Кто считает, что как личность и психика являются нетождественными, хотя и находятся в единстве, так развитие личности и развитие психики образует единство, но не тождество
а)Э. Торндайк
б)Ж. Пиаже
в)Л. С. Выготский
г)А. В. Петровский
Задачи для самоподготовки:
Практическая часть для самоподготовки:
8. Материалы для разбора с преподавателем и контроля его усвоения:
8.1. Разбор с преподавателем узловых вопросов для освоения темы занятия.
8.2. Демонстрация преподавателем методик практических приемов по теме.
8.3. Материал для контроля усвоения материала:
Вопросы для решения с преподавателем:
1.Сущность процесса обучения.
2.Цели и задачи обучения.
3. Понятия: знание, умение, навык.
4. Структура процесса обучения.
5. Критерии эффективности обучения.
6.Различные воззрения на соотношение обучения и развития.
7. Учение Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития».
8. Стили обучения; репродуктивный, творческий, эмоционально-ценностный.
9. Влияние обучения на развитее личности.
Тесты для решения с преподавателем:
1. Заполните пропуски
1. Процессом обучения называется … процесс … , управляемый … .
2.Знания – совокупность … … , в которых выражается … … этим предметом.
3.Умения – овладение … применения усвоенных знаний … .
4.Навыки – умения, доведенные до … , высокой степени … .
5. Помимо общей и главной цели – передачи детям … … , умений и … , развития … … учащихся – педагог постоянно ставит перед собой частные задачи по обеспечению … … школьниками … … знаний, умений и навыков.
6. В содержании проявляется важнейшее педагогическое противоречие: между огромными запасами общественно-исторической информации и необходимостью отбора из нее лишь основ в целях обучающего познания.
7.При линейной структуре отдельные части учебного материала образуют … … тесно связанных между собой … , прорабатываемых за время школьного обучения, как правило, … … … .
8. Концентрическая структура предполагает … к изучаемым знаниям.
9. Характерной особенностью спиральной структуры изложения является то, что учащиеся, не теряя из поля зрения… …, постепенно … и … круг связанных с ней знаний.
10.Смешанная структура – комбинация … , концентрической и … структур.
11. Зона ближайшего развития – это расхождения между уровнем … … и уровнем … … .
12. Основная особенность репродуктивного стиля обучения состоит в том, чтобы передать ученикам ряд … знаний.
13. Стержнем творческого стиля обучения является стимулирование учащихся к … в … … .
14.Эмоционально-ценностный стильобучения обеспечивает … … … в учебно-воспитательный процесс на уровне … понимания и … восприятия учебного материала и … образа самого учителя.
Задачи I уровня:
1. Совпадают ли цели обучения во всех известных вам дидактических системах? Обоснуйте свой выбор.
1. Да.
2. Нет.
3. Частично.
4.Не знаю.
5. Некорректный вопрос.
Задачи II уровня:
1. Синтезируя приведенные определения, установите сущность учебного процесса.
1. Процесс обучения заключается в передаче знаний учащимся.
2. Процесс обучения заключается в усвоении знаний учащимися.
3. Процесс обучения заключается в управлении познанием.
4. Процесс обучения предполагает контроль усвоения знаний, навыков, умений.
5. Процесс обучения – это двусторонняя совместная деятельность учителей и учащихся.
6. Учебный процесс – двусторонний управляемый процесс совместной деятельности учителей и учащихся, направленный на интеллектуальное развитие, формирование знаний и способов умственной деятельности обучаемых, развитие их способностей и наклонностей.
7. В учебном процессе осуществляются воспитание и развитие учащихся.
8. Главная цель учебного процесса – управление умственной деятельностью учащихся.
9. Сущность учебного процесса состоит в организации учения.
10. Процесс обучения направлен на формирование мировоззрения обучаемых.
Задачи III уровня:
1. О чем свидетельствует частичное совпадение целей обучения. Докажите
свою правоту.
1. О том, что есть вечные непреходящие ценности обучения и образования.
2. О консерватизме человеческого мышления.
3. Об инертности школы.
4. О том, что трудно менять составленные программы.
5. О нежелании педагогов внедрять новые идеи.
Практическая часть
9. Перечень вопросов, рекомендованных для УИРС:
Подготовьте доклады по данным темам:
1. Цели и задачи современного обучения.
2. Стили обучения.
