Стиль педагогической деятельности.
Стиль педагогической деятельности, отражая ее специфику, включает и стиль управления, и стиль саморегуляции, и стиль общения, и когнитивный стиль учителя. Стиль педагогической деятельности выявляет воздействие по меньшей мере трех факторов:
а) индивидуально-психологических особенностей субъекта этой деятельности – учителя (преподавателя), включающих индивидно-типологические, личностные, поведенческие особенности;
б) особенностей самой деятельности;
в) особенностей обучающихся (возраст, пол, статус, уровень знаний и т.д.).
В педагогической деятельности, характеризующейся тем, что она осуществляется в субъектно-субъектном взаимодействии в конкретных учебных ситуациях организации и управления учебной деятельностью обучающегося, эти факторы соотносятся также:
а) с характером взаимодействия;
б) с характером организации деятельности;
в) с предметно-профессиональной компетентностью учителя;
г) с характером общения.
При этом под стилем общения, согласно В.А. Кан-Калику, понимаются индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся.
Стили педагогической деятельности прежде всего подразделяются на три общих вида: авторитарный, демократический и либерально-попустительский. Приведем их описание, данное А. К. Марковой
Авторитарный стиль.Ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Учитель единолично решает, принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнений учащихся, не обосновывает свои действия перед учащимися. Вследствие этого учащиеся теряют активность или осуществляют ее только при ведущей роли учителя, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. При авторитарном стиле силы учеников направлены на психологическую самозащиту, а не на усвоение знаний и собственное развитие. Главными методами воздействия такого учителя являются приказ, поучение. Для учителя характерны низкая удовлетворенность профессией и профессиональная неустойчивость. Учителя с этим стилем руководства главное внимание обращают на методическую культуру, в педагогическом коллективе часто лидируют.
Демократический стиль.Ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. У учителей с демократическим стилем руководства школьники чаще испытывают состояния спокойной удовлетворенности, высокой самооценки. Учителя с этим стилем больше обращают внимание на свои психологические умения. Для таких учителей характерны большая профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей профессией.
Либеральный стиль.Учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. В классе неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты».
Каждый из этих стилей, выявляя отношение к партнеру взаимодействия, определяет его характер: от подчинения – к партнерству – к отсутствию направленного воздействия. Существенно, что каждый из этих стилей предполагает доминирование либо монологической, либо диалогической формы общения. Более детализированная по характеру включенности в деятельность педагога общения дифференциация стилей предложена В. А. Кан-Каликом:
– стиль увлеченности педагога совместной с учащимися творческой деятельностью, что является выражением отношения учителя к своему делу, к своей профессии;
– стиль дружеского расположения, который служит общим фоном и предпосылкой успешности взаимодействия учителя с классом. В.А. Кан-Калик обращает внимание на опасность перехода дружеского расположения в фамильярность, панибратство, что может пагубно сказаться на педагогической деятельности в целом. «Дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимодействий педагога с детьми»;
– стиль общения – дистанция, являющаяся выражением авторитарного стиля, который, благоприятно сказываясь на внешних показателях дисциплины, организованности обучающихся, может привести к личностным изменениям – конформизму, фрустрации, неадекватности самооценки, снижению уровня притязаний и т.д.;
– стиль общения – устрашение и заигрывание, что свидетельствует о профессиональном несовершенстве педагога.
7.2. Материал для самоподготовки
Вопросы:
1. Что называется педагогикой?
2. Что изучает педагогика?
3. Что сделал для педагогики Я. А. Коменский?
4. Расскажите о педагогических взглядах К. Д. Ушинского.
5.Что такое воспитание?
6. Что называется обучением?
7. Что такое образование?
Тесты
1. Термин "педагогика" толкуется как
а) наука, разрабатывающая способы реализации целей конкретных предметов на основе дидактических норм
б) процесс управления формированием активной личности, развития ее социальных, психических и физических свойств
в) наука, разрабатывающая общие нормы построения целостных систем обучения
г) наука о воспитании и обучении
д) сфера профессиональной деятельности, направленная на достижение заданных целей на основе дидактических и методических норм и учета конкретных условий обучения
2. Термин "воспитание" толкуется как
а) наука, разрабатывающая способы реализации целей конкретных учебных предметов на основе дидактических норм
б) процесс управления развитием активной личности, ее психических, социально-нравственных свойств и профессиональных качеств
в) наука, разрабатывающая общие нормы построения целостных образовательных систем
г) наука о воспитании и обучении
д) сфера учебной деятельности, направленная на достижение заданных целей на основе педагогических норм и учета конкретных условий обучения
3. Принципы обучения впервые сформулировал
а) Песталоцци И.Г.
