Создание специальных условий для развития и оздоровления детей.

Сюда входят:

- адаптация содержания образовательной программы по ФИЗО с учетом уровня развития и особенностей двигательной сферы детей, состояния их здоровья;

- создание оптимальных условий для проведения занятий по физической культуре и реализации двигательных потребностей ребенка;

- формирование представлений о здоровом образе жизни;

- разработка гибкого режима дня, который позволял бы учитывать изменения в состоянии здоровья детей в зависимости от времени года, метеоусловий и др.;

- введение в «Режим дня» и во время проведения занятий специаль­ных моментов, предотвращающих нервно-психическую перегрузку детей (гимнастика, релаксация, смена видов деятельности и др.);

- реализация плана оздоровительных мероприятий: закаливание, профилактика острых респираторных заболеваний (О Р З), фито- и витаминная терапия и др.;

- применение здоровье сберегающих технологий;

- создание психологически комфортных условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка.

- организация медицинского контроля за состоянием здоровья детей.

Создание специальной .методической службы:

- введение в штатное расписание специального детского сада старшего специалиста по коррекционной работе (обязательным условием является высшее дефектологическое образование);

- создание на базе учреждения «Совета по коррекционной работе», в который входят наиболее квалифицированные специалисты: дефектологи, психологи, логопеды, старший воспитатель;

- создание банка данных для методического сопровождения коррекци­онно -развивающей работы (коррекционно - развивающие и диагности­ческие методики, развивающие игры, специальная литература и др.);

- установление прямых связей с вышестоящими методическими службами с целью повышения уровня профессиональной квалификации и взаимодействия при организации и проведении методических мероприятий.

Создание специальных условий для реализации коррекционно-образовательной программы:

- создание диагностической службы, в том числе психолого - педагогического консилиума;

- построение коррекционно -образовательного процесса с учетом ин­дивидуальных особенностей, уровня психического развития и акту­ального уровня знаний, представлений, умений детей с ЗПР;

- создание специальных образовательных условий (кабинетов специ­алистов, специальной коррекционной зоны в групповой комнате для проведения «коррекционного часа», релаксационного уголка-мес­та, где ребенок может уединиться, отдохнуть и др.);

- наполнение педагогического процесса современными коррекционно - ­развивающими методиками, новыми информационными технологиями, дидактическими пособиями, атрибутикой и игрушками.

Организация взаимодействия с семьей:

- активное вовлечение семьи в работу специального дошкольного учреждения;

- консультирование родителей по проблемам развития их детей;

- обучение родителей доступным им методам и приемам оказания коррекционной помощи детям в условиях семьи;

- организация обратной связи родителей с детским учреждением.

Учитывая, что часть воспитанников специальных детских садов при­ходит из неблагополучных семей, администрации дошкольного учрежде­ния необходимо взаимодействовать со службами социальной защиты и органами социальной опеки.

Понятно, что разные коррекционные учреждения находятся на раз­ных этапах своего развития, имеют различную материально - техничес­кую базу и специалистов разной специализации и квалификации. При реализации «Образовательной программы» необходимо соблюдать общие принципы построения коррекционно-педагогического процесса.

Одним из наиболее важных принципов построения педагогического процесс а является принцип индивидуально - дифференцированного под­хода. Он предполагает создание педагогических условий для обеспече­ния образовательных потребностей каждого воспитанника специального детского сада.

Необходимо реализовать потенциальные возможности каждого ребенка, обеспечить полноценное развитие личности. Применительно к детям с ЗПР личностно-ориентированный подход предполагает воздействие не только на познавательную сферу, но и обеспечение условий для преодоления черт эмо­ционально -личностной незрелости, характерных для многих из них.

Реализация этого принципа также предполагает отбор содержания, форм и методов обучения и воспитания с учетом индивидуально -типологических особенностей детей. Рассмотрим формы организации коррек­ционно -педагогической работы с детьми.

В «Образовательную программу» закладывают следующие формы проведения занятий:

- фронтальные занятия (Ф.З.),

- подгрупповые занятия (П.З),

- малоподгруппые занятия - 2 - 3 ребенка (М. П.З.),

- индивидуальные занятия (И.З.).

Рассмотрим возможные варианты организации детей на занятии.

Наши рекомендации