дверью или дома.
И все это – начиная прямо с первого класса.
Конечно, постепенно дети привыкают к ситуации экзамена. В конце девятого класса ни у Тимы, ни у Коли никаких проблем со сдачей общих школьных экзаменов не было. А уж в одиннадцатом классе – тем более.
Я стараюсь учесть все моменты. Даже характер педагога. Ведь если учительница держится строго, то ребенка нужно обязательно предупредить, что на самом-то деле тетя – доброжелательная и умная. Если учительница любит краткие и четкие ответы, то и ребенка я настраиваю на такой стиль ведения разговора. А кто-то ведь, наоборот, любит, чтобы дети довольно свободно и пространно порассуждали…
А еще я всегда говорю: «Не расстраивайся, если не получится сдать на «пять». Ничего страшного. Мы подготовились хорошо. Но оценки – не главное. Ты постарайся, конечно, сдать получше. Но уж как получится. Я ругаться не буду».
В день экзамена стараюсь не портить ребенку настроение всякими занудными нравоучениями. Правда, случалось, что все же не удерживался и ругал за что-то. Но потом всегда старался привести общее настроение в норму.
Обычно учителя не возражают против моего присутствия на устных зачетах. Я сижу и слушаю – мотаю на ус. И иногда даже встреваю немного – когда чувствую, что чадо начинает «подвисать». Разумеется, не наглею, а только слегка направляю развитие ситуации. Например, учительница спросила нечто из другого учебника, а мы по базовой программе этого не проходили – я деликатно вношу разъяснения. А потом снова тихонько сижу и слушаю.
После успешно сданного экзамена у нас всегда чуть-чуть праздник: больше в тот день не учимся, покупаем мороженое, шоколадку или что-нибудь другое вкусное, отдыхаем, смотрим кино…
Мне кажется, что, чем внутренне свободнее будет чувствовать себя на экзамене ребенок, тем успешнее он его сдаст. Тут играют роль и свободное владение знаниями, и уверенность в себе, и достаточная свобода в общении и поведении, и незацикленность на отметках и результатах… И даже: ведь если не получилось, то экзамен всегда можно пересдать.