Метод мозговой атаки – «мозговой штурм» (brain storming)
Это метод группового генерирование большого количества идей за относительно короткий промежуток времени. Сначала этот метод возник в науке в 1930-х гг. Осборном в США (в области психологии управления) и был направлен на активизацию творческой мысли. В 1970-1980-х гг. этот метод очень активно использовался в России. Наиболее активно этот метод используется в управлении, менеджменте и в обучении.
В основе данного метода лежит принцип ассоциативной психологии мышления в групповой ситуации взаимного стимулирования. Непременным условием возникновения подобных ситуаций является отсутствие или ослабление стереотипов и шаблонов привычного группового мышления. Кроме стереотипов мышления участникам необходимо снять социальные запреты.
Существуют определенные правила:
«Золотое правило мозговой атаки» - не критиковать, не подвергать сомнению высказывания и идеи участников группы, обеспечить полную свободу высказывания. Снижение критичности происходит за счет:
a. прямой инструкцией быть свободным, оригинальным, подавить в себе критичность; формирования прямой установки личности;
b. создания благоприятных внешних условий (поддержка, сочувствие, одобрение).
Т.о. снимаются внутренние барьеры у членов группы, и появляется возможность перейти на чужую логику, все творческие потенциал суммируются и становятся общими.
На эффективность работы группы влияют различные факторы:
ü качественный и количественный состав группы (профессия, возраст, стиль работы);
ü сходный социальный статус членов группы;
ü в группе должно быть несколько человек, которые хорошо разбираются в проблеме, остальные должны иметь лишь косвенное представление;
ü количество членов группы – 10 человек;
ü занятия должны проходить в удобной, комфортной, располагающей обстановке (членов группы рассаживают по кругу);
ü участники должны знать имена друг друга или использовать карточки с именами;
ü нужно обсудить лимит времени, оговорить правила поведения;
ü использование средств фиксирования идей, наблюдателей.
Все ценные идеи не персонифицируются, являются общими.
Руководитель не должен подавлять группу, а наоборот, всячески стимулировать, создавать благоприятную обстановку.
Продолжительность метода не более 30 минут. После этого можно применить челночный метод: все участники делятся на 2 группы (генераторы и критики), выдвинутые идеи начинают обсуждаться и критиковаться. Задачей является оставление самых рациональных идей. Т.о. мозговая атака используется и как способ решения проблемы, и как метод усвоения знаний. В ходе мозговой атаки развиваются навыки умения точно и кратко излагать свою позицию, доброжелательно слушать и некритично воспринимать чужую информацию, подчиняться правилам.
Метод синектики
Перевод с греч. «соединение вместе разнородных элементов».
Этот метод направлен на стимуляцию воображения. Для проведения метода собираются группы синекторов. Процесс работы группы – синектическая сессия. Группа состоит из 5-7 человек.
Требования к подбору участников
Максимум отличий членов группы друг от друга по подготовке, стажу квалификации, наличию опыта. Желательно, чтобы члены группы друг друга не знали или были мало знакомыми. Это делается с целью того, чтобы мышление каждого из участников освобождалось от стереотипов, шаблонов, барьеров.
В такой группе задачи решаются путем поиска удобных аналогий. Рассматриваются различные формы, например, личная аналогия, т.е. персональная или субъективная. В этом случае участник группы отождествляет себя с объектом исследования.
Метод групповой дискуссии
Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности, имеющий целью интенсивное и продуктивное решение групповой задачи.
Групповая дискуссия– это диалогическая форма речевой деятельности, в которой идет интенсивная борьба между разными мнениями.
В настоящее время дискуссия признается как один из важнейших методов в образовании, который направлен на активизацию как школьников, так и студентов.
Задачи дискуссии:
Образовательная задача - усвоение учебного материала за счет обмена информацией между участниками, за счет возможности критиковать, аргументировать, отвергать чужое мнение. Конечная цель дискуссии: поиск группового решения или общего мнения за счет существования различных, в том числе противоположных, точек зрения.