б) Коменский Я.А.
в) Монтень М.
г) Ушинский К.Д.
4. Термин "процесс обучения" толкуется как
а) дидактически обоснованные способы усвоения содержания конкретных учебных предметов
б) процесс управления формированием активной личности, развития ее психических свойств, социальных и профессиональных качеств
в) требования к общим нормам построения целостных систем обучения
г) наука о воспитании и обучении
д) взаимосвязанная деятельность преподавателя и обучающихся, направленная на достижение педагогических целей
Принципы обучения – это
а) приемы работы по организации процесса обучения.
б) тезисы теории и практики обучения и образования, отражающие ключевые моменты в раскрытии процессов, явлений, событий.
в) основные положения теории обучения
г) средства народной педагогики и современного педагогического процесса.
6. Задачи обучения:
а) воспитательные, образовательные и развивающие.
б) коррекционные, организационные и общедидактические.
в) организационно-методические и гносеолого-смысловые.
г) внутренние и внешние.
7. Обучение должно носить ... характер
а) творческий, личностный
б) циклопоточный
в) индивидуальный
г) полисубъектный
8. К современным моделям организации обучения относят
а) только модели форм организации обучения.
б) модели систем принципов, систем методов, форм, видов организации обучения.
в) модели форм и методов организации обучения.
г) модели видов и форм организации обучения.
Педагогический процесс
а) линейчат
б)целостен
в) эзотеричен
г) асоциален
Образование – это
а) результат процесса воспитания.
б) результат процессов социализации и адаптации.
в) механизм социокультурной среды по приобщению к общечеловеческим ценностям.
г) результат получения системы знаний, умений, навыков и рациональных способов умственных действий.
Знание – это
а) навык, перешедший в обычную потребность человека
б) адекватное представление о предмете, соответствующие ему образы и понятия
в) способность быстро выполнять задание
г) способность практически действовать на основе усвоенной информации
д) совокупность жизненного или профессионального опыта
12. Умение – это
а) навык, ставший потребностью человека
б) представление о предмете, соответствующие ему образы и понятия
в) способность быстро выполнить задание
г) способность действовать на основе приобретенных знаний
д) совокупность знаний, умений, навыков, сложившихся в процессе жизни и практической деятельности
13. Навык – это
а) стереотип действия, ставший потребностью человека
б) представление о предмете, соответствующие ему образы и понятия
в) автоматизированное умение; условие быстрого выполнения задания
г) способность действовать на основе приобретенных знаний
д) совокупность необходимых в практической деятельности знаний и умений
14. Термин "методика преподавания" толкуется как
а) наука, разрабатывающая способы реализации целей усвоения содержания конкретных учебных предметов
б) процесс управления формированием активной личности, ее социальных, психических и физических свойств
в) наука, разрабатывающая общие нормы построения целостных систем обучения
г) наука о воспитании и обучении
д) сфера профессиональной деятельности, направленная на достижение заданных целей на основе дидактических и методических норм и учета конкретных условий обучения
15. Педагогическая категория "анализ" может быть истолкована как
а) умение использовать изученный материал в вероятностных условиях
б) последовательное воспроизведение изученного материала
в) преобразование материала из одной формы выражения в другую
г) умение разбить материал на составляющие части так, чтобы ясно выступала его структура
д) действия с предметами и людьми на основе системы теоретических знаний
Задачи для самоподготовки:
Практическая часть для самоподготовки:
8. Материалы для разбора с преподавателем и контроля его усвоения:
8.1. Разбор с преподавателем узловых вопросов для освоения темы занятия.
8.2. Демонстрация преподавателем методик практических приемов по теме.
8.3. Материал для контроля усвоения материала:
Вопросы для решения с преподавателем:
1. Предмет, объект педагогической науки.
2. Задачи и функции педагогики. Педагогические аспекты профессиональной деятельности врача.
3. Связь педагогики с другими науками.
4. Педагогические категории.
5. Цели и идеалы образования и воспитания. Педагогический идеал.
