С чем связывают акселерацию педагоги?
а) с развитием психических функций
б) с физиологическим созреванием организма
в) с духовным развитием и социализацией
Когда акселерация пошла на убыль?
а) на убыль еще не пошла
б) на современном этапе
в) в начале ХХ века
г) в середине 80-х годов ХIХ века
5. Оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов психической деятельности и обусловленного ими развития духовных качеств – это
а) латентные
б) оптимальные
в) благоприятные
г)сензитивные
В какой возрастной группе восприятие отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью»?
а) в младшем школьном возрасте
б) в среднем школьном возрасте
в)встаршем школьном возрасте
7. В каком возрасте появляется усиленный интерес к этическим проблемам?
а) в младшем школьном возрасте
б) в среднем школьном возрасте
в)встаршем школьном возрасте
8. В каком возрасте одной из самых серьезных проблем является несогласованность убеждений, моральных идей и понятий, с одной стороны, с поступками, действиями, поведением, с другой?
а) в младшем школьном возрасте
б) в среднем школьном возрасте
в)встаршем школьном возрасте
Задачи для самоподготовки:
Практическая часть для самоподготовки:
8. Материалы для разбора с преподавателем и контроля его усвоения:
8.1. Разбор с преподавателем узловых вопросов для освоения темы занятия.
8.2. Демонстрация преподавателем методик практических приемов по теме.
8.3. Материал для контроля усвоения материала:
Вопросы для решения с преподавателем:
1. Элементы возрастной психологии и их учет в деятельности врача.
2. Подходы к изучению развития человека в контексте его жизненного пути.
3. Психологическое содержание возрастных этапов развития человека.
4. Акселерация.
5. Неравномерность развития.
6. Особенности обучения и воспитания различных возрастных групп.
7. Учет индивидуальных особенностей.
8. Учет возрастных особенностей и особенностей процесса приобретения человеком индивидуального опыта в профессиональной деятельности врача.
Тесты для решения с преподавателем:
1. Заполните пропуски
1. Человеческая индивидуальность выражается в … .
2. Возникновение индивидуальных различий связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путь … .
3. Часть педагогов придерживаются мнения, что школа ... учитывать индивидуальные особенности детей.
4. Отечественная педагогика утверждает, что воспитание должно опираться на знание ... .
5. Индивидуальный подход к обучаемым основан на ... личности.
6. Индивидуальный подход проявляется не в приспособлении целей и содержания воспитания к каждому отдельному ученику, а в умелом выборе … учебно-воспитательной работы.
Задачи I уровня:
1. Почему в V – VI классах успеваемость и дисциплинированность школьников снижаются?
1. Детям надоело учиться.
2. Классные руководители уделяют меньше внимания воспитанию учеников, чем учителя начальных классов.
3. Ученик внутренне не подготовлен к изменению условий учения, новым требованиям.
4. Начальная школа не дает достаточного развития, необходимого для обучения в V классе.
5. Все дело в особенностях развития школьников этого возраста.
Задачи II уровня:
Что такое акселерация? Выберите более точный, полный ответ
1. Процесс активной деятельности личности.
2. Ускоренное формирование интеллектуальных сил личности.
3. Ускорение индивидуального развития человека.
4. Проявление настойчивости личности в достижении поставленных задач.
5. Ускоренное физическое и психическое развитие личности в детском и подростковом возрасте.
Задачи III уровня:
Заполните пропуски
1. Наблюдения показывают, что между возрастом и развитием человека существует ... .
2. Чтобы правильно управлять процессом развития, нужна классификация ... человеческой жизни.
3. Возрастная периодизация основывается на выделении возрастных ... .
4. В молодом возрасте физическое развитие человека идет ... , а в зрелом ... .
5. Каждый орган человеческого тела развивается своим ... , в целом части тела развиваются ... и ... .
6. Чем ниже возраст человека, тем ... темп духовного развития, с возрастом темп духовного развития ... .
7. Духовное развитие людей протекает ... .
8. В развитии человека существуют оптимальные сроки для формирования всех качеств, такие периоды называются... .
9. По мере развития человека его духовные качества приобретают ... , сохраняя при этом возможность ... .
Практическая часть
9. Перечень вопросов, рекомендованных для УИРС:
Подготовьте доклады по данным темам:
1. Психологическое содержание возрастных этапов развития человека.
