В отличие от других познавательных процессов особого содержания не имеет
а) ощущение
б) восприятие
в) память
г) внимание
Задачи для самоподготовки:
1. Придумайте рассказ, в котором встречаются слова: ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь. Время на работу 10 минут.
Рассказ оценивают по следующим критериям: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, необычность сюжета, неожиданность концовки.
Практическая часть для самоподготовки:
8. Материалы для разбора с преподавателем и контроля его усвоения:
8.1. Разбор с преподавателем узловых вопросов для освоения темы занятия.
8.2. Демонстрация преподавателем методик практических приемов по теме.
8.3. Материал для контроля усвоения материала:
Вопросы для решения с преподавателем:
1.Понятие и основные функции внимания. Роль внимания в регуляции других психических процессов и деятельности.
2. Виды внимания: произвольное, непроизвольное, послепроизвольное. Закономерности их развития в онтогенезе.
3. Свойства внимания. Рассеянность внимания и ее причины.
4. Формирование и развитие внимания. Способы совершенствования внимания.
5. Внимательность как свойство личности врача.
6. Понятие воображения. Значение воображения в жизни человека.
7.Различные точки зрения на природу и закономерности воображения. Основные функции воображения.
8.Виды воображения: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное, их особенности.
9. Воображение в профессиональной деятельности врача.
Тесты для решения с преподавателем:
Вставьте пропущенные слова в определениях:
1. Внимание – это процесс сознательного или бессознательного … одной информации, поступающей через …, и … другой.
2. Основными видами внимания являются:
· … и … внимание
· … и … внимание
· … и … внимание
· … и … внимание.
3. Природное вниманиедано человеку с … в виде … способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.
4. Социально обусловленное вниманиескладывается прижизненно в результате … и …, связано с … регуляцией поведения, с избирательным … реагированием на объекты.
5. Непосредственное вниманиене управляется …, кроме того …, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.
Опосредствованное вниманиерегулируется с помощью….
6. Непроизвольное вниманиене связано с участием …, а произвольноеобязательно включает ….
7. Чувственное внимание связано с … и избирательной работой…, а интеллектуальное внимание– с сосредоточенностью и направленностью ….
8. Численная характеристика среднего объема внимания людей – … единиц информации.
9. Воображение– особая форма человеческой …, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая … положение между восприятием, мышлением и памятью.
10.Воображение является основой … мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства … действий.
11. Активное воображениехарактеризуется тем, что, пользуясь им, человек …, усилием … вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают…, помимо … и … человека.
12. Продуктивное воображениеотличается тем, что в нем действительность сознательно … человеком, а не просто механически … или … . В репродуктивном воображенииставится задача воспроизвести … в том виде.
13. Галлюцинациями называют … видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с … .
14. Грезыв отличие от галлюцинаций – это вполне … психическое состояние, представляющее собой …, связанную с …, чаще всего несколько идеализируемым будущим.
15. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более … и в большей степени связана с…, т.е. в принципе … .
Задачи I уровня:
Опишите ситуации, в которых возникает необходимость привлечения внимания. Предложите способы привлечения внимания в данных ситуациях.
Задачи П уровня:
Опишите ситуации, в которых проявляются различные функции воображения (целеполагание, представление действительности в образах, планирование, воздействие на физиологические и познавательные процессы, коммуникативная функция).
Задачи Ш уровня:
Напишите рекомендации по поводу того, как организовывать на уроках внимание учащихся со следующими особенностями:
а) с низкой концентрацией;
б) с хорошим распределением;
в) с плохим переключением.
Рекомендации должны содержать следующие компоненты: цель, описание ситуации, адресат и способы воздействия.
Практическая часть
9. Перечень вопросов, рекомендованных для УИРС:
Подготовьте доклады по данным темам:
1.Роль воображения в творческой деятельности человека.
2. Воображение и интуиция и их роль в творческой деятельности.
10. Литература:
- Основная:
1. Дубровина М. В. Психология: учебник / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Академия, 2011. – 464 с.
2. Психология. В 3-х кн. 1.: Общие основы психологии: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Р. С. Немов. – 5-е изд. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 687 с.
- Дополнительная:
1. Основы психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. А. Фурманов [и др.]. – Минск: Соврем, шк., 2011. – 496 с.
ЗАНЯТИЕ № 5
Тема:«Память»
1. Актуальность темы:
Память, являясь сквозным психическим процессом, определяет успешность протекания других познавательных психических процессов, обеспечивает целостность и развитие личности. Знание закономерностей работы памяти может способствовать оптимизации учебной и профессиональной деятельности.
2. Учебные цели занятия:
Знать:
- основные теоретические подходы к изучению памяти;
- физиологические основы и механизмы памяти;
- критерии выделения видов памяти;
- виды памяти, их основные характеристики;
- процессы памяти, их характеристику;
- индивидуальные особенности памяти;
- способы совершенствования памяти;
- роль памяти в профессиональной деятельности врача.
уметь:
- использовать полученные знания на последующих этапах обучения, а также в профессиональной деятельности;
- анализировать научно-психологическую литературу и использовать полученные знания;
- критически анализировать теоретические подходы к изучению психических процессов;
- применять знания и категориальный аппарат науки в профессиональной, научной, исследовательской деятельности;
- совершенствовать собственную личностную.
5. Цели развития личности –формирование деонтологических, профессиональных, психологических умений и навыков студента.
6. Оснащение:тестовые задания,дидактический материал, технические средства обучения.
7. Материалы для самоподготовки:
7.1. Вспомогательный учебный материал