Стили обучения; репродуктивный, творческий, эмоционально-ценностный.

Стили обучения определяются доминированием определенной группы методов в общей системе методов и приемов обучения. Они выступают как способ отношения педагога к осуществляемой педагогической деятельности и общению.

Репродуктивный стиль обучения. Основная особенность репродуктивного стиля состоит в том, чтобы передать ученикам ряд очевидных знаний. Педагог просто излагает содержание материала и проверят уровень его усвоения. В рамках данной модели учитываются только регламентированные или догматизированные знания. Мнения учащихся просто не учитываются. Основу репродуктивного обучения составляет система требований учителя к быстрому, точному и прочному усвоению знаний, умений и навыков.

Творческий стиль обучения. Его стержнем является стимулирование учащихся к творчеству в познавательной деятельности. А также поддержка педагогом инициатив своих подопечных. При этом учитель отбирает содержание учебного материала согласно критериям проблемности.

Эмоционально-ценностный стильобучения обеспечивает личностное включение учащихся в учебно-воспитательный процесс на уровне эмпатического понимания и ценностно-смыслового восприятия учебного материала и духовно-нравственного образа самого учителя. Это возможно только при эмоциональной открытости учителя, искреннем интересе к своему учебному предмету. Данный стиль предполагает наличие эмпатических способностей у педагога, а также умение организовывать учебно-воспитательный процесс диалогически.

Влияние обучения на развитие личности.

В современной общественной жизни обучение (его уровень, характер, качество знаний) играет немаловажную роль в становлении личности. На разных стадиях развития человека обучение выступает в роли «стимулятора» человеческой активности, гаранта поступка (в разных сферах деятельности), стабилизатором социальной роли (статуса), условия социальной мобильности.

В образовании обучение и воспитание не только «образовывает» человека, но и формирует его психику, дает ценностный критерий, определенный угол зрения на себя, на природу, на мир, то есть, вырабатывает определенную точку зрения, мнение, мировоззрение. Поэтому задача обучения – приближение человека к культурным ценностям (науке, искусству, нравственным идеалам). Цели образования, по определению выдающегося ученого, философа и педагога С. И. Гессена, – культурные ценности, к которым в процессе образования должен быть приобщен учащийся. Осознавая кризисность состояния культуры, общества в целом в начале ХХ века, он видит выход из него в обращении к общечеловеческим ценностям, ставшим основой его «педагогики культуры». Приобщение личности к высшим культурным ценностям через образование – вот тот путь, который поможет преодолеть кризис «критической эпохи». Развитие свободы личности возможно через нравственное образование, задачи которого – отмена природного принуждения, укрощение темперамента, воспитание внутренней силы свободы, что возможно только через постановку сверхличных целей. Эти цели и задачи образования остаются актуальными по сей день.

7.2. Материал для самоподготовки

Вопросы:

1. Что собой представляет процесс обучения?

2. Какие звенья взаимодействия характерны для понятия процесса обучения?

3. Каковы цели современного обучения?

4. Назовите основные задачи обучения.

5. Дайте определения понятий «знания», «умения», «навыки».

6. Опишите структуру процесса обучения.

7. Назовите критерии эффективности обучения на различных этапах.

8. Раскройте суть различных точек зрения на соотношение обучения и развития.

9. Что означает «зона ближайшего развития»?

10. Какую роль играет обучение в развитии личности?

11. Назовите стили обучения и объясните их значение.

Тесты

Специфический процесс познания, управляемый педагогом, – это

а) преподавание

б)процесс обучения

в) учение

г) учебный процесс

2.Совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом – это

а)знания

б)умения

в)навыки

3. Умения, доведенные до автоматизма – это

а)знания

б)умения

в)навыки

Овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике – это

а)знания

б)умения

в)навыки

Наши рекомендации