Становление российской и украинской педагогики.

Украинская педагогическая мысль и практика воспитания подрастающих поколений имеют давние исторические традиции. Еще со времен Киевской Руси известны такие труды по вопросам воспитания, как сборник законов “Русская правда” Ярослава Мудрого, “Правда” его сыновей Ярославичей, “Наставление” Владимира Мономаха, “Житие Евдокии Полоцкой” и “Наставление детям” монаха Ксенофонта, целый ряд отрывков из летописей и писем, в которых описывались народные традиции семейного воспитания, отношения родителей и детей.

В XIV-XVII вв. важную роль в развитии образования сыграли так называемые братские школы во Львове, Луцке, Киеве. Этот период стал временем сплошной грамотности населения Украины, что вызывало искреннее восхищение посещавших ее иностранцев.

Центром образования той эпохи стала Киево-Могилянская коллегия, основанная в 1632 году, с 1701 года преобразованная в Киевскую академию, а с 1819 – в Киевскую духовную академию, просуществовавшую до 1918 г. С 1992 года это учебное заведение было возрождено и сегодня носит название Национальный университет “Киево-Могилянская академия”.

Своеобразной вершиной в развитии украинской народной педагогики стала казацкая педагогика. Ее основными задачами были:

- воспитание физически закаленных, мужественных воинов – защитников родного народа от чужеземного порабощения;

- воспитание у подрастающего поколения украинского характера и мировоззрения, уважения к национальным и общечеловеческим ценностям;

- формирование высоких рыцарских качеств, уважения к старшим, стремления к милосердию и помощи другим людям;

- воспитание граждан, которые бы развивали культуру, экономику и другие сферы жизнедеятельности народа на мировом уровне.

Огромную роль в развитии педагогики и национального образования в Украине сыграли коллегиумы. Особую известность приобрели Черниговский и Харьковский коллегиумы. Первый из них был основан еще в 1589 году известным украинским писателем, педагогом и религиозным деятелем Иоанном Максимовичем, предназначался преимущественно для изучения общеобразовательных дисциплин. Срок обучения в коллегиуме составлял 6 лет. Второй был основан в 1721 году и до создания Харьковского университета (1804 г.) был ведущим центром образования Слобожанщины. В нем преподавались грамматика, поэтика, риторика, философия, богословие. В 1765 г. открылась подготовка по математике, французскому и немецкому языкам, а также инженерному делу, артиллерии, геодезии, вокалу и инструментальной музыке.

В XVI-XVIII веках на фоне национального возрождения получила дальнейшее мощное развитие и украинская педагогическая мысль. Для ее развития характерными были опора на национальные традиции с учетом лучших достижений западной педагогической науки. Этот период связан с творчеством и практической деятельностью таких известных личностей, как Иван Вишенский, Иов Борецкий, Епифаний Славинецкий, Феофан Прокопович, Григорий Сковорода и другие. В частности, Ф. Прокопович считал необходимым воспитывать высокообразованную, духовно богатую молодежь. Он разработал систему духовного образования, включающую архиерейские школы, семинарии и академию.

Выдающаяся роль в развитии отечественной педагогики принадлежит Григорию Савичу Сковороде (1722-1794), который выступал выразителем идей гуманизма и просветительства. Он внес огромный вклад в духовную культуру украинского народа, в том числе в педагогику, считая образование средством морального переустройства общества. Среди украинских педагогов этого периода он одним из первых выступал против церковно-схоластического и феодально-аристократического воспитания. В своих произведениях Г. С. Сковорода отстаивал идеи природосоответствующего воспитания, преподавания на родном языке, всестороннего развития учащегося, а также стремился сделать образование доступным для всех слоев общества. Именно Г. С. Сковорода впервые провозгласил идею естественного воспитания и принцип его народности.

В XIX – и в начале XX столетия проблемам образования уделяли большое внимание известные деятели культуры и искусства, литературы и науки. Так, Т. Г. Шевченко (1814-1861) отстаивал право обучения на родном языке и подготовил соответствующий букварь. Он был уверен, что народная школа будет способствовать духовному пробуждению людей и улучшению их жизни. Поэт и мыслитель провозглашал необходимость патриотического воспитания молодежи через привитие ей святого чувства любви к родной земле и своему народу. Он высоко ценил роль личности учителя, видя в нем высоконравственного человека, носителя духовности.

