Социальная работа, дырда вадим владимирович.
Социальная работа, Дырда Вадим Владимирович.
Минск. 2008 г.
ВВЕДЕНИЕ
Теория и практика социальной педагогики связаны с историко-культурными, этнографическими традициями и особенностями народа, зависят от социально-экономического развития государства, опираются на религиозные и нравственно-этические представления о человеке и человеческих ценностях.
Если говорить о социальной педагогике как области практической деятельности, то необходимо четко разграничивать социально-педагогическую деятельность как официально признанную разновидность профессиональной деятельности, с одной стороны, и как конкретную, реальную деятельность организаций, учреждений, отдельных, граждан по оказанию помощи нуждающимся в ней людям, с другой.
В последние годы западные педагоги все чаще обращаются к социологическим проблемам. Проводятся многочисленные исследования, имеющие целью определить экономический эффект образования, проанализировать распределение детей из разных социальных слоев по типам учебных заведений, влияние социальной среды на успехи учащихся в школе. Расширяется сотрудничество педагогических центров с экономическими, статистическими, демографическими научными учреждениями.
Педагогика в социальной работе выступает в роли стержня деятельного компонента социальной работы, потому что информационные задачи, вопросы формирования знаний об обществе, отношениях в группе, воспитания защищенности, развитие готовности личности к самопомощи решаются в основном педагогическими методами. В связи с этим педагогические основы социальной работы должны включать элементы педагогической теории о принципах, содержании, методах, путях и средствах социальной работы.
Социальные технологии носят комплексный характер. Они включают социологические, экономические, правовые, психологические, медицинские, педагогические подсистемы.
Только с конца 19 – начала 20 в. социальная работа формируется как вид профессиональной деятельности.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
Сферы профессиональной деятельности социального педагога
Типология учреждений, в которых может работать социальный педагог, основанная на их ведомственной принадлежности, включает: учреждения образования; учреждения комитетов по делам молодежи; учреждения здравоохранения (детские больницы, спецбольницы для психически больных детей, детей-наркоманов, санатории для детей и др.); учреждения социальной защиты населения (центры социального обслуживания, центры социальной помощи семье и детям, социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями и др.); учреждения, относящиеся к системе органов внутренних дел (приемники-распределители для детей и подростков, специнтернаты и специальные профессиональные училища для детей, совершивших правонарушения, воспитательные колонии, и др.).
Учреждения, в которых должны работать социальные педагоги, могут носить государственный, общественный или общественно-государственный характер.
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА И КАК СФЕРА ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, социальная педагогика фактически является междисциплинарной областью научных исследований. Она рождается из педагогики, пользуется ее богатейшим историческим наследием, использует педагогические методы и средства, С другой стороны, поскольку явление социализации как часть общества и общественных отношений изучается социологией, социальная педагогика использует и некоторые социологические теории, некоторые методы и средства, используемые в социологии. Но при этом социальная педагогика вырабатывает и свои собственные теории, методы, средства и технологии. Также социальная педагогика вбирает в себя и многое из того, что исследуется другими науками о человеке (философией, психологией, медициной и др.).
В деятельности социального педагога можно выделить следующие функции: диагностическую; прогностическую; посредническую; коррекционно-реабилитационную; охранно-защитную; предупредительно-профилактическую; эвристическую.
Социально-педагогическая деятельность — многосторонняя и ответственная. Поэтому профессиональная подготовка социального педагога должна опираться на обширные, научно-обоснованные знания и постоянное самосовершенствование.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Педагогика: Учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М., 1998.
2. Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. Вып. 1. – М., 1991.
3. Социальный педагог: Подготовка и деятельность. – Челябинск, 1994.
4. Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. – М., 1988.
социальная работа, Дырда Вадим Владимирович.
Минск. 2008 г.
ВВЕДЕНИЕ
Теория и практика социальной педагогики связаны с историко-культурными, этнографическими традициями и особенностями народа, зависят от социально-экономического развития государства, опираются на религиозные и нравственно-этические представления о человеке и человеческих ценностях.
Если говорить о социальной педагогике как области практической деятельности, то необходимо четко разграничивать социально-педагогическую деятельность как официально признанную разновидность профессиональной деятельности, с одной стороны, и как конкретную, реальную деятельность организаций, учреждений, отдельных, граждан по оказанию помощи нуждающимся в ней людям, с другой.
В последние годы западные педагоги все чаще обращаются к социологическим проблемам. Проводятся многочисленные исследования, имеющие целью определить экономический эффект образования, проанализировать распределение детей из разных социальных слоев по типам учебных заведений, влияние социальной среды на успехи учащихся в школе. Расширяется сотрудничество педагогических центров с экономическими, статистическими, демографическими научными учреждениями.
Педагогика в социальной работе выступает в роли стержня деятельного компонента социальной работы, потому что информационные задачи, вопросы формирования знаний об обществе, отношениях в группе, воспитания защищенности, развитие готовности личности к самопомощи решаются в основном педагогическими методами. В связи с этим педагогические основы социальной работы должны включать элементы педагогической теории о принципах, содержании, методах, путях и средствах социальной работы.
Социальные технологии носят комплексный характер. Они включают социологические, экономические, правовые, психологические, медицинские, педагогические подсистемы.
Только с конца 19 – начала 20 в. социальная работа формируется как вид профессиональной деятельности.