6. Врач как педагог и учитель. Обучение больных и их родственников совладанию с симптомами болезни, здоровому образу жизни.
7. Образовательные программы в медицине (школы пациентов): цель, формы, методы и их эффективность.
8. Стиль педагогической деятельности.
Тесты для решения с преподавателем:
Вставьте пропущенные слова в определениях:
1. Педагогика – это наука о … … .
2. Понятие «воспитание» употребляется в самом широком смысле, включая …, … , ... .
3. Предметомпедагогики является реальный целостный … … , целенаправленно организуемый в специальных … … .
4. Задачи педагогики – накопление, систематизация … … о … … .
5. Функции педагогики – познавать законы … , … и … людей и на этой основе указывать педагогической практике … и … достижения … .
6. Психолого-педагогическая компетентность врача –это объем … и … знаний, … и … врача.
7. Воспитание– целенаправленный и … процесс … … .
8. Обучение– этото специально … , целеполагаемый и … процесс взаимодействия … и … , направленный на усвоение … , умений, … , формирование … , развитие … … и … … обучаемых, закрепление навыков … в соответствии с поставленными целями.
9. Знания– это отражение человеком … … в форме фактов, … , понятий и … науки.
10. Умения– готовность … и … выполнять практические и теоретические … на основе усвоенных знаний, … … и приобретенных ... .
11. Навыки– компоненты … , проявляющиеся при выполнении … … , доведенных до … путем … упражнения.
12. Образование – результат … . В буквальном смысле оно означает формирование …, законченных представлений об … … .
13. Формирование – процесс … человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – … , … , … , … , … и т. д.
14. Развитие – это … и … количественных и … изменений в … человека.
Задачи 1 уровня:
1.Что такое педагогика? Из предложенных ответов выберите правильный, обосновав его достоверность.
1. Педагогика изучает закономерности развития ребенка и определяет пути его воспитания.
2. Педагогика – это наука о воспитании, образовании и обучении людей.
3. Педагогика – это искусство воздействия воспитателя на воспитанника с целью формирования его мировоззрения.
4. Педагогика занимается изучением вопросов обучения и образования подрастающего поколения.
5. Педагогика – наука о воспитании человека.
2. Какой термин, на ваш взгляд, наиболее точно определяет сферу действия науки о воспитании?
1. Педагогика (от греч. «пайдос» – дитя – мальчик и «аго» – вести).
2. Андрогогика (от греч. «андрос» – мужчина и «аго» – вести).
3. Антропогогика (от греч. «антропос» – человек).
4. Антропология (от греч. «антропос» – человек и «логос» – наука).
5. Педология (от греч. «пайдос» –дитя и «логос» – наука).
Задачи П уровня:
1. Какие задачи ставятся перед педагогической наукой?
1. Воспитание, обучение подрастающего поколения.
2. Познание законов воспитания, вооружение педагогов-практиков знанием теории учебно-воспитательного процесса.
3. Изучение воспитания как фактора духовного развития людей.
4. Изучение проблем образования и обучения людей в современном мире.
5. Исследование человеческой природы.
2. Почему в педагогике используется несколько дефиниций воспитания? Найдите правильный ответ.
1. Наличие дефиниций позволяет отличать воспитание в теоретическом смысле от употребления аналогичного термина в бытовой речи.
2. Обилие дефиниций придает педагогике статус развитой теоретической науки.
3. Бытовое употребление понятия «воспитание» неточно передает смысл последнего и не может быть использовано для построения научной теории.
4. Воспитание – понятие настолько широкое и общее, что без специальных уточнений невозможно понять, о каком, собственно, воспитании идет речь.
5. Правильного ответа нет.
Задачи Ш уровня:
1. Что называется обучением? Выберите правильный ответ. Докажите ошибочность одного-двух приведенных ответов.
1. Обучение – это передача знаний от учителя к ученикам с целью подготовки их к жизни.
2. Обучение предполагает организацию самостоятельной учебной работы учеников с целью овладения знаниями, умениями и навыками.
3. Обучение – процесс деятельности учителя, направленный на передачу ученикам знаний, умений и навыков, подготовку к жизни.
4. Обучение – это двусторонний процесс деятельности учителя и учеников, направленный на сознательное и прочное овладение системой знаний, умений и навыков, в ходе которого осуществляется развитие умственных способностей и познавательных интересов, овладение методами познавательной деятельности, формируется научное мировоззрение.