В ХХ веке отечественная педагогика получила новые импульсы своего развития благодаря научным исследованиям и практической деятельности целой плеяды блестящих просвещенцев. Так, С. Ф. Русова (1856-1940) своей огромной целеустремленной научной, педагогической и общественной деятельностью способствовала разработке концепции национального образования и воспитания. Системному изложению ее педагогических идей посвящены такие фундаментальные труды, как “Дошкольное воспитание”, “Теория и практика дошкольного воспитания”, “Дидактика”, “Современные течения в новой педагогике”, “Нравственные задачи современной школы”, “Новая школа” и другие. Характерно, что С. Русова рассматривает учебно-воспитательный процесс в его единстве и подчеркивает, что отдельно привить учащимся нравственные качества невозможно, что их нравственное воспитание должно пронизывать весь процесс учения, всю жизнь.

Основная задача педагога, по мнению С. Русовой, состоит в том, чтобы обеспечить возможность развития самостоятельности учащихся. Необходимо “не учить ребенка, не давать ему готовых знаний, хотя бы и начальных, а прежде всего пробудить его духовные силы, разбудить любознательность, воспитать его чувства – чтобы глаза ребенка умели видеть, уши прислушивались ко всему, ручки умели оказываться и около карандашей, и около ножниц, и около глины, и около бумаги”, – писала София Русова.

Одним из создателей украинской образовательно-воспитательной системы по праву считается Г. Г. Ващенко (1878-1967). Его педагогические исследования, как отмечает В. В. Ягупов, занимают особое место, поскольку в таком объеме и с таких позиций ее проблемы еще не разрабатывались. Вынужденный жить и работать за рубежом, Григорий Ващенко предложил целостную систему украинской национальной педагогики, которая, по мнению зарубежных исследователей, полностью отвечает духу родного народа. В основе этой системы лежат идеалистическое мировосприятие, христианская мораль, организация педагогических исследований и создание специальных лабораторий, издание педагогических трудов, школьных учебникови другой литературы для молодежи различного возраста на высочайшем художественном и техническом уровне.

Заслуженную славу и всемирное признание украинской педагогической науке и практике принесли труды и реальная деятельность выдающихся педагогов ХХ века А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского.

Основные этапы развития образования в России

Воспитание на Руси до принятия христианства осуществлялось преимущественно в семьях – воспитание земледельцев и ремесленников. Особо было организовано воспитание будущих дружинников и волхвов.

С периода от принятия христианства до середины XIII в. утвердилась новая идеология русского государства, соответственно – русского воспитания и образования. В "Слове о Законе и Благодати" заложены духовные основы развития российской государственности и образования. В этом смысле имя Илариона должно стоять рядом с именами Владимира Великого и Ярослава Мудрого. Благодаря их деятельности и деятельности других государственных и православных деятелей, в короткий срок на Руси была создана «целостная система» образования от начальной школы до «академии», которая существовала в форме государственных и церковно-монастырских школ.

На Руси за короткий срок была сформирована образовательная система с достаточно сложным содержанием, что объясняется как политическими, так и религиозными причинами: государству и церкви требовались не только образованные, но и высоко образованные люди. Образование служило в первую очередь целям духовного воспитания, которое включало православие, «светские» искусства – грамматику, риторику, элементы народной, отечественной культуры, прежде всего литературы. Основы содержания образования, разработанные в начале XI в., просуществовали в русской школе едва ли не до конца XVII в.

Распад единого централизованного Киевского государства, хотя и повлек за собой снижение темпов развития образования, но не остановил этот процесс, особенно в таком высокоразвитом городе, каким был Новгород.

Страшнейший удар развитию русской культуры и образованию нанесло монгольское нашествие – достаточно сказать, что государственные школы в России возродились только в XVII в.

С середины XIV в. начинается духовное и нравственное возрождение русского народа, сделавшее возможным его политическое освобождение и определившее социально-экономический подъем российского государства. Олицетворением этого возрождения стал Сергий Радонежский. Благодаря его деятельности были заложены основы русского образования, включающие православное и нравственное воспитание, утверждение семейного, соборного и трудового начала в воспитании. Примечательно, что Сергию Радонежскому Россия обязана восхождением гениев Епифания Премудрого и Андрея Рублева. Благодаря деятельности Сергия Радонежского духовное и нравственное воспитание было выдвинуто на первый план российского образования.

