Ощущения и восприятие в лечебно-диагностическом процессе.

Для определения нарушений ощущения используются термины: анестезия, гипестезии, гиперестезия, сенестопатия и парестезия.

Анестезия– отсутствие каках-либо ощущений.

Гипестезия– ослабление ощущений, при котором сильные раздражители воспринимаются как слабые, яркий свет как тусклый, сильный звук как слабый, резкий запах как слабоощутимый и т.д.

Гиперестезия– усиление ощущений, при которой наблюдаются противоположные описанным при гипестезии явления. При гиперестезии, например, больные защищаются от «яркого» света темными очками, жалуются на неприятные болезненные ощущения от мягкого нижнего белья, раздражаются от любого прикосновения и пр.

Парестезии – появление неприятных ощущений с поверхностных частей тела при отсутствии реальных раздражителей. Это могут быть жалобы на жжение, покалывание, переживание прохождения электрического тока через отдельные участки кожи, чувство отморожения кончиков пальцев и др. Локализация парестезий непостоянна, изменчива, разной интенсивности и продолжительности.

Сенестопатии – неприятно переживаемые ощущения разной интенсивности и длительности со стороны внутренних органов при отсутствии установленной соматической патологии. Они, как и парестезии, трудно вербализуемы больными, и при их описании последние чаще всего используют сравнения. Например: как будто шевелится кишечник, воздух продувает мозг, печень увеличилась в размерах и давит на мочевой пузырь и др.

Чаще всего патология ощущений встречается при астенических расстройствах различной этиологии, но могут наблюдаться и при психотических вариантах заболеваний. Длительно существующие парестезии или сенестопатии могут быть основанием для формирования ипохондрического бреда, бреда воздействия.

Расстройства восприятия представлены несколькими нарушениями: агнозиями, иллюзиями, галлюцинациями и психосенсорными расстройствами.

Агнозии – неузнавание предмета, неспособность больного объяснить значение и название воспринимаемого предмета. Зрительные, слуховые и другие агнозии подобно рассматриваются и изучаются в курсе нервных болезней. В психиатрии отдельный интерес представляют анозогнозии (неузнавание своей болезни) встречающиеся при многих психических и соматических заболеваниях (истерических расстройствах, алкоголизме, опухолях, туберкулезе и др.) и носящие разный патогенетический характер.

Нарушениями сенсорного синтеза называют такое расстройство восприятия, при котором реально существующий (в отличие от галлюцинаций) воспринимаемый объект узнается правильно (в отличие от иллюзий), но в измененной, искаженной форме.

Различают две группы психосенсорных расстройств – дереализацию и деперсонализацию.

Дереализация – искаженное восприятие окружающего мира. Она в высказываниях больных может носить неопределенный, трудно вербализируемый характер. Симптомы деперсонализации могут быть представлены в дух вариантах: соматопсихической и аутопсихической.

Соматопсихическая деперсонализация, или нарушение схемы тела, представлена переживаниями изменения размеров тела или его частей, веса и конфигурации. Больные могут заявлять, что они настолько выросли, что не умещаются в своей постели, голову из-за утяжеления невозможно оторвать от подушки и т. д.

Аутопсихическая деперсонализация выражается в переживании чувства измененности своего «Я». В таких случаях больные заявляют, что изменились их личностные свойства, что они стали хуже, чем ранее, перестали тепло относиться к родственникам и друзьям и пр. (в состоянии депрессии).

Ощущения и восприятие в лечебно-диагностическом процессе. - student2.ru Если образы зрительного восприятия, относящиеся к внешним объектам, обнаруживают свою устойчивость или неустойчивость в зависимости от постоянного притока информации, подтверждающей их правильность или ошибочность, то устойчивость образов внутренних состояний, связанных с телесными ощущениями, объясняется, вероятно, постоянством действующих глубинных структур и механизмов мозга. Об этом говорит известный факт, называемый фантомом конечности. Он проявляется в том, что после ампутации руки или ноги человек в течение длительного времени может продолжать «чувствовать» отсутствующую часть конечности, причем ощущает ее так, как будто она сохранная и по-прежнему находится на своем обычном месте. Он ощущает в ней боль, пытается двигать ею, забывая о том, что она на самом деле уже удалена, время от времени даже предпринимает попытки воспользоваться ею для захвата, касания и движения предметов.

Фантом конечности почти всегда наблюдается после ампутации у взрослых людей, причем такие явления обычно возникают только в отношении тех частей тела, которые человек имел возможность достаточно хорошо освоить. Фантомов в отношении тех частей тела, которые отсутствовали с рождения, практически не бывает. Начиная примерно с 9 лет, ампутация почти всегда ведет к возникновению фантома конечности. Это и есть время, к которому мозг человека, его структуры, управляющие движениями, их связи с сенсорными процессами окончательно оформляются.