5. Обучение – это общение учителя с учениками, в ходе которого происходят передача и усвоение знаний, умений, навыков.
2. Какие общие факторы влияют на постановку цели воспитания?
1 Требования родителей.
2 Потребности общества.
3 Представления и стремления прогрессивно мыслящих людей.
4 Потребности производства.
5 Идеал человеческого воспитания.
6 Экономический уровень развития общества.
7 Требования христианских добродетелей.
8 Требования господствующего класса.
9 Способ производства.
10 Возможности учителей и воспитателей.
11 Физиологические и психологические возможности воспитуемых.
12 Уровень цивилизованности общества.
13 Идеология и политика государства.
14 Уровень развития педагогической науки и практики.
15 Возможности учебно-воспитательных заведений.
16 Многообразие целей воспитания
Практическая часть
9. Перечень вопросов, рекомендованных для УИРС:
Подготовьте доклады по данным темам:
1. Основные тенденции развития современной педагогики.
2. Педагогическая деятельность врача.
3. Основные стили педагогического общения.
10. Литература:
- Основная:
1. Бабанский Ю. К. Педагогика: учеб. пособие для пед. вузов / Ю. К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1988. – 479 с.
2. Гребенюк О. С. Общие основы педагогики: учебник для вузов / О. С. Гребенюк, М. И. Рожков. – М.: Владос, 2003. – 160 с.
3. Журавлев И. К. Педагогика в системе наук о человеке / И. К. Журавлев. – М.: Педагогика, 1990. – 166 с.
4. Лихачев Б. Т. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Б. Т. Лихачев. – М.: Прометей; ЮРАЙТ, 1998. – 464 с.
5. Подласый И. П. Педагогика: учебник / И. П. Подласый. – М.: Высшее образование, 2006. – 540 с.
6. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Академия, 2002. – 566 с.
7. Харламов И. Ф. Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов / И. Ф. Харламов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2002. – 516 с.
- Дополнительная:
1. Бордовская Н. В. Педагогика: учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб: Питер, 2006. – 304 с.
2. Бороздина Г. В. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие для студ. вузов по непед. спец. / Г. В. Бороздина. – 2-е изд., стер. – Минск: Изд-во Гревцова, 2011. – 336 с.
3. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по пед. специальностям / А. Н. Джуринский. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Владос, 2003. – 239 с.
4. Пуйман С. А. Практикум по педагогике: пособие / С. А. Пуйман, В. В. Чечет. – Мн.: Тетра Системс, 2003. – 176 с.
5. Сластенин В. А. и др. Педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
ЗАНЯТИЕ № 11
Тема:«Этапы развития педагогики»
1. Актуальность темы:
Историко-педагогическое познание рассматривается как единство двух взаимодополняющих установок – «сциентистской» и «гуманитарной», позволяющих воссоздать и объяснить историко-педагогический процесс как разворачивающееся во времени и пространстве, вписанное в эволюцию человеческой цивилизации движение педагогической мысли и воспитательно-образовательной практики в их сложном, противоречивом единстве, актуализировать знания и достижения прошлого для постижения новых сторон воспитательно-образовательных феноменов.
2. Учебные цели занятия:
Знать:
- историю зарождения и возникновения педагогической науки;
- факторы выделения педагогики как отрасли научного знания;
- этапы развития педагогики;
- выдающихся педагогов прошлого, их вклад в развитие науки;
- основные требования к современному педагогу.
- закономерности, принципы, способы личностного и профессионального самосовершенствования, а также развития творческого потенциала личности.
уметь:
- использовать полученные знания на последующих этапах обучения, а также в профессиональной деятельности;
- анализировать научно-педагогическую литературу и использовать полученные знания;
- применять знания и категориальный аппарат науки в профессиональной, научной, исследовательской деятельности;
- анализировать личностные, профессиональные, в том числе учебные, ситуации и принимать индивидуальные и совместные решения;
- учитывать и использовать объективные связи и принципы обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме;
- самостоятельно учиться, адекватно оценивать свои возможности, разрабатывать и реализовывать проекты личностного и профессионального самосовершенствования.
5. Цели развития личности –формирование деонтологических, профессиональных, психологических умений и навыков студента.
6. Оснащение:тестовые задания,дидактический материал, технические средства обучения.
7. Материалы для самоподготовки:
7.1. Вспомогательный учебный материал