Потребности общества, государства и церкви порождают потребности в более широком образовании. Оно дается в монастырях, церквях. Распространением элементарной грамотности среди посадского и крестьянского населения занимаются мастера грамоты. Хотя потребности социальной жизни требовали всемерного расширения и углубления образования, а решения об его организации принимались высшими органами (Стоглавый Собор), однако создать школы более высокого уровня в XVI в. не удалось.

Из катастрофического смутного времени (конец XVI – начало XVII века) русский народ вышел духовно обновленным, что позволило ему восстановить государство и экономику. В этот период достаточно быстро идет развитие грамотности. Начальные, элементарные школы открываются как в городах, так и на селе. К концу века не только большинство духовенства и дворянства, но и многие горожане были грамотными. Возрастает доля грамотных среди свободных крестьян, но сокращается среди крепостных. Развивается книгопечатание, растет спрос на учебную литературу, особенно буквари. Возрождаются государственные школы: открывается правительственная школа (1632 г.) и школы при приказах (Посольском, Аптекарском, Разрядном, Поместном, Пушкарном), при Оружейной палате. Со второй половины XVII в. создаются греко-латинские школы. В 1679 г. учреждается первое высшее учебное заведение в России – Славяно-греко-латинская академия.

В XVIII – середине XIX вв. были заложены основы современного европейского образования в России. Реформы Петра носили не только политический, но и просветительский характер. С его именем связано приобщение российской школы к европейской культуре. Им или по его приказам создается сеть школ: начальные – цифирные, русские, адмиралтейские, гарнизонные, горнозаводские; средние и высшие – школа математических и навигационных наук, иноязычные, медицинские, артиллерийская, инженерная школы, морская академия. Была реформирована Славяно-греко-латинская академия. В 1725 г. была открыта Петербургская академия с университетом и гимназией.

Подлинным строителем отечественного образования стал М. В. Ломоносов. Благодаря ему наука была освоена и укоренена на русской земле и, что может быть самое важное, особенно для образования, наука заговорила на русском языке, благодаря чему российское образование стало развиваться на основе отечественной культуры. М. В. Ломоносов настойчиво совершенствует деятельность Петербургской академии наук, университета, гимназий, выступает инициатором и организатором открытия Московского университета. По его проектам были открыты первые русские гимназии. Им были разработаны основы содержания российского образования, написаны школьные учебники.

Большую заботу о развитии воспитания и просвещения проявляла Екатерина II. Она привлекла к организации образования многих крупных гуманитариев европейской культуры, а также видных деятелей России. Среди них были И. И. Бецкой и Ф. И. Янкович. Первый организовал ряд специальных учебно-воспитательных учреждений, а под руководством другого создавались народные училища (малые и большие). В Александровскую и Николаевскую эпохи идет увеличение числа всех видов школ. В этот период были созданы основы системы российского образования от народных школ и интернатных учреждений до университетов и Академии, сформированы его идеология и содержание. Вместе с тем образование во многом оказалось отчужденным от традиционной российской, прежде всего православной культуры, что в дальнейшем привело к перекосам во всем строе русской жизни, особенно в нравственно-духовной области.

Середина XIX – XX вв. – время коренных реформ всех сфер России, в том числе и образования. В этот период был осуществлен переход к национальному содержанию образования, создана массовая народная школа, получила развитие система массового женского образования, профессионального и высшего.

Несмотря на разнообразие типов учебных заведений, ведущей тенденцией становится тенденция к созданию единой национальной школы. Это особенно ярко проявилось в проекте реформы министра П. Н. Игнатьева. Еще дальше в этом направлении пошло временное правительство. В постановлениях, решениях, практических разработках предполагалось создать единую, с учетом разных условий и модификаций, систему образования. В эти годы сложилось достаточно мощное общественное движение, которое, несмотря на периоды затухания, начинает играть все возрастающую роль в судьбе российского образования.

Советская власть провозгласила всеобщее право на образование, что объективно требовало строительства единой, общеобразовательной, трудовой и политехнической школы. В советский период отечественной истории у нас в стране была единая достаточно стройная и эффективная система образования, что позволило ей выдвинуться в разряд самых просвещенных государств. Вместе с тем за эти годы были утрачены многие духовные и нравственные ценности российского народа.

Становление и развитие российского образования сопровождается формированием и эволюцией педагогического сознания. Российское народное педагогическое сознание выработало образ и систему воспитания человека от рождения до совершеннолетия. Оно сформировало цели-образы (мужчина – работник, защитник, муж, отец и т.д.; женщина – жена, мать, хозяйка) целый мир содержания, форм и методов воспитания.

Наши рекомендации