Изобразительная деятельность (ИЗО деятельность).

Изобразительная деятельность является одним из продуктивных видов де­ятельности и имеет моделирующий характер. Она отражает уровень интел­лектуального и эмоционального развития детей. Большое значение имеет уровень развития пространственных представлений, тонкой моторики и зри­тельно - моторной координации, сенсорного развития, памяти, внимания.

На занятии по ИЗО деятельности решаются не только традиционные задачи по формированию изобразительных умений и навыков, но и спе­цифические задачи по коррекции и развитию эмоциональной и познава­тельной сферы ребенка. Большое значение ИЗО деятельность имеет для формирования навыков планирования. Проводятся специальные коррекционные занятия, на которых детей учат с помощью наглядных опор составлять план предстоящей деятельности, проговаривать всю последо­вательность действий, а затем поэтапно ее выполнять н сравнивать полученный результат с запланированным. Таким образом, ИЗО деятельность можно рассматривать не только как один из любимых детьми видов деятельности, но и как инструмент коррекции и развития.

В рамках ИЗО деятельности детей обучают рисованию, лепке, апплика­ции.

На начальном этапе (в младшей группе) занятия проводят на основе совместной деятельности детей и воспитателя. Целью этих занятий является выработка эмоционально-положительного отношения к ИЗО деятельности.

Операциональные предпосылки ИЗО деятельности формируются на коррекционно -развивающих занятиях учителя –дефектолога.

Сначала проводятся занятия по лепке. Детей учат приемам обследо­вания, анализу строения предметов, что способствует развитию сенсор­но - перцептивной и аналитико -синтетической деятельности. После лепки предмет изображают в технике аппликации. Детей учат правильно распо­лагать элементы относительно друг друга, выстраивать композицию на листе. Сначала дети работают с готовыми элементами, а затем отбирают необходимые из нескольких предложенных на основе сформированного представления о предмете. На следующем этапе детей учат техническим приемам изображения предмета в рисунке.

Количество занятий лепкой, аппликацией и рисованием впервом по­лугодии воспитатель определяет самостоятельно на основе анализа дос­тижений детей, при этом суммарное количество соответствует учебному плану. Во втором полугодии воспитатель постепенно переходит на ре­жим проведения одного вида занятия в неделю (лепка, аппликация, рисование), при этом их логическая последовательность сохраняется.

9. Конструирование.

Конструирование занимает в дошкольном воспитании такое же значимое место, как и рисование, и теснейшим образом связано с игровой деятельностью. В процессе конструирования ребенок овладевает практическими знаниями о геометрических телах, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами. Детей учат преобразовывать предметные отношения различными способами (надстраиванием, перестраиванием, комбинированием и др.), обучают навыкам моделирования пространства и чтению графических моделей и простых схем – планов.

Детей учат конструированию из строительного материала, бумаги, природного материала, обучают различным способам крепления деталей конструкторов.

Занятия конструированием имеют и коррекционно - развивающую направленность. Они способствую формированию навыков предваритель­ного планирования, развитию пространственных представлений, сенсор­но - перцептивных способностей, наглядно – действенного и наглядно -образ­ного мышления, способности к моделированию и замещению.

Труд.

Задачи трудового воспитания решаются как при проведении режимных моментов, так и на специальных занятиях по ручному труду в рамках «Учебного план». На занятиях у детей формируют представления о свой­ствах различных материалов (бумага, картон, ткань, природный материал), учат приема работы с материалами (складывание, разрезание, скле­ивание деталей и др.). При изготовлении различных поделок и игрушек детей учат использовать в работе ножницы, клей, пластилин, иголку и нитки. Кроме того, детей учат сопровождать изобразительную деятель­ность речью, планировать свою деятельность, давать словесный отчет о проделанной работе. На занятиях развивают такие личностные качества как терпение и трудолюбие.

Социальное развитие.

В старшей и подготовительной группе проводят специальные занятия по социальному развитию. Детям демонстрируют образцы норм социально­ правильного поведения, формируют представления о добре и зле, друж­бе и взаимопомощи, социальных отношениях и др. С этой целью воспита­тель отбирает художественные произведения или фрагменты, которые затрагивают нравственно-этическую сферу отношений между людьми. Педагог в работе использует драматизации, а также моделирование про­блемных ситуаций.

Такие занятия имеют особое значение для детей с ЗПР, так как многих из них характеризует эмоционально -личностная незрелость.

Наши рекомендации