7.2. Материал для самоподготовки

Вопросы:

1. Что такое ощущение? Каковы основные характеристики данного психического явления?

2. Какое значение имеют ощущения в жизни человека?

3. Какие основные классификации ощущений Вы знаете?

4. Каковы основные характеристики зрительных, слуховых и других видов ощущений?

5. В чем заключаются количественные характеристики ощущений?

6. Что такое абсолютный и относительный пороги ощущений?

7. Какие свойства ощущений Вы знаете?

8. В чем заключается основной психофизический закон Вебера – Фехнера?

9. Что такое восприятие?

10. В чем проявляются отличия восприятия от ощущений?

11. Какие свойства восприятия Вы знаете?

12. Что такое константность?

13. В чем заключаются особенности классификации восприятия?

14. Каковы особенности восприятия пространства, времени, движения?

15. Чем отличаются иллюзии и галлюцинации?

16. Какие виды иллюзий Вы знаете?

17. Какие термины используются в лечебно-диагностическом процессе для определения нарушений ощущения и восприятия?

Тесты:

1. Отражение отдельных свойств предметов и явлений при непосредственном действии раздражителей на органы чувств – это…

а) ощущение

б) восприятие

в) иллюзия

г) галлюцинация

2. Какие ощущения сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма, доводят до мозга раздражения со стенок желудка, кишечника, сердца и других органов?

а) интероцептивные

б) проприоцептивные

в) экстероцептивные

3. Неприятно переживаемые ощущения разной интенсивности и длительности со стороны внутренних органов при отсутствии установленной соматической патологии.

а) гиперестезия

б) сенестопатия

в) парестезия

4. Отражение в сознании человека целостных комплексов свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств – это …

а) ощущение

б) восприятие

в) воображение

5. Способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия.

а) предметность

б) целостность

в) категориальность

г) константность

6. Такое нарушение восприятия, при котором реально существующий предмет воспринимается как совершенно иной.

а) восприятие

б) иллюзия

в) галлюцинация

7.Эти иллюзии возникают в связи с условиями функционирования рецепторов.

а) физические

б) физиологические

в) психические

8.Ослабление ощущений, при котором сильные раздражители воспринимаются как слабые, яркий свет как тусклый, сильный звук как слабый, резкий запах как слабоощутимый и т.д.

а) гиперестезия

б) анестезия

в) гипестезии

9.Деперсонализация представленная переживаниями изменения размеров тела или его частей, веса и конфигурации.

а) соматопсихическая деперсонализация

б) аутопсихическая деперсонализация

в) нарушение сенсорного синтеза

10.Это основная особенность ощущения, которая обусловлена химико-физическими свойствами адекватных для соответствующего анализатора раздражителей.

а) интенсивность

б) качество

в) длительность

Задачи для самоподготовки:

Практическая часть для самоподготовки:

8. Материалы для разбора с преподавателем и контроля его усвоения:

8.1. Разбор с преподавателем узловых вопросов для освоения темы занятия.

8.2. Демонстрация преподавателем методик практических приемов по теме.

8.3. Материал для контроля усвоения материала:

Вопросы для решения с преподавателем:

1. Ощущения как элементарный познавательный процесс. Значение ощущений в жизни человека.

2. Классификация ощущений (интероцептивные, проприоцептивные, экстероцептивные). Основные характеристики зрительных, слуховых и других видов ощущений.

3. Свойства ощущений. Количественные характеристики ощущений. Понятия чувствительности, абсолютного и относительного порогов ощущений.

4. Основной психофизический закон Вебера – Фехнера.

5. Понятие восприятия, его отличие от ощущений.

6. Свойства восприятия: константность, предметность, целостность, обобщенность, осмысленность, категориальность.

7. Виды восприятия, особенности классификации.

8. Особенности восприятия пространства, времени, движения. Иллюзии и галлюцинации. Виды иллюзий.

9. Ощущения и восприятие в лечебно-диагностическом процессе.

Тесты для решения с преподавателем:

Вставьте пропущенные слова в определениях:

1. Ощущение– это … отдельных свойств … и … при непосредственном действии … на органы чувств.

2.Интероцептивные ощущения сигнализируют о состоянии … процессов организма, доводят до мозга раздражения со … и …, …, … и….

3. Проприоцептивныеощущения обеспечивают сигналы о … и составляют аффективную основу … человека, играя решающую роль в их регуляции.

4. Третьей и самой большой группой являютсяэкстероцептивныеощущения. Они доводят до человека информацию из … .

5. Восприятием называется … в сознании человека … или … при их непосредственном воздействии на … .

6. Иллюзии – такое … восприятия, при котором реально существующий предмет воспринимается как … .

7.Галлюцинациями называется такое … восприятия, при котором воспринимается … в данное время и в данном месте предмет или явление при полном … критического отношения к ним.

Задачи 1 уровня:

Расскажите о свойствах ощущений. Приведите примеры.

Наши рекомендации