Часть 3. Методические подходы и организационные моменты
Учеба – часть всей жизни
Особенность нашего семейного процесса – вписанность учебы во весь ритм, во весь распорядок жизни. Можно даже сказать, что это и есть основной методический подход. И главный организационный принцип.
Обычно ведь как? В школе существует определенное расписание, определенное время занятий. А остальные все свои дела учащиеся вынуждены делать в другое время. То есть имеется достаточно четкое деление: вот школа, а вот вся остальная жизнь. Если подумать, то в этом и заключается одна из фундаментальных причин неудач современной массовой педагогики.
У нас дома все не так. Нет никакого особого разделения между учебой и всеми другими семейными делами. Просто учеба – это одно из дел. Такое же, как приготовление пищи, прогулка, чтение, игра... Да и внутренне я всегда старался преподавать так, чтобы моим детям было видно, как изучаемые ими темы и предметы связаны с обычной реальной жизнью.
А иначе ведь большинству детей и подростков просто не понятно, зачем им нужно учиться. Часть детей двигается на исходном высоком интересе к учебе (но таких весьма мало), часть учатся чисто из послушания (таких, мне кажется, большинство), часть просто любит блеснуть перед классом… А существенная доля учащихся в школе почти не учатся (то есть просто проводят время почти безо всякого толку).
Мне хотелось развить в своих детях серьезное отношение к учебе, происходящее из понимания того, что учиться нужно – исходя из реальной жизни. Так человеку, попавшему в поход, делается очевидным, что нужно уметь рубить дрова и ставить палатку. Поэтому любой материал я старался преподавать так, чтобы была видна его связь с жизненной реальностью.
Недавно объяснял одному пареньку математику. Спрашиваю: «Сколько будет, если из 1050 вычесть 50?» Отвечает: «Будет 1». Это, значит, он так лихо от 1050 откинул 50, а потом решил, что и нолик тут лишний. Задаю вопрос по-другому: «Вот, допустим, есть у тебя 1050 рублей. Ты дал приятелю 50 рублей. Сколько у тебя останется?» Отвечает мгновенно: «У меня останется 1000 рублей». То есть при переходе в реальную жизненную плоскость мозги начинают работать гораздо лучше.
Тот же принцип можно использовать практически в каждом предмете. Изучая систему обозначения географических координат, вспомним недавно прочитанную книгу «Дети капитана Гранта», где все повествование вертится вокруг данной темы. Объясняя что-то из физики, я все время тыкаю пальцем в расположенные в квартире бытовые приборы. Почитав в учебнике истории о порядках на Руси в Х веке, мы можем подумать, что в них общего с современными проблемами…
Я все время стараюсь показать, что мы изучаем не какие-то абстрактные вещи, а учимся лучше ориентироваться в реальной жизни.
Ну а внешне единство учебного процесса и всех других сторон жизни семьи у нас выражается в том, что я планирую и организую не только уроки по предметам, но и все другие наши занятия – как единое целое. Я даже не очень планирую (весьма большую роль играет импровизация, ориентация по ситуации), а, скорее, ощущаю поток событий дня. Пробуждение, завтрак, учеба, игры, снова учеба, снова игры, прогулка, обед, чтение, снова учеба, рисование, спортивная тренировка, чтение, ужин, разговоры, сказки перед сном... Последовательности и временные интервалы могут быть самые разные. Но я всегда контролирую, чувствую происходящее.
Очень существенно то, что я не считаю уроки самым важным делом для детей. Съездить в лес или посмотреть на закатное небо тоже очень важно. А уж сочинить песню или прочитать хорошую книгу – тем более.
Но все же учеба должна идти. Я довольно часто говорил сыновьям, что к ней ребенок должен относиться как к работе. Растущему человеку взрослые предоставляют возможности для подготовки к будущей взрослой жизни. А потом нужно будет занять свое место в обществе и вносить свой вклад в его функционирование.
Оптимально сочетая между собой дела дня, дела недели, можно успевать весьма много. Причем, одновременно в разных сферах воспитания: в интеллектуальном развитии, в физическом развитии, в раскрытии творческих способностей, в общей культуре личности, в душевно-эмоциональном плане...
И даже не могу сказать, что мы что-то такое уж «сверхтакое» успели. Но самое необходимое сумели освоить. По-моему, уже хорошо.