2. Особенности обучения и воспитания различных возрастных групп.
3. Учет возрастных особенностей и особенностей процесса приобретения человеком индивидуального опыта в профессиональной деятельности врача.
10. Литература:
- Основная:
1. Бабанский, Ю. К. Педагогика: учеб. пособие для пед. вузов / Ю. К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1988. – 479с.
2. История педагогики и образование / под ред. А. И. Пискунова. - М.: Наука, 2001.-697с.
3. Пидкасистый, П. И. Педагогика: учеб. пособие для вузов / П. И. Пидкасистый – М.: Юрайт, 2011. – 714с.
4. Подласый, И. П. Педагогика: учебник / И. П. Подласый. – М.: Высшее образование, 2006. – 540с.
5. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов / Составитель и ответственный редактор А. А. Радугин; Научный редактор Е. А. Кротков. – М. Центр, 2002. – 256с.
6. Радугин А. А. Психология и педагогика – Москва: Вече, 2000.-526с.
7. Турлак, Т. А. Основы психологии и педагогики. Практикум: учебн. пособие / Т. А. Турлак. – Минск: Изд-во Гревцова, 2012. – 376с.
- Дополнительная:
1. Бордовская, Н. В. Педагогика: учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб: Питер, 2006. – 304с.
2. Бороздина, Г. В. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие для студ. вузов по непед. спец. / Г. В. Бороздина. – 2-е изд., стер. – Минск: Изд-во Гревцова, 2011. – 336с.
3. Джуринский, А. Н. Развитие образования в современном мире: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по пед. специальностям / А. Н. Джуринский. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Владос, 2003. – 239с.
4. Пуйман, С. А. Практикум по педагогике: пособие / С. А. Пуйман, В. В. Чечет. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – 176с.
5. Сластенин В. А. и др. Педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2002
ЗАНЯТИЕ № 15
Тема:«Понятие дидактики. Основные проблемы дидактики»
1. Актуальность темы:
Проблемы, которые разрабатывает и исследует дидактика, обусловлены ее двусторонним характером как науки. Научно-теоретическая функция дидактики заключается в изучении реальных процессов обучения, установлении закономерных связей между различными сторонами процесса обучения, раскрытии их сущности и тенденций проявления. Так, одной из важнейших проблем дидактики является установление закономерных связей между познанием и обучением. Решение теоретических проблем и полученные новые знания позволяют более эффективно направлять практику обучения, дают надежные ориентиры учителю в его педагогической деятельности.
Разрабатывая проблемы отбора содержания образования, устанавливая принципы обучения, нормативы применения методов, приемов и средств обучения, дидактика выполняет нормативно-прикладную функцию.
Успешное решение теоретических и прикладных проблем дидактики обусловлено использованием междисциплинарного подхода, включая внешние межпредметные связи с философией, психологией, физиологией, кибернетикой, так и внутренние – с теорией воспитания, школоведением, частными методиками.
2. Учебные цели занятия:
Знать:
- определение дидактики;
- основные категории дидактики, их значение и место в системе обучения;
- дидактические системы и модели обучения, их характеристики;
- закономерности и принципы обучения;
- методы обучения, их классификации;
- виды и формы обучения;
- направления и способы практического применения педагогических знаний в профессиональной деятельности врача;
- закономерности, принципы, способы личностного и профессионального самосовершенствования, а также развития творческого потенциала личности.
уметь:
- использовать полученные знания на последующих этапах обучения, а также в профессиональной деятельности;
- анализировать личностные, профессиональные, в том числе учебные, ситуации и принимать индивидуальные и совместные решения;
- использовать методы и приемы обучения;
- анализировать научно-педагогическую литературу и использовать полученные знания;
- применять знания и категориальный аппарат науки в профессиональной, научной, исследовательской жизни;
- учитывать и использовать объективные связи и принципы обучения;
- самостоятельно учиться, адекватно оценивать свои возможности, разрабатывать и реализовывать проекты личностного и профессионального самосовершенствования.
5. Цели развития личности–формирование деонтологических, профессиональных, психологических умений и навыков студента.
6. Оснащение: тестовые задания, дидактический материал, технические средства обучения.
7. Материалы для самоподготовки:
7.1. Вспомогательный учебный материал