Создание специальных условий для развития и оздоровления детей.
Сюда входят:
- адаптация содержания образовательной программы по ФИЗО с учетом уровня развития и особенностей двигательной сферы детей, состояния их здоровья;
- создание оптимальных условий для проведения занятий по физической культуре и реализации двигательных потребностей ребенка;
- формирование представлений о здоровом образе жизни;
- разработка гибкого режима дня, который позволял бы учитывать изменения в состоянии здоровья детей в зависимости от времени года, метеоусловий и др.;
- введение в «Режим дня» и во время проведения занятий специальных моментов, предотвращающих нервно-психическую перегрузку детей (гимнастика, релаксация, смена видов деятельности и др.);
- реализация плана оздоровительных мероприятий: закаливание, профилактика острых респираторных заболеваний (О Р З), фито- и витаминная терапия и др.;
- применение здоровье сберегающих технологий;
- создание психологически комфортных условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка.
- организация медицинского контроля за состоянием здоровья детей.
Создание специальной .методической службы:
- введение в штатное расписание специального детского сада старшего специалиста по коррекционной работе (обязательным условием является высшее дефектологическое образование);
- создание на базе учреждения «Совета по коррекционной работе», в который входят наиболее квалифицированные специалисты: дефектологи, психологи, логопеды, старший воспитатель;
- создание банка данных для методического сопровождения коррекционно -развивающей работы (коррекционно - развивающие и диагностические методики, развивающие игры, специальная литература и др.);
- установление прямых связей с вышестоящими методическими службами с целью повышения уровня профессиональной квалификации и взаимодействия при организации и проведении методических мероприятий.
Создание специальных условий для реализации коррекционно-образовательной программы:
- создание диагностической службы, в том числе психолого - педагогического консилиума;
- построение коррекционно -образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, уровня психического развития и актуального уровня знаний, представлений, умений детей с ЗПР;
- создание специальных образовательных условий (кабинетов специалистов, специальной коррекционной зоны в групповой комнате для проведения «коррекционного часа», релаксационного уголка-места, где ребенок может уединиться, отдохнуть и др.);
- наполнение педагогического процесса современными коррекционно - развивающими методиками, новыми информационными технологиями, дидактическими пособиями, атрибутикой и игрушками.
Организация взаимодействия с семьей:
- активное вовлечение семьи в работу специального дошкольного учреждения;
- консультирование родителей по проблемам развития их детей;
- обучение родителей доступным им методам и приемам оказания коррекционной помощи детям в условиях семьи;
- организация обратной связи родителей с детским учреждением.
Учитывая, что часть воспитанников специальных детских садов приходит из неблагополучных семей, администрации дошкольного учреждения необходимо взаимодействовать со службами социальной защиты и органами социальной опеки.
Понятно, что разные коррекционные учреждения находятся на разных этапах своего развития, имеют различную материально - техническую базу и специалистов разной специализации и квалификации. При реализации «Образовательной программы» необходимо соблюдать общие принципы построения коррекционно-педагогического процесса.
Одним из наиболее важных принципов построения педагогического процесс а является принцип индивидуально - дифференцированного подхода. Он предполагает создание педагогических условий для обеспечения образовательных потребностей каждого воспитанника специального детского сада.
Необходимо реализовать потенциальные возможности каждого ребенка, обеспечить полноценное развитие личности. Применительно к детям с ЗПР личностно-ориентированный подход предполагает воздействие не только на познавательную сферу, но и обеспечение условий для преодоления черт эмоционально -личностной незрелости, характерных для многих из них.
Реализация этого принципа также предполагает отбор содержания, форм и методов обучения и воспитания с учетом индивидуально -типологических особенностей детей. Рассмотрим формы организации коррекционно -педагогической работы с детьми.
В «Образовательную программу» закладывают следующие формы проведения занятий:
- фронтальные занятия (Ф.З.),
- подгрупповые занятия (П.З),
- малоподгруппые занятия - 2 - 3 ребенка (М. П.З.),
- индивидуальные занятия (И.З.).
Рассмотрим возможные варианты организации детей на занятии.