Создание мотивации.
Развивающие задачи: развитие коммуникативных навыков, умения импровизировать, умения выйти за рамки дозволенного.
Т.о. групповая дискуссия позволяет прояснить собственную позицию, выявить многообразие подходов к данной проблеме и в результате обмена различными точками зрения позволяет подойти к всестороннему видению предмета или проблемы.
Перед проведением дискуссии большое значение имеет подготовительный этап. Он предполагает формирование группы (не более 15 человек). Размер группы определяется возможностью всех участников непосредственно общаться друг с другом. Важно пространственное размещение группы, помещение, оговоренное время дискуссии. По возможности нужно исключить все помехи (телефоны). В дискуссии принимают участия по принципу добровольности. Допускается существование внешнего и внутреннего круга – это метод аквариума.
Требования к составу группы: люди, разные по возрасту, полу, профессии, степени знакомства. Т.о. такую группу называют гетерогенной. Не рекомендуют подбирать группу, разную по статусу.
3 стратегии ведения дискуссии:
Свободное ведение.
Программированное ведение предполагает наличие у ведущего определенного плана работы. В соответствии с этим планом предполагается темп, схема проведения дискуссии. Такое ведение дискуссии близко к традиционной схеме обучения в вузе.
Компромиссное ведение.
Начало дискуссии может быть разным. Например, ведущий молчит, и аудитория молчит, затем кто-то берет инициативу в свои руки, начинает задавать вопросы, а ведущий отмечает это.
В проведении дискуссии можно выдели следующие основные фазы:
1. Фаза ориентировки.
ü Установка и определение темы дискуссии, целей и задач.
ü Сбор информации по данной проблеме, т.е. мнения, суждения, высказывания каждого участника.
2. Фаза оценки: обсуждение, упорядочивание, сопоставление информации в виде спора.
3. Завершающая фаза: подведение итогов дискуссии, выработка группового решения, мнения.
Требования к ведущему:
1. Умение управлять группой, т.е. не допускать отклонение от темы, подводить итоги, активизировать группу, подводить промежуточные итоги, задавать вовремя вопросы.
2. Умение входить в продуктивный контакт с каждым отдельным участником группы: выслушивать каждого, отмечать вклад каждого в общий результат, подбадривать, поддерживать.
3. Умение построить и развивать отношения с группой в целом: правильно их познакомить, не допускать конфронтации.
Деловая игра
Деловая игра – это метод обучения профессиональной деятельности, предполагающий решение учебно-производственных задач в игровой форме, когда участники берут на себя роли и в соответствии с установленными правилами в условиях данной игровой ситуации имитируют профессиональную деятельность. Это модель реальной ситуации.
Этот метод первоначально появился в практической сфере управления, а не в образовании. В настоящее время данный метод используется в образовании, производстве, военном деле, исследовательской работе, сфере управления. Прообразом современной деловой игры как метода обучения явилась военная игра, потому что для обучения войск использовался не реальный бой, а ситуации, имитирующие военные условия.
Виды деловой игры:
1) Операционные, инструментальные или управленческие игры. По психологическим параметрам (мотивации, эмоциональной окраске, интеллектуальным ресурсам) они аналогичны методам проблемных ситуаций, но проблемные ситуации обычно сопровождаются спонтанным обсуждением проблемы, а операционные игры имеют заранее разработанный сценарий, где уже заложен жесткий алгоритм поведения каждого участника. В этих играх акцент делается на инструментальное обучение, т.е. профессиональную подготовку психолога, а межличностный аспект между участниками игры уходит на второй план, т.е. он минимизирован. Например, можно разыграть школьный урок.
2) Ролевые игры представляют наибольший интерес в плане совершенствования личности. Они направлены на решение межличностных проблем, которые возникают в условиях коллективного взаимодействия. Такие игры основаны на предположении о том, что человек усваивает лучше все динамические процессы, если он лично в них включен. Например, психодрама.
3) Организационно-деятельностные игры.