10. Литература:
- Основная:
1. Белогурова В. А. Научная организация учебного процесса. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 448 с.
2. Болотова, М. И. Педагогика в работе врача: учеб. Пособие для студ. Высш. Мед. Учебных заведений / М.И. Болотова. – Оренбург: пресса, 2013. – 104с.
3. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации. / Н. В. Кудрявая и др. - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001- 301 с.
4. Подласый, И.П. Педагогика: учебник / И.П.Подласый. – М.: Высшее образование, 2006. – 540 с.
- Дополнительная:
1. Бордовская, Н. В. Педагогика: учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб: Питер, 2006. – 304с.
2. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – Кн. 1.: Общие основы. Процесс обучения. – 576с.
3. Пуйман, С.А. Практикум по педагогике: пособие / С.А.Пуйман, В.В.Чечет. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – 176 с.
4. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с.
ЗАНЯТИЕ № 17
Тема:«Теория воспитания»
1. Актуальность темы:
В основе деятельности врача лежат специальные знания, относящиеся к естественным наукам. Однако в ситуации практической работы врач выступает как профессионал, который обязан действовать согласно нормам и правилам, принятым в этой сфере, а также постоянно повышать уровень своего мастерства. Однако в практической деятельности врача существуют такие ситуации, которые предполагают не только принятие собственного решения, но и необходимость управлять действиями другого. К ним можно отнести общение с подчиненными и начальством, разрешение деловых конфликтов, установление отношений с пациентом и его родственниками. В этих случаях требуются дополнительные знания, дающие представление о возможных вариантах действия. Знания, отражающие опыт управления другими людьми, могут быть получены из раздела педагогики «Теория воспитания».
2. Учебные цели занятия:
Знать:
- принципы педагогического общения в работе врача;
- сущность процесса воспитания;
- принципы педагогического общения;
- педагогические средства в воспитании пациентов и младшего медицинского персонала.
уметь:
- использовать полученные знания на последующих этапах обучения, а также в профессиональной деятельности;
- анализировать личностные, профессиональные, в том числе учебные, ситуации и принимать индивидуальные и совместные решения;
- использовать методы и приемы обучения;
- анализировать научно-педагогическую литературу и использовать полученные знания;
- применять знания и категориальный аппарат науки в профессиональной, научной, исследовательской жизни;
- учитывать и использовать объективные связи и принципы обучения;
- самостоятельно учиться, адекватно оценивать свои возможности, разрабатывать и реализовывать проекты личностного и профессионального самосовершенствования.
5. Цели развития личности–формирование деонтологических, профессиональных, психологических умений и навыков студента.
6. Оснащение: тестовые задания, дидактический материал, технические средства обучения.
7. Материалы для самоподготовки:
7.1. Вспомогательный учебный материал
1.Процесс воспитания. Сущность процесса воспитания.
В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания(воспитательный процесс). Сущность, а также место и роль этого процесса легче всего обнаружить, рассматривая его в структуре более общего процесса формирования личности.
Воспитание– процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.
В современном понимании процесс воспитания – это именно эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.
Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде всего это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс.
Процесс воспитания – процесс многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием невообразимую сложность данного процесса. Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. Чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния организованной воспитательной деятельности и объективных условий, тем успешнее осуществляется формирование личности. Особенность воспитательного процесса проявляется и в том, что деятельность воспитателя, управляющего этим процессом, обусловлена не только объективными закономерностями. Это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальности, характера, его отношения к воспитанникам.
Сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Воспитательный процесс отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь.
Школьное воспитание оставляет наиболее глубокий след в сознании человека, потому что нервная система в молодом возрасте отличается высокой пластичностью и восприимчивостью. Но даже при четкой организации воспитательного процесса в школе рассчитывать на быстрые успехи нельзя: для процесса воспитания характерна отдаленность результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия.
Одна из особенностей воспитательного процесса – его непрерывность. Процесс воспитания – это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников.
Процесс воспитания – процесс комплексный. Комплексность в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Формирование личностных качеств происходит не поочередно, а одновременно, в комплексе, поэтому и педагогическое воздействие должно иметь комплексный характер, который требует соблюдения целого ряда важных педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками. Воспитательному процессу присущи значительная вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов.
В одних и тех же условиях последние могут существенно отличаться, так как обусловлены субъективными факторами: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом и отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом также оказывают большое влияние на его ход и результаты.
Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь).